Почему младенцы на картинах такие... удивительные?
Вы когда-нибудь задавались вопросом - почему такие странные дети глядят на нас с картин 10-15 века?
Мадонна с Младенцем, Андреа Мантенья
Младенцепроблемы у средневековых мастеров - штука, на первый взгляд, очень загадочная. У многих художников было по десятку детей - дети, в принципе, не были дефицитом. Посмотреть на то, как выглядел небольшой ребенок не было проблемой, по идее. Тем не менее, чего это мы такое видим на изображениях Мадонны с младенцем?
А видим мы много удивительного!
Видим мы мускулистых младенцев, младенцев-инопланетян, младенцев-дедков, а иногда и бабок, кукольных, квадратноголовых, надутых, покусаных пчелами, страдающих микроцефалией, анатомически поразительных и просто непонятных каких-то неизученных форм младенцев.
Вот, лишний раз убедитесь сами:
Что же это такое происходит с младенцами?
Так вот, есть пара версий на этот счет.
Например, художники рисовали не с натуры, а по канону, используя в качестве образца уже существующее ранее изображение и таким образом кем-то когда-то может быть по памяти изображенный младенец постепенно становился все страннее и страннее. Обращаться к живой натуре было пока не особо принято.
Но есть более глубокая версия (кстати, не отменяющая, а дополняющая предыдущую).
Дело все в том, что младенцы в живописи средних веков - сплошь изображения Иисуса, а его писали сразу новорожденным и взрослым, иногда даже лысеющим и стареющим. Взрослым маленького размера, который еще и заранее знает как плохо для него все кончится.
Суровые были времена, на такие картины глядели не для умиления пупсиками, а в целях молитвенного сосредоточения.
И вообще, глядя на икону, мы смотрим на схематичное, а не реалистичное изображение - не сценку из жизни наблюдаем, а видим сразу замкнутый образ, в котором и прошлое, и настоящее, и будущее вместе, и царство небесное, в котором нет ни времени ни пространства как такового.
То есть, художник пытается нам одним кадром поведать целую историю .
Эта шутка, изображение младенца серьезным взрослым человеком маленького размера, свойственна византийскому искусству и до сих пор актуальна для российской иконописи.
Ну а потом началась эпоха Возрождения, все стало красивым, младенцы стали пухленькими симпатягами и была придумана концепция младенческой невинности. Ну и на натуру опять стали обращать внимание. Отошли в прошлое монструозные дети.
Ну и, напоследок, мой любимый образец от Дуччо ди Буонинсенья.
Лысеющий тридцатипятилетний младенец с ипотекой и кризисом среднего возраста:
Дуччо. «Мадонна Креволе» 1283-84. Сиена, музей собора.
Комментарии
Отправить комментарий