Почему Европа разочаровалась в Прибалтике
Рассказы об успешном постсоветском развитии «прогрессивных и демократических» стран Балтии не могут обмануть никого на Западе. Европейская пресса открывает своим читателям неприглядную правду о Прибалтике, в частности о Литве, которая вместо «балтийского тигра» предстаёт вымирающей нищей страной, из которой бегут даже беженцы из Азии и Африки.
Коллаж - rubaltic.ru
«С момента обретения независимости в 1990 году Литва потеряла пятую часть своего населения. И население в балтийской стране продолжает сокращаться», — такими словами начинается статья влиятельного австрийского издания Die Presse с характерным названием «Великий исход из маленькой страны». Австрийский репортёр, посетивший Литовскую Республику, без обиняков характеризует её как умирающую, обескровленную страну.
«С момента обретения независимости в 1990 году бывшая советская республика потеряла 800 тысяч жителей. Это связано и с низким уровнем рождаемости, но в основном — с беспрецедентной волной эмиграции, охватившей страну. В начале 1990-х годов уезжали российские военные и их семьи, но пиковые показатели в статистике эмиграции были после вступления в ЕС в 2004 году и в результате финансового кризиса. И в 2015 году, когда Великий исход, казалось, уже был преодолён, население Литвы снова стало стремительно сокращаться».
«Для нас это был шок. Это парадокс: все экономические показатели идут вверх, число эмигрантов должно было уменьшиться», — цитирует Die Presse представителя Международной организации по миграции в Вильнюсе, по оценкам которого в нынешнем году из Литвы уедет 50 тысяч человек.
Солидное австрийское издание делает о современной Литве все те выводы, которые литовские власти и их средства массовой информации со злобным шипением именуют «русской пропагандой».
Литва — вымирающая страна, будущее которой из-за эмиграции и старения населения находится под угрозой. По прогнозу Еврокомиссии, Литва к 2030 году потеряет больше трудоспособного населения, чем любая другая страна ЕС.
«Эмиграция нависает над страной дамокловым мечом», — пишет Die Presse. Старение населения отягощает бюджет страны и пенсионную систему; кроме того, в Литве давно ощущается недостаток квалифицированных специалистов.
Понятны австрийцам и причины такого плачевного состояния прибалтийской республики.
«Каждый местный житель, просыпаясь утром, первым делом думает о том, как ему свести концы с концами при том количестве денежных средств, которыми он располагает, — пишет Die Presse. — На отопление трёхкомнатной квартиры холодной зимой у литовцев уходит до двухсот евро в месяц, притом что минимальный размер заработной платы составляет 380 евро, а в среднем жители Литвы зарабатывают 748 евро без вычета налогов. В итоге недостаток денег гонит литовцев за границу».
Австрийское издание не настроено к Литве враждебно. Оно отмечает, что в стране имеет место экономический рост, а у правительства страны есть шанс вернуть эмигрантов назад, если оно найдёт для них стимулы возвращаться. Но в то же время приходится честно признавать: сегодня в Литве демографическая катастрофа, народ в стране не живёт, а выживает, поэтому в ней отказываются жить и бегут оттуда даже беженцы из Азии и Африки.
Мифология «истории успеха» Литвы и других стран Прибалтики, сбросивших с себя ярмо «советской оккупации» и превратившихся в «балтийских тигров Свободного мира», не может обмануть никого на Западе: европейские и американские союзники Литвы, Латвии и Эстонии всё прекрасно про сегодняшнюю Прибалтику понимают.
Если бы публикация репортажа о Литве в Австрии была единичным случаем, то литовские «патриоты» могли бы строить в ответ конспирологические теории о том, что репортёр и вся редакция Die Presse куплены Кремлём, что Австрия является нейтральной страной, не входящей в НАТО, что там много российского бизнеса и вообще орёл на гербе держит в лапах серп и молот — запрещённую в Литве коммунистическую символику.
Проблема литовских «патриотов» в том, что подобные материалы о Литве, Латвии и Эстонии в западной прессе далеко не единичны.
«Страны Балтии, часто представляющиеся в западной прессе как смелые экономические реформаторы и образцы “Новой Европы”, как представляется, самая быстро вымирающая область во всём мире, — писал несколько лет назад экономический обозреватель американского Forbes Марк Адоменас. — Так что в следующий раз, когда вы услышите, как “Балтией” оправдывают ту или иную консервативную экономическую политику, имейте в виду, что в течение последних двух десятилетий численность их населения рухнула с исторически беспрецедентной скоростью».
«Малая открытая экономика может восстановить полную занятость через дефляцию и внутреннюю девальвацию. Проблема, однако, в том, что такая модель несёт многие годы страданий, и в долгосрочной перспективе мы все мертвы», — охарактеризовал в своей авторской колонке в New York Times опыт выхода Литвы, Латвии и Эстонии из экономического кризиса лауреат Нобелевской премии по экономике, американский экономист Пол Кругман.
Помимо выбранной модели развития в целом Литва и Прибалтика подвергаются на Западе критике и по частностям.
Например, за провальное председательство Литвы в Европейском союзе и неумелое руководство программой «Восточного партнёрства», спровоцировавшее кризис на Украине.
«Напряжённость в отношениях между странами Балтии, включая Литву, и Россией заметно выросла после украинского кризиса. Но ЕС должен избегать втягивания в этот всё углубляющийся конфликт, связанный с внутренними причинами в данных странах, которые имеют зуб на Россию, — писал два года назад брюссельский European business review о плачевных итогах Вильнюсского саммита. — […] Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что действия России являются прелюдией к новой холодной войне. Она сказала, что для ЕС очень важно дать «сильный ответ» российскому президенту Владимиру Путину. Однако сама Литва была недавно подвергнута критике несколькими политическими деятелями ЕС, заявившими, что корни нынешнего кризиса в Украине — в ноябрьском провале Соглашений об ассоциации с восточными партнёрами ЕС».
Или за постоянное напряжение в отношениях с Россией, которое создают своими провокациями в наднациональных западных институтах страны Прибалтики.
«И это то, что я говорю латышам, литовцам и эстонцам: как вы оцениваете свою значимость в Евросоюзе? Вы считаете, что вы ценны тем, что страдаете навязчивой идеей быть чем-то вроде крепости, постоянным провокатором по отношению к этому очень большому, очень важному, очень необходимому соседу? — говорил три года назад тогдашний вице-президент Европарламента Мигель Анхель Мартинес. — Я сказал несколько дней назад президенту Литвы: я понимаю, что это легче — говорить о врагах, о вашей истории и тому подобном. Гораздо сложнее сказать: давайте посмотрим, как мы можем помочь в налаживании отношений. Иначе никто не будет с вами считаться. Вы являетесь единственными, кто может реально сделать вклад в строительство моста. А мы нуждаемся в таком мосте. И это вам решать, хотите вы быть значимыми или не хотите».
Или за стиль литовской дипломатии.
«Эта тирада — не соответствующая риторике ЕС, но совершенно типичная для г-на Линкявичюса — демонстрирует ту роль, которую Литва, страна с населением в три миллиона человек и размером с Западную Виргинию, отводит для себя в украинском кризисе, — писала в прошлом году американская The Wall Street Journal о выступлении «внушительных размеров взъерошенного министра иностранных дел Литвы» Линаса Линкявичюса на встрече глав МИД стран ЕС. — Правительство Литвы стало самым резким критиком России и реагирует на её действия с неприкрытым раздражением и гневом, притом что другие высказываются более сдержанно, используя язык дипломатии».
Наконец, на Западе начали критиковать самих себя — собственные правительства, которые возятся с Литвой, Латвией и Эстонией, хотя их налогоплательщикам эти страны, в общем-то, не нужны.
«Расширение за счёт балтийских государств оказалось колоссальной ошибкой, в результате которой членами НАТО стали беспомощные нации, в защите которых не заинтересована остальная Европа, страны, не имеющие никакого геополитического значения для Америки, однако вовлечённые в острую полемику с Россией, — писал зимой прошлого года американский Forbes. — Если произойдёт что-нибудь плохое, то Америка при минимальной поддержке со стороны европейских «союзников» — они, вероятно, будут искать убежище в Брюсселе — должна будет, судя по всему, иметь дело с обладающей ядерным оружием Россией по поводу спорных вопросов, представляющих значительно больший интерес для Москвы, чем для Вашингтона». Поэтому «безопасность Соединённых Штатов существенно пострадала в результате добавления в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы».
В итоге всех этих публикаций получается крайне негативный образ Литвы и других Прибалтийских республик. Нищие вымирающие провокаторы-попрошайки, из которых повально бегут собственные жители.
На Западе всё больше осознают: проект интеграции бывших республик советской Прибалтики в западную цивилизацию окончился неудачей.
Вместо полноценной части евроатлантического мира Прибалтика стала двойной периферией России и Евросоюза, являющейся для западных союзников мелкими паразитами.
Что получили страны Запада от Прибалтики за эти 25 лет?
Советский металлолом по бросовым ценам в начале 1990-х годов? Собирающих клубнику гастарбайтеров в 2000-е? Непрестанные истерики о том, что злобная Россия на них смотрит? Необходимость обслуживать их фобии, комплексы и фантомные боли по линии НАТО? Литовские банды, грабящие мирных бюргеров в Южной Германии, о чём этим летом рассказали телеканал WDR и газета Süddeutsche Zeitung, расследование которых, что характерно, перевела на иностранные языки, включая русский, и перепечатала на своём сайте Deutsche Welle — немецкая государственная телерадиокомпания для зарубежной аудитории, которая, как известно, абы какой материал о Германии у себя не опубликует.
Помимо углубления кризиса европейской интеграции, у западных союзников растёт искушение выгнать и из Евросоюза, и из НАТО Литву, другие страны Прибалтики и в целом страны Восточной Европы, как балласт, тянущий Запад на дно, не дающий ему выбраться из кризиса и не представляющий для него ценности.
Поддержка «Новой Европы» для «доноров» европейской интеграции — это во многом благотворительность, которую не все могут себе позволить при нынешних кризисных тенденциях.
Великобритания этим летом уже отказалась тащить на себе Восточную Европу, проголосовав за избавление от наплыва литовских и иных иммигрантов. Идея пойти британским путём теперь носится в воздухе континентальных стран «Старой Европы».
По публикациям в их ведущих изданиях видно, что там всё понимают о Литве и прочих «балтийских тиграх». Эти страны умирают, они безнадёжны — об этом пишет никакая не «русская пропаганда», а западный медийный мейнстрим.
Комментарии
Не верю! В комментариях на ютубе от пользователей с литовскими никами постоянно слышны речи об очень сытой жизни в Прибалтике, о множественности предприятий самого разного профиля конкретно в Литве и т.д. Приведенный перечень выпускаемого в Литве заставил по-хорошему позавидовать.
паразиты мелкие а кушать хотят вкусно
Отправить комментарий