Почему мебель эстонского производства не пользуется популярностью?
Из всего числа официально зарегистрированных на бирже труда безработных в Ида-Вирумаа (более восьми тысяч человек) половина приходится на Нарву. Портал Delfi сообщал о возможном массовом сокращении персонала на одной из нарвских мебельных фирм. "Лишних" людей в приграничном городе прибавится? Мебельная фирма ведет переговоры с инвестором и, хочется надеяться, что этому предприятию удастся сохранить производство.
А как вообще обстоят дела в деревообрабатывающей и мебельной отраслях промышленного города, когда-то считавшихся ведущими в Нарве? На крупнейшем в Эстонии Нарвском мебельном комбинате, выпускавшем широкий ассортимент жесткой и мягкой мебели, в свое время работало 1800 человек.
В крупном магазине на ул. Кереса, когда-то построенном для реализации продукции комбината, ныне не принимают заказы на изделия с нарвской маркой. "Производство в Эстонии дорожает с ростом налогов, а также тарифов на электроэнергию и тепло, поэтому выгоднее стало привозить мебель из Польши и здесь торговать этим импортом", — комментирует работник магазина.
Другие магазины также заполнены диванами, креслами, столами, стульями и прочим ассортиментом, изготовленным в основном за рубежом.
Никто не против импорта, но почему в богатой лесными ресурсами стране и с давними традициями деревообработки — не делать собственную мебель? Почему такая зависимость от импорта?
Один из специалистов нарвской фирмы "Вирелтон" поясняет суть проблем в отечественной отрасли: себестоимость производимого здесь товара высока из-за налогов, высоких цен на бензин и электричество. Это сдерживает развитие мебельной промышленности.
Как видим, специалист фирмы "Вирелтон" солидарен с высказыванием работника одного из крупнейших в Нарве мебельных магазинов. На самой фирме "Вирелтон" работает около 20 человек. Изготовленную здесь мягкую и жесткую мебель продают в Эстонии, сырье тоже отечественное.
Там, где созданы благоприятные условия для развития промышленности, например, в Польше, Белоруссии и Германии, мебельщикам удается захватывать рынки других государств.
Нарвский комбинат, в свое время ориентированный преимущественно на восточный рынок, испытал трудности при установлении границы между Эстонией и Россией. Таможенные пошлины отрезали для эстонских мебельщиков Россию как сырьевую базу (древесина), а также как рынок сбыта готовых изделий. Но оставшиеся без работы люди старались найти применения своим навыкам. Даже в подвалах создавались мастерские, которые можно назвать кустарными — технология вековой давности. Ну как, находясь на задворках, можно торговать на рынках ЕС?
Впрочем, технолог самой крупной в Нарве мебельной фирмы MMN Tehase AS (70 работников) Людмила Аннус говорит, что встречает в магазинах и изготовленную в маленьких мастерских продукцию, которая вполне конкурентоспособна. "Многие бывшие работники комбината основали маленькие фирмы, в частности, по сборке мягкой мебели и кухонных наборов. Как-то увидела продукцию такой фирмы и сказала ее владельцу, бывшему работнику комбината, что как технолог с высшим образованием я ставлю тебе оценку "пять" за отличные изделия".
Тяжелая ситуация в мировой экономике сказалась и на деятельности фабрики MMN Tehase, основная часть продукции которой ориентирована на экспорт — в страны Скандинавии, но есть поставки и в страны Балтии. Производство специализируется на деревообработке и изготовлении кушеток и матрасов для мягкой мебели. Управляющий этим предприятием Александер Петерсон поясняет: в этом году на фабрике тоже трудный период, пока предприятие работает в одну смену. "Мировой экономический кризис задел и наше производство", — говорит руководитель. Но фабрика ищет собственные пути борьбы с трудностями. Кризис подтолкнул к поиску новых возможностей. Для успешной работы в будущем база создается сегодня. Например, освоили новинку — изготовление перинок (наматрасников), создающих в спальных комнатах дополнительный комфорт. Наполнителями этих перинок могут быть как поролон, так и натуральный латекс.
Фабрика расширяет сферу деятельности. Так, недавно на территории бывшего Нарвского мебельного комбината MMN Tehase открыла собственный фирменный магазин, в котором покупатели могут заказать то или иное изделие. Предпринимаются усилия и для прорыва на новые рынки. Недавно вышли с продукцией в Норвегию, а теперь ищут возможности на российском рынке. Особенно привлекателен Санкт-Петербург с его огромными возможностями. В свое время торговый знак "Нарова" был очень известен в России, говорит А.Петерсон. Россия вошла во Всемирную торговую организацию и, как полагает управляющий, новые таможенные условия станут более благоприятными. Словом, со вступлением РФ в ВТО для эстонской мебели могут открыться новые перспективы.
"Опыт деревообработки в Эстонии давний. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Вблизи у нас большие рынки", — фокусирует внимание управляющий на том, что во многом завтрашний день будет зависеть от выхода на российский рынок. Главное — на фабрике работают опытные кадры, способные решать сложные задачи, поясняет А.Петерсон. И добавляет, что люди работают с высоким качеством. "Их опыт — это наша опора сегодня. Конкуренция огромна. Должны соблюдаться все качественные условия, предъявляемые покупателями".
Еще одним фактором, способствующим закреплению на рынках, А.Петерсон называет стоимость мебели MMN Tehase — фирма держит цены на свою продукцию в умеренном диапазоне, а это привлекает покупателей.
Комментарии
если народ покупает польское говно значит нарвские мебельщики ничего не могут.
Или нарвские мебельщики не могут конкурировать с польское говном которое реально дешевле! хорошо сделанной работы.
Отправить комментарий