Петиция по негражданам в ЕП: мы разворошили это осиное гнездо!
Пишет Андрей Мамыкин, депутат Европарламента из Латвии: Прошли долгожданные слушания по негражданам в комитете по петициям ЕП. Они закончились только сейчас.
История вопроса: летом 2016 года жители Латвии и Эстонии собрали более 22 тысяч подписей в защиту политических прав неграждан. Подписи тогда собирали офисы евродепутатов Яны Тоом, Татьяны Жданок и вашего покорного слуги. Еще раз спасибо всем, кто тогда подписался!
![](https://i.stena.ee/18/2018-04-26_112223.jpg)
За эти два года наши недруги неоднократно пытались добиться замалчивания проблем неграждан Эстонии и Латвии. Нам удавалось отбиваться в течение двух лет. Ярчайший пример — голосование на пленарной сессии ЕП в декабре, где с перевесом в 7 голосов (всего в ЕП — 751 депутат) мы добились сегодняшних слушаний по негражданам на Комитете по петициям.
Это, кстати, уже второе слушание по негражданам. Первое было в июне прошлого года, по детям неграждан, после чего президент Вейонис подал в Сейм поправки об автоматическом предоставлении негражданам-детям гражданства Латвии. Сейм тогда инициативу президента провалил.
На этот раз выступали эксперты по негражданству:
☞ доктор Сюзанн Тонсманн из Цюриха говорила о том, почему механизм натурализации в ЛР и ЭР работает плохо;
☞ доктор Мартиньш Папаринскис из Университетского колледжа Лондона — о поражении в политических правах неграждан ЭР и ЛР;
☞ профессор из Милана Ангела ди Грегорио — о лингвистических меньшинствах ЛР и ЭР.
☞ Выступали мы — Мирослав Митрофанов, Яна Тоом, я. Выступали другие коллеги, которые подержали нас.
☞ Петиционеров представил этнический эстонец — писатель Каур Кендер.
Нашу петицию негласно называли «петицией Степанова» — по имени русского негражданина Эстонии, журналиста из Нарвы Степанова, который в 2016 году подписал ее первым. Но сам господин Степанов не смог по очень уважительным причинам приехать в Брюссель, и его заменил второй подписант — Каур Кендер, большой защитник прав неграждан Латвии и Эстонии. Он призвал ввести общеевропейское гражданство для неграждан ЭР и ЛР.
И такой правовой механизм в ЕС уже вырисовывается.
Практический итог слушаний — теперь о негражданах Латвии знают в ЕП даже уборщицы. И больше аргументы наших пабриксов-зиле, что неграждане — это все слуги Кремля, не пройдет.
Слушания велись в прямом эфире на сайте Европарламента.
Любое слушание в комитете по петициям ЕП заканчивается тем, что петицию закрывают. С точки зрения политической тактики мы хотели, чтобы петицию еще подержали открытой и Европарламент довел бы до специальной миссии ЕП по негражданам в две страны, а также чтобы парламент принял резолюцию. Правые партии этого очень сильно боялись.
Мы, конечно, имели шанс выиграть это голосование. Оно прошло с перевесом всего в один голос — предателем оказался эстонский социал-демократ Ивари Падар. Все остальные социал-демократы, мои испанцы, французы, немцы, голосовали за сохранение петиции!
Кроме того, неграждан Эстонии и Латвии поддержали «зеленые» (группа Мирослава Митрофанова, коммунисты, группа прямой демократии Фараджа, независимые).
Против были только христианские демократы (группа Пабрикса-Кариньша и консерваторы, группа Роберта Зиле, который сам в панике прибежал вообще только на голосование, а в дебатах не участвовал)
Вообще слушания, которые начались в полупустом зале, закончились при полном аншлаге.
Правые депутаты ЕП в панике хватали в коридоре своих коллег и вели на голосование по закрытию петиции. Это была картина... словно крысы на тонущем корабле! Они реально не знали, что делать, потому что теперь в Европарламенте о негражданах Эстонии и Латвии знают просто все! То, что петицию закрыли, я не считаю поражением. Это тактическая победа.
После слушаний комитет постановил призвать Еврокомиссию принять все меры по сокращению безгражданства в двух странах ЕС, потому что это ненормально, когда в ЕС продолжают рождаться граждане бывшего СССР (представитель Еврокомиссии была на слушаниях).
И у комиссии есть все механизмы, включая лишение европейского финансирования страны ЕС, где нарушаются права человека.
Также комитет обратится с политическим призывом к правительствам двух стран гарантировать негражданам Латвии и Эстонии как минимум право выбора Европарламента. (Несправедливость в том, что при расчете мест евродепутатов в ЕП от страны или при разделении денег еврофондов неграждане учитываются, но политических прав при этом не имеют.)
И самое главное: не удалось «замести проблему под коврик», что у нас, мол, тут все хорошо, — на что расчитывал Пабрикс, который вообще не принимал участие в слушаниях, но прибежал под конец задать глупый вопрос экспертам: «Если вы за неграждан, вы что — отрицаете советскую оккупацию?» Браво! Это говорил профессор политологии!
P.S. И да, кстати. Мы подготовили новый сюрприз. Сразу после закрытия этой петиции мы с эстонской коллегой Яной Тоом подали новую петицию по негражданам.
В ней говорится об ограничениях для неграждан внутри ЕС:
☞ неграждане не имеют права на свободное перемещение по всему ЕС, равное с гражданами право на работу,
☞ неграждане не имеют право вести свой бизнес в другой стране ЕС (вне Латвии и Эстонии) — то есть можно открыть представительство латвийской фирмы в Германии, но президент этой фирмы — негражданин Латвии имеет право жить в Германии не более 90 дней;
☞ неграждане не имеют равных с гражданами социальных прав в других странах ЕС...
И по этой петиции тоже будут новые слушания. С нервными припадками и даже откровенной ложью наших некоторых дорогих товарищей. И с миссией Европарламента в Латвию или Эстонию. Чтобы неповадно было!
На верхнем фото: моя эстонская коллега Яна Тоом, петиционер Каур Кендер и ваш покорный слуга.
Яна Тоом: люди, живущие в Эстонии десятки лет, лояльны
В интервью Õhtuleht евродепутат Яна Тоом объясняет после жаркого спора в Комитете по петициям Европарламента, что право на гражданство – одно из неотъемлемых прав человека. Постоянные жители, лояльный Эстонии, должны получить гражданство, если они того хотят, считает Тоом.
Каков, по оценке Тоом, уровень обучения эстонскому языку иноязычных жителей Эстонии? Тоом не церемонится: «По сравнению с некоторыми другими странами-членами ЕС – нулевой».
По ее оценке, обучение взрослых иноязычных жителей страны шло параллельно с запугиванием, поэтому многие могли выбрать самый дешевый, но не самый лучший вариант. «Я знаю людей, которые ходили на курсы три, четыре, пять раз — и все равно не говорят по-эстонски, – возмущена Тоом. – У нас нет обучения по специальностям. Я уже приводила в пример нарвского гинеколога, которая жаловалась, что после курсов знает, как по-эстонски будет «дождевой лес», но не знает таких слов, как «матка» и «яичники»». Она считает, что людей нужно обучать языку в соответствии с их профессией.
Если говорить про обучение языку, Тоом уверена, что и помимо скверных курсов хорошее в этой области найти нелегко. Скажем, в телеэфире нет уроков эстонского. «Когда мой младший сын в первый раз приехал в Турцию, он за две недели выучил два десятка новых слов — из телевизора, там каждый вечер шли языковые мультфильмы для детей. Турции стоит позавидовать, – говорит Тоом. – Да и в школе у нас эстонскому учат не лучшим образом. Нельзя забывать о том, что эстонский и русский языки – из разных языковых семей, проводить параллели, как между французским и испанским, например, просто невозможно».
Тоом вовсе не считает, что не нужно учить язык страны проживания, однако государство должно отвечать за качество обучения языку. Что касается связи гражданства и владения языком, Тоом отвечает конкретно и решительно: «Люди, которые живут в Эстонии много десятилетий, лояльны этому государству и хотят гражданство, должны его получить. Кто не хочет, оставит себе серые паспорта – и спор навсегда уйдет в прошлое».
Яна Тоом о петиции по негражданам: я пытаюсь вызвать давление Брюсселя
В интервью Postimees член Европарламента от Центристской партии Яна Тоом признает, что хотя государственная политика гражданства – и не дело Евросоюза, ее цель состоит в том, чтобы создать в Брюсселе давление, чтобы и неграждане могли выбирать европарламентариев. «И я с этим справлюсь!»
–Позвать Каура Кендера было вашей идеей?
– Петиция была составлена в моем бюро, мы собрали под ней подписи. Всего было около 20 000 подписей. В Эстонии собрали почти 10 000. Там есть и подпись Каура Кендера. Когда Сергей Степанов (официальным подателем петиции был житель Эстонии Сергей Степанов – ред.) по причине здоровья отказался, мне пришлось за три дня найти ему замену. Я подумала, что Каур Кендер – это было бы прекрасно, и он вполне оправдал мои ожидания.
– То есть ситуация в Эстонии действительно так плоха, как ее рисует Каур Кендер?
– Каур Кендер выразил свою точку зрения. Он сказал, что не хочет постоянно находиться в пространстве, где постоянно говорят об оккупации. Мне тоже не нравится это постоянное ковыряние в ранах.
– Но ведь то, как вы поднимаете эту тему, делает то же самое – очередной укол в раны обеих народов.
– Это наводящий вопрос, которых журналист задавать не должен. В вашем вопросе содержится утверждение и вы хотите, чтобы я согласилась с этим утверждением или нет.
– В чем состояла цель петиции?
– У нас 6% населения, которые платят налог, в том числе налоги Евросоюза, но которые политически не представлены. Цель всей кампании – обратить внимание Европы на то, что происходит. Эта ситуация не нормальна. Евросоюз отправлял множество предписаний Эстонии, чтобы она решила проблему.
– Каким, по вашему мнению, могло бы быть это решение? Чтобы серопаспортникам автоматически дали тот же статус, что и гражданам?
– Евросоюз не может вмешиваться в политику гражданства.
– Но вы же этого добиваетесь?
– Мы обсуждали право голоса на выборах в Европарламент, это не равно гражданству. Это разные вещи. Я бы никогда не внесла такую петицию, где бы я призывала дать негражданам гражданство, потому что эта петиция не была бы принята к рассмотрению. Это компетенция страны-члена ЕС.
– Это часть дискуссии о том, надо ли изменить права серопаспортников. Это же внутреннее дело Эстонии?
– Права человека – не внутреннее дело одного государства. А если это так, то это не страна Евросоюза.
– Слушаю семинар и часть петиции. В одном обсуждают и поясняют очень нейтрально, почему у нас сложилась такая ситуация. И тут наступает часть петиции, где Каур Кендер в качестве вашего нейтрального гостя сообщает, что в Эстонии катастрофа, поскольку у неграждан нет политических прав.
– У неграждан нет политических прав, и ни один эксперт не утверждал обратного.
– По этой части не занимали и радикальных позиций.
– Если бы человек был доволен, он не подписал бы петиции. Если он подписал, это означает, что он не воспринимает это дело так спокойно и не оценивает его положительно.
– Насколько эта петиция повлияет на репутацию Эстонии?
– На репутацию эстонского государства намного хуже влияет то, что 6% населения политически не представлены (у неграждан есть только право выбирать местное самоуправление – ред.)
– Всю проблему мы решим, дав им право голосовать на выборах в Европарламент?
– Разумеется, это не решило бы всей проблемы, но конкретная петиция касалась этого. Следующая петиция, которую мы подали с Кауром Кендером, касается свободы передвижения в Евросоюзе. Мы все коллективно вступили в ЕС, но люди, которые платят налоги этому объединению, не могут наслаждаться всеми свободами, которые мы называем основными свободами Евросоюза, как, например, свобода передвижения. У них нет возможности свободного передвижения ни в плане рабочей силы, ни в плане услуг.
– Вы не считаете, что это решение самих людей?
– Они не сами приняли это решение, как показывают мониторинги интеграции – 50% людей, у которых серые паспорта, говорят, что неспособны сдать экзамен по эстонскому языку на уровень B1. Если мы поедем в Нарву и поговорим там с людьми в возрасте 65+, мы поймем, что это очень сложная задача.
Я считаю, что все те, кто годами жил в Эстонии и тут родился, живут с серым паспортом, не взяли российского гражданства – что очень просто, тем самым продемонстрировали свою лояльность эстонскому государству. И было бы великодушно дать им гражданство, если они этого захотят и подтвердят, что лояльны эстонскому государству.
– Швейцарский ученый на том же семинаре сказала, что у серопаспортников нет мотивации получать эстонское гражданство…
– Для меня это не аргумент. Это точно то же, что «зелен виноград». Если ты ничего не получаешь и знаешь, что не получишь, то, чтобы сохранить здравый смысл, ты придумываешь всевозможные мотивации. Аргумент Урмаса Паэта в том, что безвизовые поездки по России – это огромное преимущество, но это не так. В поданной вчера петиции мы обращаем внимание на то, что граждане Эстонии могут путешествовать без визы в 139 стран, а для неграждан эта цифра равна 15.
– Вы говорите, что вопрос гражданства и серых паспортов комплексный и сложный, зачем тогда тянуть с одного конца, европарламентского? Почему нельзя обсуждать его, не разжигая ненависти, не так, что одной общине говорится, сколько зла вам причиняют, а другим бросают, что вы-то и есть, кто причиняет зло?
– Я думаю, что пытаюсь делать это без эмоций.
– Зачем тогда звать выступать Каура Кендера?
– Почему я не должна была этого делать? Он был очень вежлив, спокойным голосом выразил свою позицию.
– Он сказал Европе, что в Эстонии происходит катастрофа с негражданами.
– У нас с вами разное понимание вежливости. Ложь не есть вежливость. Что касается разжигания ненависти, я считаю, что ее разжигает некто Урмас Паэт, который лжет, что был в шоке от того, что там звучало. Он политик, он должен сохранять хладнокровие и спокойно слушать аргументы. К нам ведь не обращаются люди, у которых все прекрасно. Если кто-то приходит с проблемой, он иногда выражается очень плохо. Это наша работа, мы выслушиваем очень спокойно.
– Политики всегда найдут возможность обернуть высказывания в свою пользу, как, очевидно, и российская пропаганда, которая использует сказанное с третьей целью. Но решение ведь от этого не родится?
– Я доверяю Кендеру, поскольку он честный человек. И что мне симпатично, будучи этническим эстонцем, гражданином по рождению, он ломает голову и сердце из-за неграждан. Но таких эстонцев, к сожалению, не слишком много. Что касается того, почему я все это делаю с одной конца, очень просто: я работаю в Европарламенте. Если бы я была директором дома культуры, я бы занималась этим как-то иначе.
– Ваша цель состоит в том, чтобы эстонцы и русские могли сосуществовать в одном государстве?
– Именно. Как ограничило бы право голоса неграждан на выборах в Европарламент права эстонцев?
– Вы не считаете, что чем радикальнее становится дискуссия, тем сложнее убедить эстонцев в том, что у серопаспортников могло бы быть больше прав?
– Это не так. Во-первых, эта дискуссия не становится более радикальной, а ее накручивают по политическим причинам. Является Ивари Падар, член селкохозяйственной комиссии, и начинает голосовать как замещающий член в рядах соцдемов, поскольку надо защитить своих. Что ты лезешь не в свое дело, если ты не читал документов и не слушал экспертов? Вот это нагнетание напряжения, выборы на носу.
– Но вы ведь говорите, что гражданство – не тема Европарламента?
– Это была тема Европарламента до расширения. Нам постоянно делали предписания, как решить проблему. Я пытаюсь вызвать в Брюсселе очень четкое давление в том плане, чтобы эти люди смогли голосовать на выборах в Европарламент. И я с этим справлюсь.
– Ваша петиция закрыта, что вы об этом думаете?
– Здесь закрывают все петиции, это процедура, которая проводится, когда дело рассмотрено. Нет ни одной петиции, которая всегда была бы открыта. Было принято решение, что мы отправим письма правительствам Латвии и Эстонии и Еврокомиссии, где выразим настойчивое пожелание, чтобы они снова инициировали эти петиции. Для серопаспортника это не решение, но шаг вперед.
Комментарии
Может я ошибаюсь, поправьте меня, но вроде как жене Степанова в этом году дали медальку.
Яна, спасибо за проделанную работу, хотелось бы еще, чтобы вы помогли отстоять право учится на родном языке.
Мне кажется это не менее важный вопрос.
В Швеции не требуется сдавать экзамен по языку для получения гражданства, а в России требуется даже для вида на жительства, хотя в России катит оценка в школьном аттестате.
Кто десятки лет уже живёт в Эстонии,государство обязано давать эстонское гражданство без всяких экзаменов,если человек хочет быть гражданином Эстонии!
Все эстонцы итд национальности родившиеся при СССР в России и проживающие в ней имеют Российское гражданство. Они получили его без всяких там экзаменов.
Так как яна тоом открыто отрицает оккупацию Эстонии,то народ со временем исправит ошибку ансипки и саврисама которые одорили яну нашим гражданством.
Ну если когда нибудь народ в этой стране будет что то решать,то такие как ты и тебе подобные быстро перекрасяться,или свалят моментально.
Как эта наглая тетенька надоела!
Эстония крутит фактами, как ей удобно. Как получать Европейские дотации,так она страна ЕВРОПЕЙСКАЯ с ЕВРОПЕЙСКИМИ же ценностями. А как дело касается вопросов гражданства, так Эстония страна НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ. Мол, радеют за сохранение культуры и языка.В Европе сейчас эти грани стираются - мусульман и негров скоро будет больше, чем коренного населения и власти стремятся их встроить в свое многонациональное общество. Но Эстония готова смириться с любым цветом кожи, любой национальностью, но свои русские так и остаются изгоями в стране, где они родились. Только потому, что они РУССКИЕ!А все это от того, что Америка покровительствует милитрофам за то, что те активно экспортируют русофобию.
Отправить комментарий