Первое «Поле чудес»: как это было + Топ-10 выпусков
Сейчас "Поле чудес" мало кто смотрит, а когда-то это была для многих развлекательная передача номер один. 30 лет назад, в октябре 1990 года советские телезрители увидели первый выпуск капитал-шоу «Поле чудес». В нем не требовались обширные знания, участники наобум называли буквы и крутили барабан — все ради призов, которых не купишь в магазине. Со временем ставки выросли до небес: после сувениров, одежды и бытовой техники начали дарить машины, туристические путевки и квартиры. За тридцать лет программа превратилась в отдельную вселенную со своим фольклором, ритуалами и культом седого мужчины во фраке.
Журналист Александр Морсин, детально изучивший историю самой народной телевикторины страны, отвечает на вопросы о премьере шоу в октябре 1990 года.
Как появилось шоу?
Идея телевикторины с угадыванием слов, пока вращается барабан, поделённый на сектора, принадлежала ведущему программы «Взгляд» Владиславу Листьеву, актёру Игорю Угольникову.и его знакомому Алексею Мурмулёву. Проживший несколько лет за границей Мурмулёв предложил объединить популярные иностранные телеформаты и перенести их на русскую почву. Работа над новым развлекательным шоу для Центрального телевидения началась летом 1990 года, первый выпуск вышел 25 октября.
Кто участвовал в съёмках?
«Поле чудес» было проектом телекомпании ВИД, созданной костяком «Взгляда», поэтому на первых съёмках появлялись все «взглядовцы»: Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский и другие. Режиссёр «Поля чудес» Елена Харчевникова рассказала VATNIKSTAN, что на запись также приходили будущий генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст и его заместитель Александр Файфман (в выпуске в честь 30-летия шоу они подарили ведущему «огурчики засола девяностого года»). Режиссёром пилотного выпуска, который вёл Влад Листьев, был ведущий «Музобоза» Иван Демидов.
Стоп. Разве игру не всегда вёл Якубович?
Нет. Леонид Якубович стал ведущим программы спустя год после её выхода в эфир, но в подготовке первого выпуска он участвовал. По совету Алексея Мурмулёва Листьев пригласил на запись специального человека для «раскачки» зала. Мурмулёв вспоминает:
«На австралийском телевидении я впервые увидел людей, специально работающих с публикой. Перед командой „Мотор!“ её немного накручивают, бодрят и посвящают в курс дела: что будет происходить, как лучше реагировать, куда смотреть. Заранее снимались аплодисменты, крупные планы. Я говорю Владу, давай сделаем, как у них? Пусть в „Поле“ не будет замороженных лиц. Есть у тебя такой человек? Надо чтобы он всех растормошил, и мы начнём съёмку». У Листьева был подходящий знакомый. Им оказался 45-летний конферансье и сценарист Леонид Якубович.
Как выглядела студия?
Совсем не так, как сейчас. Дебютные выпуски снимались в другом павильоне «Останкино», рассчитанном на два-три десятка человек. Первые декорации обыгрывали мотивы детской повести «Приключения Буратино», откуда выросло название программы («Полем чудес» в повести назывался пустырь с мусором).
В одном из интервью звукорежиссёр программы Татьяна Дюжикова рассказывала:
«Собрали старые стиральные машины, столетние телевизоры, весь хлам со склада. Покрасили примерно в один цвет и выставили сзади. В первом ряду можно разглядеть антикварные диваны и светильники. „Чёрным ящиком“ стал кофр для баяна, найденный на свалке».
Кем были первые спонсоры?
Спонсоров, готовых предоставить подарки, находил лично Листьев. В 1992 году он объяснял:
«Приходилось ездить к бизнесменам и уговаривать их дать призы под неизвестно что. Фактически они давали под меня, потому что в какой-то степени доверяли».
Известно, что спонсорами первых выпусков «Поля чудес» стали американские компании B&D и Coca-Cola и латвийские производители парфюмерии Dzintars. На самом деле программу также поддержали бюджетные организации: Всесоюзный центр по товарам и услугам министерства металлургии СССР и Московское центральное объединение оптовой торговли сувенирами.
Что дарили игрокам?
В основном бытовую технику (кофемолку, магнитофон, пылесос), посуду (тарелки, сковородки, самовар), одежду (джинсы, рубашки), косметику и сувениры. Призы получали только победители игры и участники, отказавшиеся от денег ради содержимого «Чёрного ящика». Одним из самых ценных подарков считался поднос с жостовской росписью. Пределом мечтаний в суперигре был автомобиль. Чтобы разыграть его уже в первом выпуске, Листьев сам ездил в Тольятти на АвтоВАЗ.
Кстати, игроки. Как они попали на шоу?
Первые участники «Поля чудес» узнали о съёмках новой программы из выпусков «Взгляда» в июле-августе 1990 года. Чтобы оказаться за барабаном, претендентам требовалось прислать в «Останкино» составленный ими оригинальный кроссворд, свой портрет и короткий рассказ о себе. Плагиат, оговаривалось в анонсе, отбраковывался ещё на подступах: всех недобросовестных авторов ждало «разоблачение».
Заинтересовавшие редакцию авторы получили письма с приглашением на игру.
Кто участвовал в игре?
Студент из Ленинграда, врач из Томска, инженер из Еревана, экономист из Одессы, художник-мультипликатор из Свердловска, артист духового оркестра из Москвы и двое приятелей Алексея Мурмулёва. Один из них, звукорежиссёр Вячеслав Дюбайло рассказал VATNIKSTAN, что помогал авторам игры с разработкой правил. Другой участник, логопед Михаил Попов признался, что знал Листьева и даже выпивал с ним, правда, уже после записи пилота. (На самом деле это были участники второй записанной игры, но программа дебютировала в эфире именно с ними).
Что лежало в первом «Чёрном ящике»?
Плюшевая детская игрушка от спонсора B&D. Длинношёрстная серая собачка досталась 41-летнему врачу из Томска Валерию Коврижину, который приехал на программу раньше остальных и, оставшись без обещанного гостиничного номера, остановился у родственников. Игрок принципиально отказывался от любых сумм, предлагаемых ведущим. Последней ставкой Листьева стали вынесенные в студию три тысячи рублей, что втрое превышало размер полугодовой зарплаты Коврижина.
«Я таких денег никогда в руках не держал, — признаётся VATNIKSTAN мужчина. — По-моему, я их тогда даже не видел».
Вторым «призёром» стал Вячеслав Дюбайло, ему достался плеер Sony Walkman.
Кто написал музыку для шоу?
Большую часть музыки для раннего «Поля чудес» написал мультиинструменталист со стажем Владимир Рацкевич — член группы «Рубиновая атака» и основатель проекта «Вектор» (первой в СССР студии «компьютерной музыки»). Рацкевич создал для программы полноценное звуковое оформление: короткие мелодии для заставки, пока вращается барабан, когда выпадают сектора вроде «Приз» или «Банкрот», если угадана буква и так далее. Один из первых примеров авторского саунд-дизайна для советского телепроекта. Ряд треков, впрочем, выросли из композиций Рацкевича с его дебютного альбома «Задача в общем виде», о котором музыкант рассказал во «Взгляде». Так взятая с альбома песня «Филателия» почти без изменений попала в заставку первых выпусков «Поля чудес».
1. Премьера шоу
Точка отсчета программы, колыбель всего развлекательного телевидения современной России. В обшарпанной студии — рандомные декорации, пара десятков зрителей и ведущий «Взгляда» Влад Листьев в новой для себя роли шоумена. Правила игры объясняются прямо в заставке, следом идут рекламные интеграции со спонсорами и нарезка хайлайтов — все как на зумерском ютьюбе. За барабаном не происходит примерно ничего: никто не передает приветы, не вручает подарки в Музей «Поля чудес» (его еще не придумали) и не переодевает ведущего. Участник из Томска, врач с крохотным окладом, отказывается от огромных денег и забирает приз — плюшевую игрушку, участник из Москвы — плеер Sony Walkman; оба дико рады. Ведущий не находит себе места и подсматривает буквы за табло. После финала победитель долго выбирает, как распорядиться набранными очками: выбрать светильник, одеколон, посуду или двухкассетный магнитофон.
«Ужас, сельский клуб», не без удовольствия вспоминал Листьев годы спустя.
2. Первая годовщина
Эпический двухчасовой выпуск с запредельной концентрацией звезд эстрады и кино старой школы — от Андрея Макаревича и Аллы Пугачевой до Леонида Ярмольника и Юрия Никулина. Очень много рекламы, нелепых конкурсов и феерически сложных заданий типа «Как звали дочь Нефертити и Эхнатона?» (не мучайтесь, «Анхесенпаатон»). Местами «Вечерний Ургант», местами «Что было дальше?» — в студии играет живая музыка, ведущий мешает рассказать классную историю, публика обеспечивает лучший закадровый смех всех времен. Главный приз — красный глянцевый автомобиль — стоит у барабана, остальное пространство завалено подарками и мерчем.
Выпуск записывался через два месяца после августовского путча, поэтому ведущего всю игру не перестает волновать вопрос, кто из участников где был и что делал, пока он опрашивал защитников Белого дома.
Триумф и лебединая песня основателя шоу — в следующей игре Листьева сменил Леонид Якубович.
3. 100-й выпуск
Выход телеигры на улицу и новый уровень продакшена. «Поле чудес» больше не камерный проект, снятый в закутках «Останкино»: при желании для записи игры можно арендовать «Лужники» или «Олимпийский». Почти так и происходит. Юбилейный выпуск снимают в Московском цирке на Цветном бульваре, который превращает и без того комичное шоу в образцовое шапито.
Якубович летает над манежем, первопроходец российского стендапа Ян Арлазоров троллит зал, Листьева и Якубовича запихивают в две шкатулки.
И все же главное событие вечера — проигрыш в суперигре учителя географии из Магадана. Мужчина знал слово и мог выиграть иномарку «Вольво-850», но ему помешала подсказка из зала. «Стоп! Встаньте! Кто это сказал?! — взорвался ведущий. — Вы лишили человека машины!».
По официальной версии, ее прокричал пьяный зритель, по другой, — кто-то из подсаженных на арену сотрудников «Поля» или компании-спонсора. Земляки игрока объявили программе бойкот и завалили редакцию коллективными письмами с требованием вернуть автомобиль «нищему учителю, которого публично, при свете юпитеров, обокрали и унизили»
4. Рождественская игра в Барселоне
Первый зарубежный выпуск и, как указали бы сейчас, «партнерский материал» со съемками в старом замке на деньги испанской винодельни. Почти все участники — недавние эмигранты из России или испанцы с хорошим русским языком, когда-то работавшие в Москве.
До запрета рекламы алкоголя еще далеко, так что поводом для тоста и торжественной раздачи бокалов становится любая мелочь. Шампанское расходится по залу литрами.
Под камеру заключаются важные договоры: российские и испанские бизнесмены затевают общие проекты, «Поле чудес» вот-вот введет консульский сбор. На редкость космополитичный выпуск, попадающий в цайтгайст и отвечающий зрительским ожиданиям о красивой европейской жизни, где, оказывается, нашлось место даже выходцам из бывшего СССР. Через полгода телевикторина пойдет дальше и организует круиз «Поле чудес» по Средиземному морю с артистами и олигархами на борту.
5. Уход Якубовича (на самом деле нет)
Первоапрельский выпуск, обставленный в виде проводов Леонида Якубовича на пенсию и заслуженный отдых. Изначально неправдоподобный выпуск авторы усиливают фальшивым юбилеем ведущего, которому якобы скоро стукнет шестьдесят лет (в действительности ему не было и пятидесяти). Творческий вечер Якубовича быстро переходит в ностальгический: игроки — сплошь крупнокалиберные звезды эстрады и телевидения — вспоминают ведущего в молодости и травят несусветные байки из их общего прошлого.
Юрий Никулин приносит бутылку водки в память о том, как «маленький Леня» убирал в детстве за цирковым слоном, у которого «два дня был запор».
В программу также входят снятые по случаю абсурдные скетчи, в которых от имени обывателей и городских сумасшедших о Якубовиче говорят популярные артисты. Есть даже фейковый сюжет, снятый MTV о судьбоносной роли Якубовича в судьбе Майкла Джексона. Под занавес эфира зрителей ждало шокирующее известие: новым ведущим шоу станет — впрочем, лучше посмотрите сами (спойлер: другой мужчина с усами).
6. Скрытая панихида по Владу Листьеву
В марте 1995 года основатель «Поле чудес» и генеральный директор ОРТ Влад Листьев был застрелен в подъезде своего дома. На следующий день в «Останкино» собрались главные телевизионщики страны, чтобы вспомнить ведущего №1 и обсудить, как жить дальше. Примерно в том же составе они оказались за барабаном в последнюю пятницу года: десять самых популярных телеведущих федеральных каналов весело угадывали слова и пели «В лесу родилась елочка».
Зловещие нотки эфиру придавал не только конец песни песни, где елочку срубили «под самый корешок», но и сам выбор участников новогоднего выпуска.
В последний раз телезрители видели их в одном кадре, когда они прощались с Листьевым в «Останкино», а впервые — за три года до этого — в еще одной новогодней коллаборации топовых ведущих в клипе на «Песенку о хорошем настроении» (с Листьевым во главе). На то, что, кроме уходящего года, викторина провожала и убитого журналиста, указывает то, что впервые перед заставкой «Поле чудес» шло интро «ВИД представляет программу Влада Листьева».
7. «Куклы» за барабаном
Самый ангажированный и политически заряженный выпуск, использованный для ковровой агитации населения в пользу Бориса Ельцина накануне выборов президента 1996 года. Участниками игры стали резиновые двойники кандидатов, которых зрители привыкли видеть в программе «Куклы» на канале НТВ.
Патентованная сатира «Кукол» осталась на месте, но кое-что изменилось: издевки и толстые намеки на шкурные интересы летели в адрес всех, кроме «Ельцина». Как нетрудно догадаться, именно он вышел в финал, одержал победу и поразил в суперигре ведущего «мудростью и мужеством».
Через две недели прототип куклы был переизбран на второй президентский срок. В остальном — классический выпуск «Кукол», идеально разыгранный в локациях «Поля чудес»: ушлые политиканы обнажают нутро, берут взятки, организуют налеты на оппонентов, вступают в сговор и водят население за нос.
8. «Поле чудес» в Африке
Самый неполиткорректный выпуск, якобы снятый в одном из государств Экваториальной Африки — Мих Маклахе. «Туземцы» в восторге от всего русского и видят в россиянах старших братьев: интересуются их культурой, поют «На поле танки грохотали» и чтят Пушкина.
Обрусевшие игроки в косоворотках и перешитых из матраца халатах отвечают на вопросы про Московию и средневековую Русь, Якубович изображает ритуальные танцы Черного континента, носит блэкфейс и принимает «в подарок» молодую девушку, которая тут же бросается целовать ему руки.
С виду толерантный выпуск, посвященный дружбе народов, на поверку оказывается противоположностью и битый час оправдывает культурный империализм, подходы колонизаторов и цивилизующую роль белых «варягов». Примерно в том же духе и одновременно с «Полем чудес» нишу телеюмора про «русских негров» осваивал записной комик «Аншлага» Николай Лукинский с чулком на голове, говорящий «С новым годом, пошел нафиг!» и «мой френд — чукча».
9. 1000-й выпуск
Эпохальный и до ряби в глазах многолюдный выпуск, после которого «Поле чудес» перешло на другую орбиту — в разряд бесконечных проектов вроде The Rolling Stones или твиттера Дональда Трампа. Еще одна попытка заявить о международном признании программы, для которой нет этнических и конфессиональных границ: игроки представляют Грузию, Украину, Конго, Алтай, Индию, и, естественно, Россию, поочередно демонстрируя свои таланты.
Именно в этом выпуске студия превращается в павильон ВДНХ «Сельское хозяйство» (или «Народные промыслы») со столом-барабаном, утопающим в выпечке, соленьях и фруктах. Подаренный Музею игры грузовик овощей ведущий отправляет животным Московского цирка.
В перерывах викторину поздравляют поп-звезды из обоймы «Песни года», переставшие понимать, на каком топливе столько лет держится ведущий, которого не берут даже их выступления под фонограмму. В какой-то момент в зал выносят портрет Листьева, но его фамилия так и не прозвучит. «Вот он начал», скажет Якубович и махнет рукой в сторону предшественника.
Полностью смотреть здесь
10. 30 лет в эфире
Последний на данный момент выпуск меташоу, которое на глазах перерождается в провинциальный караоке-клуб, снятый бухгалтерией убыточного депо для корпоратива. В честь круглой даты студия переоборудована под филиал Музея «Поле чудес».
Каждые пять минут звучат народные песни под гармонь, участники лепят с ведущим пряники, вращают клумбу-барабан с самоваром и готовятся к свадьбам.
Неожиданно в зале появляется генеральный директор Первого канала Константин Эрнст с подарком — «огурчиками засола девяностого года». По словам Эрнста, «Поле чудес» является самой популярной программой российского телевидения в пятничном слоте с 20 до 21 часа, и это «беспрецедентный результат». Другим важным гостем становится Александр Любимов, генеральный директор телекомпании «ВИД» (производителя программы). «Барабаны крутят во многих странах, но нигде нет такой атмосферы истинного российского человеколюбия с подарками и приветами», — говорит Любимов. Якубович воздерживается от пожеланий смотреть «Поле чудес» еще тридцать лет, предлагая вместо этого быть «здоровыми и счастливыми».
Запись передачи, которая только что вышла в эфир, можно посмотреть здесь.
Комментарии
Отправить комментарий