Почему Юрий Яковлев считал, что родился не в свою эпоху
25 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого актера Юрия Яковлева. К сожалению, уже 5 лет его нет среди живых. Фильмы с его участием давно стали классикой советского кинематографа: «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Иван Васильевич меняет профессию».
Казалось бы, с такой творческой биографией сожалеть не о чем. Но несмотря на невероятную популярность у зрителей, сам актер считал, что всю жизнь играл совсем не тех героев. Хотя среди его предков не было дворян, сам он выглядел и в жизни, и на экране, и на сцене, как потомственный аристократ. Яковлев говорил, что родился не свою эпоху, и в роли звезды чувствовал себя очень неуютно.
Родители Юрия Яковлева были далеки от мира кино – отец был юристом, а мать – медсестрой. Он и сам не планировал становиться актером, выбирая между факультетом международных отношений МГУ и ВГИКом, но решил попытать счастья. Удача ему не улыбнулась – на вступительных экзаменах его назвали некиногеничным. А вот в Щукинское училище Яковлева приняли, хотя успехов он там поначалу не показывал – первый курс закончил с двойкой за актерское мастерство. Возможно, его жизнь сложилась бы совсем по-другому, если бы за него тогда не вступилась актриса и педагог Цецилия Мансурова, заявив, что видит в нем потенциал и готова с ним работать. И она не ошиблась.
Актер в образе князя Мышкина, 1958
После окончания учебы Юрий Яковлев стал актером Академического театра имени Е. Вахтангова, где проработал следующие 60 лет. В кино он дебютировал в 1953 г., но настоящую популярность ему принесла роль князя Мышкина в фильме «Идиот». С его врожденной интеллигентностью он был настолько органичен в этом образе, что многие называли эту работу вершиной его творческой биографии, а многие критики до сих пор считают князя Мышкина единственной ролью Яковлева, соразмерной его таланту. Об этой работе актер говорил: «Узнавать начали после фильма «Идиот». Идешь по улице – люди оборачиваются, хихикают и говорят друг другу: «Вон, смотри, идиот пошел». Однако всесоюзная слава пришла к нему после съемок в фильмах Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая.
Юрий Яковлев в фильме *Гусарская баллада*, 1962
Роль Ипполита в «Иронии судьбы» изначально предназначалась для Олега Басилашвили. Актер уже прошел пробы и был утвержден, но вынужден был отказаться от съемок из-за смерти отца. Юрий Яковлев рассказывал: «Я в эту историю абсолютно случайно влип, и на всю жизнь… Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех… Я этот фильм уже не могу смотреть. Правда, иногда натыкаюсь на него, когда телевизор смотрю, но тут же выключаю или минутки две посмотрю и все… Мое отношение к Ипполиту – это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы – родственные души».
Кадр из фильма *Ирония судьбы, или С легким паром*, 1975
Эльдар Рязанов был очень благодарен Яковлеву за его великодушие – не каждый актер его уровня согласился бы на роль, зная о том, что в последний момент пришел «на замену» другого актера, которому эта роль предлагалась изначально. Но в этом был весь Яковлев, и за это его уважали и режиссеры, и коллеги. Рязанов рассказывал: «И надо сказать, что Юра поступил так, как вообще мало кто бы поступил… С его стороны не было никаких амбиций, никаких разговоров. Он пришел, померил костюмы, пошитые на Басилашвили. Они пришлись ему тютелька в тютельку, у них один размер. И Юра на следующий день начал сниматься…».
Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973
Управдома Буншу и царя Ивана Грозного тоже должен был играть не Яковлев – в главной роли в своем фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Гайдай видел только Юрия Никулина. Пробы проходили также Евгений Евстигнеев и Георгий Вицин, но все они по каким-то причинам отказались от съемок. Эту роль Яковлев получил по воле случая, а в результате создал одного из самых ярких и любимых в народе киногероев.
Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973
После фильмов «Ирония судьбы» и «Иван Васильевич меняет профессию» на актера обрушилась невероятная популярность, которой сам он был не рад: «По природе своей я жутко стеснительный, робкий человек, не люблю публичность, ненавижу тусовки и никогда в них не участвую. Робел всегда и везде – в отношениях с женщинами тоже, хотя тут преуспел – у меня было три брака. Как при такой врожденной стеснительности я стал актером, – не знаю… Одиночество помогает, потому что очень трудно быть все время на виду. Это очень усложняет жизнь. Очень утомительно все время нравиться!».
Кадр из фильма *Кин-дза-дза!*, 1986
Несмотря на то, что эти герои в его исполнении стали легендарными, а их фразы давно стали афоризмами, Юрий Яковлев не мог избавиться от ощущения, что всю жизнь играет совсем не те роли. Комедийные персонажи и люди «из народа» на самом деле не были ему близки. На склоне лет актер признался, что чувствовал себя «не в своей тарелке» не только в кинематографе, но вообще в этой эпохе, словно родился не в свое время: «Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть. Но попадания случались. Абсолютно точное, стопроцентное – Стива Облонский в «Анне Карениной».
В последнее время Юрий Яковлев появлялся на экранах все реже – он не нашел своего места в новом кинематографе, где многое казалось ему чуждым: «…сейчас молодые и популярные – те, кто снимается в сериалах и светится на обложках, не стесняются за кулисами, между прочим, с юморком, называть себя звездами… Эпидемия какая-то: держаться так свободно, вне элементарных норм приличия, как подчас некоторые молодые артисты на репетициях, раньше даже самые гениальные старики себе не позволяли. Звезд много, артистов нет… Люди очень изменились, как много лиц-масок с пустыми глазами, как много равнодушных, буквально на глазах предавших родные традиции».
Комментарии
наверно "не В свою"
Отправить комментарий