Отец Марины Кальюранд за «боевые заслуги» в рядах СС был награжден двумя Железными крестами
Накануне выборов президента Эстонии в прессе появилась информация, что отец кандидата Марины Кальюранд служил в частях СС и был награжден двумя Железными крестами. Об этом сообщает POSTIMEES со ссылкой на газетную вырезку конца 1980-х г. «Награжден Железным крестом».
Родной отец Марины Кальюранд является дважды кавалером Железного креста. Эти награды он получил, воюя в рядах латышских частей СС, как стало известно из опубликованной в конце 1980-х газетной статьи, которая была иллюстрирована фотографией улыбающегося Имантса Уйтса с огромными усами на фоне своего дома и развевающегося латвийского флага.
Имантс Уйтс (на фото), отец кандидата в президенты Эстонии Марины Кальюранд, в годы Второй мировой войны служил в рядах латышских частей СС и за «боевые подвиги» был награжден двумя Железными крестами. Сама Кальюранд говорит, что ей не было известно об этих фактах биографии родителя.
«Я ребенком несколько раз встречалась с отцом, последний раз — когда я училась в средней школе. Но о его прошлом мы никогда не говорили. Так что я ничего не могу сказать по поводу этой статьи о Железном кресте», — признается политик.
Кальюранд, которая ради участия в президентской гонке ушла с поста главы МИД Эстонии, уверяет, что не слышала о подобной статье. Об отце ей рассказывала мама. По ее информации, Уйтс был мобилизован во время Второй мировой войны в немецкую армию и служил во вспомогательных авиационных частях.
«Данные сведения не повлияют на процесс голосования, поскольку эта информация слишком поздно поступила. Мнение избирателей вряд ли изменится. Что же касается депутатов, то они не принимают во внимание сведения о родственниках политиков», — оценил ситуацию депутат эстонского парламента Михаил Стальнухин в своем комментарии порталу RuBaltic.ru.
Согласно газетной вырезке, принадлежность к изданию и время написания которой определить сложно, Имантс Уйтс, воюя в немецкой армии, дослужился до младшего офицерского звания в войсках СС и имел боевые награды. Известно также, что он вступил в войну в июне 1943 года и был приписан к 19-й дивизии войск СС.
«В соответствии с заслугами его наградили Железным крестом II степени. Потом история повторилась, но уже в другом месте, тогда ему присвоили Железный крест уже I степени. За пятнадцать успешных сражений он получил соответствующий наградной знак, который доказывал, что его владелец в кустах не отсиживался», — цитирует издание материалы газетной вырезки.
По завершении войны Имантс Уйтс попал в плен и как «изменник Родины» был отправлен на лесозаготовки в Подольск. Через некоторое время его перевели в Нарву, где в составе рабочего батальона Уйтс строил сверхсекретный завод редкоземельных материалов в Силламяэ. Тогда же он познакомился с матерью Марии Кальюранд.
Уже после расставания с супругой Уйтс проживал недалеко от Мыйзакюла. Как отмечается в источнике, в Латвию он вернуться не мог, так как боялся репрессий за военную службу в войсках СС. В Эстонии Уйтс окончил университет и выучил язык.
Также известно, что после 1991 г. Уйст съездил по крайней мере один раз в Германию на слет бывших боевых товарищей. Во время этой поездки ему вручили Железный крест первой степени, взамен тому, который он заслужил во время войны, но которого позже лишился.
POSTIMEES сообщает, что Имантс Уйтс последние годы жизни провел одни. Он умер в 1993 г.
Что может значить «вброс» про Железные кресты отца Кальюранд?
В разгар президентских выборов в эстонскую прессу просочились неожиданные сведения о семье фаворита.
Фото: ecomedia.lv
Сама Кальюранд новость не подтвердила, но и не опровергла. Она сообщила, что о статье услышала впервые, а c отцом в последний раз виделась, будучи ученицей средней школы. «Информацию о прошлом отца я получала от матери, – объяснила она. – Знала, что моего отца мобилизовали во время Второй мировой войны в немецкую армию и он служил во вспомогательных авиационных частях. В наказание он потом работал в составе рабочего батальона в Нарве, где познакомился с моей матерью. Это всё».
В подобных «письмах в редакцию», всплывающих в аккурат под выборы, нет ничего удивительного. В странах Балтии, как и вообще в государствах Восточной Европы, предметом обсуждения неожиданно может стать не только вопрос, чем занимались отцы или деды политиков, но и их национальность. В апреле та же Postimees раскопала интересные подробности биографии сына конкурента Кальюранд в президентской гонке – одного из главных спикеров националистической EKRE Мартина Хельме. Хельме тогда наделал много шума, заявив, что национальность Кальюранд служит помехой. Политик с русскими и латышскими корнями не может править эстонцами, сказал Хельме. Скандал был настолько громким, что заступаться за тогдашнюю главу МИД пришлось действующему президенту Тоомасу Хендрику Ильвесу, который обрушился с критикой на «вождя» EKRE за «доморощенное арийство». Журналисты моментально предъявили обществу генеалогию Хельме. В его фамильном древе обнаружились предки с именами Сергей, Екатерина и Татьяна и русской фамилией. Хельме в ответ взялся ругать Postimees за «нацистскую евгенику» и утверждать, что искать чистокровных эстонцев глупо.
Похождения предков в годы войны тоже используются в качестве компромата. Известным случаем запомнились президентские выборы 2005 года в Польше. За неделю до голосования Яцек Курский, скандально известный политтехнолог из штаба Леха Качиньского, поведал прессе, что дед конкурента Качиньского Дональда Туска Юзеф в молодости ушёл добровольцем в вермахт. Обвинение в сотрудничестве с нацистами в Польше может похоронить не одну публичную карьеру. Туск и Качиньский тогда шли нос к носу, и Туск всегда говорил, что оба его деда сидели в концлагерях после ареста гестапо. Журналисты подняли архивы и выяснили, что жизнь Юзефа Туска действительно была сложной. До войны он жил в Данциге (современный Гданьск). Немцы арестовали его, как «неблагонадёжного». Юзеф содержался в лагере Штуттгоф, где строил бараки, потом был переведён в лагерь Нойенгамме, откуда его вывели за трудовую непригодность. Далее, в 1944 году, как гражданина Рейха, Юзефа насильно призвали в армию (жители Данцига стали гражданами автоматически после немецкой аннексии города).
Прослужив несколько месяцев в 328-м запасном учебном батальоне гренадёров, Туск либо дезертировал, либо сдался англичанам. Его внук, как и Кальюранд, сильно удивился, когда узнал про новые эпизоды из истории своей семьи.
Он сообщил, что сведения о деде черпал исключительно из рассказов бабушки, пока дед боялся открыто говорить о своём прошлом из-за страха перед советской властью, которая могла его заподозрить в коллаборационизме.
Тёмные моменты из прошлого политиков нередко попадали во внимание в Литве. Слухи и спекуляции ходили вокруг молодости бывшего президента Валдаса Адамкуса. В его официальных биографиях предпочитали скупо описывать обстоятельства того, как он в 1944 году дважды бежал из Литвы, либо совсем опускать эту веху истории. Адамкус в свою очередь предпочитал не афишировать того, как ему служилось в одном подразделении с печально известным майором Антанасом Импулявичюсом, за жестокость прозванным «минским мясником». Или того факта, что его отряд проходил в немецких сводках как «Боевая группа Медера» – по имени куратора, полковника вермахта Хельмута Медера. Кроме того, в прессе периодически возникали споры, действительно ли Адамкус принимал участие в боевых действиях или был простым переводчиком с немецкого. Поэтому соратникам приходилось развеивать сомнения и ручаться за то, что президент – на самом деле герой войны.
Репутацию политиков порой может подмочить и подозрение в службе совсем другой стороне. Одним из главных компроматов на сменщицу Адамкуса на посту президента Далю Грибаускайте стали слухи о давних связях семьи с КГБ. Летом 2013 года, за год до перевыборов Грибаускайте, литовские СМИ написали, что её отец Поликарпас Грибаускас был сотрудником НКВД, и опубликовали его личное дело. В его биографии нашли множество «странных» и «крамольных» моментов.
Выяснилось, что по молодости Грибаускас был советским партизаном (за что в 80-х получил Орден Отечественной войны II степени), после войны из села сразу переехал в престижный район в центре Вильнюса, «подозрительно» быстро продвигался по службе.
Далю Грибаускайте, начиная с президентской кампании 2009 года, неоднократно связывали с КГБ. В близких отношениях с «органами» её подозревали такие люди, как сигнатар и бывший вице-премьер Зигмас Вайшвила, бывший спикер Сейма Арунас Валинскас, бывшие партийные функционеры Литовской ССР Владислав Швед и Валентин Лазутка. Журналистка Рута Янутене обнаружила, что таинственно пропали несколько страниц из личного дела президента. Её фильм-расследование похождений молодой Грибаускайте в 2012 году в последний момент сняли с эфира TV3 «по этическим соображениям». Грибаускайте связи с КГБ всячески отрицала, заявляя, что не представляла никакого интереса для спецслужб, потому что толкала тяжёлые тележки на меховой фабрике. Но подозрения только усилились, когда в прошлом году стало известно, что президент официальным письмом запретила МИД России публиковать архивную информацию о себе.
Соответствуют ли истине поступившие в Postimees сведения об отце Кальюранд или нет, пока достоверно неизвестно. Время появления письма позволяет отнести его к разряду явных политтехнологических трюков. «Вброс» может иметь разные последствия. Новые сведения о боевой славе семьи кандидата в определённой мере способны улучшить имидж Кальюранд в националистической среде, компенсировав тем самым её русское происхождение. Там наличие Железных крестов воспринимается скорее как предмет гордости, нежели как компромат. Недаром эстонская и английская версии статьи описывают отца Кальюранд в весьма комплиментарном тоне, прямо называя его «героем войны». В то же время «слив» может и в некоторой степени подмочить образ Кальюранд для русскоязычных жителей. Кальюранд, чья девичья фамилия – Раевская, всегда позиционировала себя как русского человека в эстонской политике. В отличие от многих коллег, она охотно раздаёт многочисленные интервью на русском языке и в целом всячески подчёркивает, что ощущает себя русской патриоткой Эстонии.
Кроме того, на посту министра иностранных дел она отличалась более сдержанной и менее агрессивной риторикой в адрес Москвы, особенно на фоне своих коллег, Линаса Линкявичюса из Литвы и Эдгара Ринкевича из Латвии.
Кальюранд – одна из фаворитов президентской гонки и самый популярный кандидат у народа. Ещё до её официального выдвижения на борьбу за главный пост страны летние опросы показывали, что именно её жители Эстонии больше всего хотят видеть во главе государства. Со временем поддержка Кальюранд только выросла: в начале сентября на посту президента её видели 40% жителей. Рейтинг её главного конкурента, Сийма Калласа (реформисты), снизился до 18%, остальные кандидаты собирали 5–8%. Опросы, проведённые 19–21 сентября, показали дальнейший рост популярности Кальюранд: она достигла 43,5%, в то время как рейтинг Калласа опять пошёл на понижение.
Что касается Коллегии выборщиков, Кальюранд лидирует и там, правда с минимальным отрывом. Выборщиков опрашивало Эстонское национальное телерадиовещание. Среди согласившихся рассказать о своих предпочтениях Кальюранд набрала 69 голосов. Следом идёт Каллас с 68 голосами. На третьем месте – выдвинутый IRL Аллар Йыкс (58 голосов). Среди рассказавших, кого они готовы поддержать во вторую очередь, Кальюранд тоже лидирует с 77 голосами. Таким образом, впервые за 25 лет после восстановления независимости Эстонию может возглавить человек неэстонского происхождения. Более того, в эпоху сложных отношений между Москвой и Таллином во главе Эстонии может оказаться политик, который умудряется одновременно продолжать чёткую линию эстонского истеблишмента и при этом воздерживаться от откровенно конфронтационного тона в публичных высказываниях, предпочитая общаться на языке дипломатии. В этих условиях подобные «сливы» в адрес Кальюранд выглядят неслучайно.
Кальюранд с большим отрывом лидирует по популярности среди кандидатов в президенты
Популярность Сийма Калласа среди населения снизилась, третье место занимает Майлис Репс.
Марина Кальюранд и Сийм Каллас являются наиболее популярными кандидатами на президентский пост среди населения Эстонии, при этом рейтинг Кальюранд за последний месяц вырос, а Сийма Калласа — понизился. Об этом в пятницу, 23 сентября, сообщили утренние теленовости ERR со ссылкой на социологический опрос, проведенный Turu-uuringute AS по заказу Eesti Päevaleht.
В сентябре по сравнению с августом поддержка Кальюранд выросла с 25 до 41%, а вот популярность Сийма Калласа снизилась с 19 до 15%.
На третьем месте по популярности Майлис Репс, которую хотели бы видеть новым главой государства 7% опрошенных. Четвертое место с одинаковым показателем в 6% разделили Аллар Йыкс и Март Хельме.
Сегодня избирательная комиссия завершает регистрацию кандидатов, а выборы президента в Коллегии выборщиков состоятся в субботу, 24 сентября.
Комментарии
Дети мясников на гребне политической волны . Ей гордиться надо, а не мямлить о незнании факта - это для ее политической карьеры в Эстонии огроменный плюс.
Отец латышский эсэсовец для неё больший плюс который затмит её минус русских корней, а ещё и два креста "герой" просто. Вот наверно первая причина по которой она вряд ли когда поедит в Москву на 9мая.
Русский для начала подучи ,грамотей.
"Потреотам" это без надобности. Главное - на трибуну залезть и нести оттуда всякую хню, вроде того, что
Короче, 3 класса церковно-приходской школы и томик с избранными цитатами Жириновского под подушкой.
Как ты догадался умник ?
Теперь Март Хельме извинится за свои наезды и со слезами на глазах проголосует
Как бы не так! Хельме-младший уже заявил, что его семья всё равно круче - его деды замучили и сожгли намного больше евреев и партизан, чем маринин папа-эсэсовец. Поскольку у его дедов аж три железных креста на двоих.
Во всей этой истории поразительно другое - маринкин папец - эсэсман, каретель, кавалер железного креста - спокойно потом жил всю жизнь, даже окончил университет. А Маринина мать, с таким-то мужем, пусть и бывшим, также спокойно работала в окологэбэшных структурах.
Вот она, наша элита - мать гэбистка-коммунистка, папа - эсэсман.
Ничего странного - удалось в военной неразберихе присвоить чужие документы, а архивы просто погибли или были заботливо уничтожены. Так что ее папец вообще может никакого отношения к взятой им фамилии и национальности не иметь и кровавый шлейф за ним несколько подлиннее. Эсэсманов вообще говоря в плен советские солдаты не брали - татуировка группы крови под мышкой всегда означала для низших чинов расстрел на месте, да и с офицерами после получения сведений не церемонились.
Из статьи следует, что власти знали об его сс-овском прошлом. В Нарву его направили именно как военного преступника.
Знали бы советские власти об его принадлежности к СС - был бы расстрелян. С эсэсманами иначе не поступали в сталинское время. Странно, что направили в Нарву, а не в Тикси.
Ну, на такую мелкую должность, как президент эстонии можно и бабу взять, независимо от того, чем её предки занимались.
Женщины - они ведь в мелочах - практичны.
Дети за грехи отцов и дедов,как известно-не отвечают!
Для неё и её окружения Железные Кресты папки совсем не грех и отвечать не только не придётся, но ещё и на руку сыграет это обстоятельство. Знать бы, во времена совка гбшники держали её за такого свинопапку под колпаком или прошляпили?
Забудь Сталина,у нас деды и отцы отвечают за грехи детей и внуков.причём материально.А эта су..ка, дочь фашиста.
В Эстонии таких время чествования а в Германии фашистов до сих пор сажают даже кому за 80...разные члены ЕС..
Ну, предположим, и в Германии особо их не сажали. Преступными организациями вермахт, люфтваффе, кригсмарине, абвер и пакетаукцион не были признаны и их военнослужащие и сотрудники еще в конце 40х были распущены по домам. Небезызвестный Паулюс даже министром обороны ГДР побыл пару лет. Но СС, СД, всякие легионы-батальоны-зондеркоманды за истребление гражданских лиц мало-помалу отвечали за содеянное. Так что фашист фашисту с юридической точки зрения рознь.
В Германии все было сложно. К примеру, более половины нацистских судей остались на своих местах и в ФРГ, спокойно доработали до пенсии.
Один такой судья приговорил к смерти 17-летнего немецкого паренька, который не вынес ужасов войны, бежал с фронта домой к маме, где его и приняли. Приговор тут же привели в исполнение, паренька расстреляли. На следующий день Германия объявила о капитуляции. Этот судья тоже остался на своем месте и доработал в ФРГ до пенсии.
Что Вы хотите от педантичных до е...утости немцев? Даже если бы это был родственник судьи, скидок бы не было. Да и вр время войны в любом государстве за дезертирство только расстрел. К слову, не байка ли про судью? Этими делами занимается всегда военно-полевой суд, состоящий из солдафонов с минимальными юридическими знаниями. И в гражданскую юридическую систему они по причине узости знаний никогда не попадают.
Дети не отвечают за своих родителей.
А как же статья на Стене, в которой говорилось о молодом человеке, который будет выплачивать деньги по грехам родителей? В РФ с этим проще - требования кредиторов исполняются из имущества и денежных вкладов покойного, но если этого не хватает, то детей или прочих родственников никто взять наследство (это подразумевает также выплату всех долгов покойного наследниками) не приневолит.
Отправить комментарий