Подготовка молодых бакланов для рыбного промысла в Китае
Пишет Татьяна Анатольевна Обозова — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии и генетики поведения при кафедре высшей нервной деятельности биологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Область научных интересов — элементарное мышление животных, поведение птиц в природе.
Рыбак с бакланами на р. Ли. Здесь и далее фото автора
На некоторых водоемах в южной части Китая можно увидеть довольно странную картину — по воде движутся лодки, от бортов которых в обе стороны отходит ряд палок длиной около метра. На каждой из них сидит пара больших бакланов (Phalacrocorax carbo) — птиц, которые питаются рыбой, добывая ее во время плавания под водой. Караван лодок приплывает к месту лова, и тогда хозяин, который до этого просто приглядывал за порядком, одну за другой отправляет птиц в воду.
Птицы заныривают и спустя несколько секунд одна за другой появляются на поверхности с рыбой в горловом мешке. Хозяин по очереди поднимает птиц в лодку, протягивая им шест, на который птицы залезают. В лодке он забирает у птиц рыбу, а потом заново отпускает их в воду рыбачить. Учить бакланов ловить рыбу не надо — эта способность у них врожденная. А вот чтобы они делали это для человека и вместе с ним, нужно выработать у птиц определенные формы поведения, для чего необходимо тонкое понимание их природы.
Целью нашей работы было выяснить все особенности выращивания и тренировки молодых бакланов для работы в качестве ловчих птиц*. Для этого проведены опрос 24 рыбаков с бакланами в трех регионах Юго-Восточного Китая и наблюдения за этим процессом на специализированной ферме на оз. Вэйшань в округе Цзинин провинции Шаньдун (пиньинь: Wēishān hú, Jining, Shāndо̄ng). В результате нам удалось описать все стадии процесса подготовки молодых птиц к участию в промысле и сопоставить эти наблюдения с представлениями современной этологии и нейробиологии о закономерностях индивидуального развития (онтогенеза) птиц.
Ловля рыбы с помощью бакланов существует в Китае много столетий. Первое упоминание об этом датируется концом XI в. Наиболее полное описание выращивания и промысла с использованием этих птиц дано в монографии немецкого и американского востоковеда Б. Лауфера (1874–1934) «Доместикация бакланов в Китае и Японии» [1]. Мы использовали сведения из этой книги, чтобы сравнить прежние методы подготовки молодых бакланов с современными и выяснить, какие изменения произошли за последние почти 90 лет.
Современное состояние традиции ловли рыбы с помощью бакланов в Юго-Восточном Китае
В настоящее время эта традиция постепенно исчезает, хотя еще остались рыбаки, которые умело используют птиц, зная тонкости их поведения, и передают эти знания из поколения в поколение. Мы не встретили ни одного рыбака с бакланами, отец которого не занимался бы этим делом.
В каждом регионе Юго-Восточного Китая рыбалка с бакланами имеет свои особенности, что может выражаться в количестве рыбацких лодок, принимающих в ней участие, и особенностях их конструкции; в количестве птиц у каждого рыбака; в способах обнаружения и облавливания участка водоема, богатого рыбой, и т. д. Но суть рыбалки с бакланами, а именно особенности использования подготовленных бакланов, остаются неизменными.
На оз. Вэйшань лодка рыбака с бакланами представляет собой плавучий насест: по периметру судна примерно в метре друг от друга расположены «присады» — толстые деревянные палки длиной около метра, на каждой из которых сидят по два баклана. Птицы хорошо знают друг друга, ладят между собой, иногда это семейная пара.
Бакланы на присадах в рыболовецкой лодке на оз. Поян
Рыбаки едут к месту лова, друг за другом прицепившись к лодке с мотором. Прибыв к месту лова, они разъединяются, перевязывают бакланам горло соломиной и сгоняют их с лодки в воду. Оказалось, что во все времена в разных местах Китая, чтобы перевязать горло баклану, использовали различные материалы: солому, коноплю, лыко, бечевку, бамбук, ротанг и даже железо [1]. Рыбаки начинают двигаться на лодках все вместе по часовой стрелке, описывая круг диаметром около 50 м. При этом, чтобы вспугнуть рыбу, они время от времени бьют веслами по воде, сопровождая это выкриками. Бакланы плывут вдоль лодок стаей, периодически заныривая и выныривая с рыбой или без нее. Когда горловой мешок баклана наполняется рыбой, рыбак достает птицу из воды с помощью бамбукового шеста или сачка с длинной бамбуковой ручкой, забирает улов и снова отпускает в воду. Такое круговое движение длится около часа. Обловив один участок, рыбаки сажают птиц на лодки и перевозят на другое место. Весь процесс рассаживания бакланов по местам в лодках занимает не больше 10 мин, хотя при этом каждому рыбаку нужно перенести из воды на бамбуковом шесте своих 20–25 птиц из 300, плавающих вокруг. Это возможно только благодаря тому, что бакланы, по словам рыбаков, хорошо отличают своего хозяина и свою лодку от других. Птицы очень хорошо понимают, что сейчас их будут рассаживать по местам и собираются у своих лодок, как только закончилось движение. В свою очередь, рыбак знает каждую из своих птиц (и отличает их от остальных 300!).
Буксировка лодок с бакланами к месту рыбалки на оз. Вэйшань
На оз. Поян (пиньинь: Póyáng hú) — крупнейшем в Китае пресноводном озере, расположенном в провинции Цзянси (пиньинь: Jiāngxī), — рыбачат семьями (муж и жена). Для рыбалки каждая семья использует две лодки. На моторной (так же, как и у рыбаков на оз. Вэйшань) на присадах сидят по два баклана, всего 20–25 птиц. За моторной на буксире идет маленькая весельная лодка. Прибыв на место, рыбак перевязывает горло бакланам сухой соломиной на три узла и сбрасывает их в воду. Далее на весельной лодке он движется по узкой и неглубокой озерной протоке. Сопровождающие его лодку бакланы ловят рыбу, рыбак достает их из воды с помощью бамбукового шеста или сачка с длинной бамбуковой ручкой, забирает улов и снова бросает в воду. Если в процессе лова баклан схватил и удержал крупную рыбу (заглотить ее он не может из-за размера), то в этом случае птицу не достают, а просто захватывают рыбу сачком прямо в воде, рыбак взамен поощряет баклана мелкой рыбкой.
Рыбалка длится около шести-восьми часов подряд, с одним небольшим перерывом для переезда в новое место. После ее окончания улов из весельной лодки перекладывают в моторную. Птицам развязывают горло, кормят их мелкой рыбой из весельной лодки, после чего рассаживают по присадам.
Баклан с пойманной рыбой. Проглотить он ее не может, так как горло перевязано соломой
Рыбалка в обоих регионах проводится круглогодично, с небольшими особенностями в октябре и ноябре. В эти месяцы бакланы линяют, и поэтому птицам не перевязывают горло — весь улов позволяют съесть, за исключением крупной рыбы, которую они не могут проглотить.
На р. Ли (пиньинь: Lí jiāng), одного из основных истоков р. Сицзян (пиньинь: Xī jiāng), рыболовного промысла с бакланами как такового уже нет. Рыбаки зарабатывают тем, что фотографируют туристов с птицами или сами позируют для фотографов. Между тем, будучи потомственными рыбаками, они прекрасно знают особенности поведения и тренировки бакланов, которые передали им их родители.
В течение столетий бакланов в Китае разводили в неволе. Известно, что фермы по выращиванию этих птиц существовали с 1848 г. [1]. Одна такая ферма располагалась в 30–40 км от Шанхая [1]. Размножение бакланов в неволе привело к формированию особой доместицированной популяции. В ней бакланы отличаются от своих диких сородичей особенностями поведения, физиологии и окраски. Так, в настоящее время у рыбаков на оз. Поян и на р. Ли встречаются абсолютно белые бакланы. Нам довелось видеть сразу четырех белых птиц с небольшим количеством черных пятен на лапах. По словам рыбаков, на сто черных птиц рождается одна белая.
Что касается влияния доместикации на физиологию птицы, то это изменения в переносимости холода у молодых птиц и изменения размеров взрослых самок. Почти век назад доместицированные самки баклана были немного меньше и, следовательно, слабее самцов, они стоили дешевле и покупались менее охотно [1]. Сейчас самцы и самки размерами не различаются и стоят одинаково (от 200 долл. США и более за птицу). Вероятно, в последние десятилетия на фермах в размножение пускали преимущественно более крупных самок, чтобы добиться увеличения их размера и, как следствие, цены.
Рыбаки уверяют, что молодые, до полугода, птицы мерзнут в воде, и поэтому они начинают пускать молодых бакланов в воду надолго только с этого возраста. Тогда они начинают рыбачить вместе со взрослыми птицами. В противоположность этому, дикие молодые бакланы покидают свои гнезда в возрасте полутора месяцев и сразу начинают самостоятельно добывать себе корм при температуре воды даже в 4°C. Возможно, у домашних бакланов такая способность к холодовой адаптации была утеряна.
Значительные изменения произошли и в поведении одомашненных бакланов. По словам рыбаков, домашние бакланы, в отличие от диких, не клюются. А на вопрос, заданный рыбакам: «Почему вы покупаете бакланов на ферме, а не берете птенцов или яйца из гнезда диких птиц», они отвечали так: «Вы же, когда хотите завести собаку, берете щенка из питомника, а не идете в лес, чтобы взять волчонка из логова».
На оз. Вэйшань некоторые рыбаки самостоятельно выращивают птенцов баклана (полученных от своих рабочих птиц), другие предпочитают покупать уже подросших и тренированных птиц на ферме. На оз. Поян, как и на р. Ли, ни одна рыбацкая семья не занимается самостоятельным разведением бакланов. Они покупают их на ферме на оз. Вэйшань. Ее хозяин познакомил нас со всеми стадиями выращивания и тренировки молодых бакланов от момента их вылупления до начала использования в качестве ловчих птиц, т. е. до шестимесячного возраста. Видимо, в настоящее время процесс тренировки птиц происходит быстрее, чем раньше [1].
Этапы выращивания и тренировки молодых бакланов
Основываясь на личных наблюдениях, сведениях, полученных от хозяина фермы, и на результатах опроса рыбаков, поэтапно процесс выращивания и тренировки молодых бакланов можно описать следующим образом.
В марте взрослые бакланы токуют, строят гнезда и откладывают яйца (в среднем кладка состоит из четырех яиц). Как и век назад, у бакланов забирают кладку, которую насиживает курица.
Рыбак с молодым бакланами на оз. Вэйшань
Как только птенцы вылупляются, их забирают от курицы и далее выкармливают жидкой кашицей из рыбы любого вида, которую готовят непосредственно перед использованием. Первое, что видит птенец баклана, открыв в пятидневном возрасте глаза, — человек. Происходит запечатление птицей облика человека. Так рыбаки добиваются «привязанности» от бакланов, которые впоследствии будут всегда следовать за ними и их лодкой.
На ферме птенцов баклана кормят два раза в день: в 8 ч утра и около 3 ч дня. До двухнедельного возраста птенцы сидят в коробках, где их прикрывают тряпкой для поддержания постоянного тепла. Далее птенцов пересаживают на специальный помост (примерно 3×1 м) во дворе, поднятый на 50 см над уровнем земли. На этом помосте птенцы сидят все вместе до 1–1,5-месячного возраста, выпрашивая еду у мимо проходящих людей. Запечатление человека и ручное выкармливание — это первый шаг, необходимый для того, чтобы подготовить баклана к дальнейшей работе с людьми.
Рыбак оз. Поян помогает птице попасть в лодку, подставляя ей в воду шест
Длинный бамбуковый шест — незаменимое орудие рыбака, с помощью которого он проводит многие манипуляции с бакланами: переносит птиц из воды в лодку во время рыбалки и рассаживает по местам на присадах после ее окончания. Иногда для этого он использует крючок на конце бамбуковой палки, которым захватывает веревку, привязанную к лапе каждого баклана, и помогает ему выбраться из воды, если тот упал во время движения лодки, и т. д. Бамбуковый шест во все времена использовался как самими рыбаками, так и теми, кто тренирует бакланов на фермах перед продажей. Процесс приучения птенцов баклана к бамбуковому шесту начинается в полуторамесячном возрасте, когда у них уже окрепли лапы. Птенцов пересаживают с помоста на специально сконструированный «насест» из бамбуковых палок, расположенный на высоте 20 см над поверхностью озера, недалеко от берега, и привязывают короткой (не более 50 см) веревкой за лапу. До шестимесячного возраста птенцы будут сидеть на привязи на бамбуковых присадах. Чтобы накормить птиц, их отвязывают, подносят к емкости с рыбой и закладывают им в горло, после этого их поят и возвращают на насест. Если баклан упал с палки в воду, единственная «суша», на которую он может вылезти, — это та же бамбуковая палка. Никакого специального обучения не требуется. Со временем баклан привыкает, и, за отсутствием выбора, довольно тонкая и неудобная для постоянного нахождения на ней бамбуковая палка становится излюбленным местом, «единственной сушей», где он с удовольствием сидит часами и куда залезает, когда ему ее протягивает хозяин. После 6-месячного возраста рыбаки на оз. Вэйшань продолжают держать птиц на насестах из бамбуковых палок в то время, когда они не рыбачат. Рыбаки на оз. Поян оставляют птиц на присадах в моторных лодках, где те находятся по 17 ч подряд.
Классическая рыболовецкая лодка на оз. Поян. Бакланы живут на ней постоянно, оставаясь на присадах
Однако успех работы баклана в качестве ловчей птицы зависит не только от способности отличать от других лодку и своего хозяина, залезать по его требованию на бамбуковый шест. В процессе наблюдения за ходом рыбалки понимаешь, что есть много «незначительных» деталей, выполнение которых определяет успех и согласованность действий рыбака и его 20–25 тренированных птиц. Например, бакланы должны знать, в какой момент и куда плыть, где искать наиболее рыбное место, как «не мешать» работе сородичей и в то же время взаимодействовать с ними и т. д. Как научить птиц всем этим многочисленным и сравнительно мелким деталям? Для этого рыбаки используют в качестве учителей взрослых и уже тренированных птиц. Они говорят так: «Мы не обучаем молодых птиц ничему. Они учатся сами, наблюдая за поведением взрослых сородичей. Это напоминает то, как дети обучаются, повторяя за взрослыми. Что-то вроде передачи опыта из поколения в поколение». Такое обучение, которое обозначается термином observational learning, начинается с того, что с двухнедельного возраста птенцов баклана берут на рыбалку вместе с взрослыми птицами. В этом возрасте у птенцов еще не окрепли лапы, и они не могут самостоятельно, как взрослые птицы, сидеть в лодке на присаде. Для транспортировки птенцов изготавливают специальные вместительные корзины с крышкой, предохраняющие их от перегрева на солнце. Такие корзины с тремя-четырьмя птенцами привязывают к корме лодки. Взрослые птицы рыбачат, а птенцы наблюдают за всем происходящим из корзин, в которых их возят до трехмесячного возраста. Когда они способны уже самостоятельно удерживаться на присаде в лодке, корзины убирают, и молодые птицы продолжают наблюдать за действиями рыбака и своих взрослых сородичей с лодки. В рыбном промысле бакланы начинают участвовать с шестимесячного возраста и перестают в 11 лет. Их продают фотографам и используют для постановочной съемки с туристами на р. Ли.
Рыбак достает из воды баклана с уловом на оз. Поян. Рыбу необходимо забрать у птицы, прежде чем снова отпустить ее в воду
Существует упоминание о том, что обучение молодых бакланов проходит быстрее, если в нем участвуют взрослые птицы. Дано оно в рамках описания процесса обучения бакланов приходить на свист рыбака (чего в настоящее время мы не встречали). Таким образом, обучение путем наблюдения learning observationally — не только тема, которая интересует исследователей [2], это практический прием, который рыбаки Китая используют сотни лет для тренировки ловчих бакланов. Природная наблюдательность и знания о том, как готовить бакланов к ловле рыбы, передаются из поколения в поколение в семьях рыбаков и позволяют им умело манипулировать поведением этих птиц. Во-первых, рыбаки используют потомство птиц, разводимых на фермах и прошедших ту или иную степень отбора по полезным для человека признакам. Скорее всего, птицы агрессивные, пугливые и слабые просто выбраковывались, а в размножении использовались только крепкие, спокойные и хорошо обучаемые особи. Во-вторых, птенцов содержат в изоляции от сородичей, выкармливают их люди, и, когда птенцы открывают глаза, они видят именно человека. В этот период происходит запечатление образа, а запечатлевается человек, что впоследствии «ломает» часть нормального видового репертуара поведения молодого баклана и влияет на самоидентификацию (теперь птица частично «относит себя» к роду человеческому). В-третьих, как известно, в раннем онтогенезе животных происходит выработка многочисленных условных рефлексов, направленных на оптимальное приспособление особи к жизни в окружающей ее обстановке. Это же происходит у молодых бакланов на ферме. Только вырабатываются преимущественно условные рефлексы, полезные для человека: узнавание хозяина, своей лодки и птиц из своей группы, умение работать в команде, держаться на шесте, находиться близко к лодке, когда горловой мешок наполнен рыбой, и т. д. И последнее: один из важнейших процессов нормального онтогенеза — это обучение путем наблюдения за поведением своих сородичей [2]. Молодые особи, наблюдая за поведением взрослых птиц, перенимают их опыт. Это позволяет им «не наступать на те же грабли» и вести себя адекватно в конкретной среде обитания. Механизм такого обучения используют рыбаки, чтобы привить молодым все полезные навыки взрослых птиц, уже обученных всем нюансам рыбного промысла. Для этого они просто вывозят молодых, еще не обученных птиц на рыбалку вместе со взрослыми. Рыбаки не позволяют птенцам рыбачить, их дело просто наблюдать.
Рыбаки с бакланами на оз. Вэйшань. На заднем плане бакланы на своих присадах прямо в озере
Таким образом, весь этот достаточно сложный и хорошо отработанный механизм традиционного промысла базируется на эмпирических знаниях о поведении и когнитивных способностях птиц. Эти знания, которые рыбаки накапливали с древнейших времен, полностью соответствуют представлениям современной науки о механизмах формирования поведения в процессе онтогенеза.
Работа выполнена в рамках темы НИР «Нейробиологические и информационные основы поведения и функции сенсорных систем» (№ NAAA-A16-116021660055-1).
Литература
1. Laufer B. The Domestication of the Cormorant in China and Japan. Chicago. 1931. DOI: 10.5962/bhl.title.3274.
2. Резникова Ж. И. Сравнительный анализ различных форм социального обучения у животных // Журн. общей биол. 2004. Т. 65. № 2. С. 135–151.
* На основе собранного во время экспедиции материала подготовлен фильм «Крылатые рыбаки» (режиссер Т. А. Обозова), получивший в 2015 г. приз «за лучший научно-популярный фильм» на 14-м Байкальском международном фестивале документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа» имени В. Г. Распутина — Примеч. ред.
Комментарии
Отправить комментарий