Подпольному металлобизнесу в Кохтла-Ярве положен конец
30 октября 2013 года работники полиции вошли в здание по Ярвекюла теэ, 5а в старом городе Кохтла-Ярве: при себе они имели документ, разрешавший обыскать здание, где три года действовал нелегальный пункт скупки ворованного металла. Так была поставлена точка в незаконной афере с металлом и отмыванием денег, общий оборот которой превысил полмиллиона евро, пишет "Северное Побережье".
Когда осенью 2013 года начали это уголовное дело, в нем фигурировали 15 подозреваемых, разным образом входившие в сеть, ниточки которой вели к скромному зданию в промышленном районе Кохтла-Ярве, где действовал промежуточный склад ворованного металла. Автор фото - Матти Кямяря. В этом здании в течение по меньшей мере трех лет велся масштабный нелегальный металлобизнес, которому полиция год назад положила конец.
Из материалов следствия выясняется, что выстроил всю схему Андрей, в 2008-2010 годах организовавший нелегальный бизнес в собственном гараже во дворе своего дома в Кохтла-Ярве. Позднее он приобрел недвижимость по Ярвекюла теэ, где пункт скупки и действовал до того момента, когда полиция его закрыла.
Из материалов следствия выясняется, что выстроил всю схему Андрей, в 2008-2010 годах организовавший нелегальный бизнес в собственном гараже во дворе своего дома в Кохтла-Ярве. Позднее он приобрел недвижимость по Ярвекюла теэ, где пункт скупки и действовал до того момента, когда полиция его закрыла.
Показания по этому делу давали десятки и десятки человек – от приемщиков металла до воров. То, что речь шла не о малозначительном «бункере», а о подпольном предприятии, подтверждает то обстоятельство, что оборот пункта скупки, двигавшийся через счета теневых лиц, превысил 685000 евро.
Одной из первых признательные показания дала Юлия (27 года). Ее спутник жизни являлся, по показаниям женщины, правой рукой подпольного металлического короля Андрея. Юлия рассказала, что ее муж работал у Андрея нелегально и она тоже помогала ему грузить ворованный металл. За эту работу они оба получали от Андрея по 20 евро в день.
Из материалов следствия явствует, что из подпольного пункта скупки металл вывозили в расположенный в Кява официальный пункт «Refonda», где, как известно, никаких сделок с наличностью не производят. Тамошние работники были знакомыми Андрея и закрывали глаза на то, что он предъявлял чужие документы и номера счетов, куда следовало переводить деньги. Для этого, по словам фигурирующих в уголовном деле людей, у Андрея была нанята целая группа «танкистов», чьи счета он использовал для отмывания денег. Однако в итоге обвинение в отмывании денег было предъявлено и им.
Нельзя утверждать, будто все приходившие в пункт скупки несли сюда украденное добро, однако большинство принесенного было все же где-то украдено. Может, металл сюда сдавали и наркоманы, воровавшие собачьи алюминиевые миски, однако погоду делали все же те, кто тоннами тащил с предприятий у своих работодателей.
Вышеупомянутая Юлия сказала, что одним из постоянных клиентов был некий молодой человек по имени Михаил, приезжавший на велосипеде, работавший, предположительно, на одном из расположенных рядом химпредприятий, он регулярно приносил медь. Молодой расхититель выносил ее с предприятия, обмотавшись медной проволокой под одеждой.
Уголовное дело в отношении Юлии прекратили в феврале 2014 года после того, как ее тело с признаками насилия обнаружили в квартире дома по улице Тууслари в Кохтла-Ярве. У женщины имелись кровоподтеки вокруг рта и глаза. По подозрению полиция задержала спутника жизни женщины; суда еще не было.
Теневые лица, через чьи счета прошли десятки и сотни тысяч евро, чаще всего говорили следователю, что ничего за это не получали. Они, мол, хотели лишь помочь Андрею.
Один безработный признался, что металлобизнесмен Андрей обещал ему заплатить за пользование его счетом, но не сказал, сколько. Этот же мужчина рассказал, как Андрей помог ему найти покупателя на автомобиль, однако деньги – 3000 евро – местный металлический гангстер забрал себе, сказав, что они должны работать. Когда же безработный стал требовать свои деньги, Андрей спросил: что он будет с ними делать? – и не отдал.
По этому уголовному делу 11 сентября сего года перед судом предстали семь подсудимых. Пятеро из них были признаны в ходе согласительного производства виновными в отмывании денег (предоставление своих счетов для преступного обращения денег) и двое – в обращении с ворованным металлом. Все они получили условное наказание в виде лишения свободы. Однако эта история далеко не закончена, ведь не все обвиняемые признали свою вину, и поэтому суд будет рассматривать их вину в общем порядке, в том числе дело предположительного создателя всей схемы Андрея.
По делу проходили также несколько работников расположенных по соседству с пунктом скупки химических и металлобрабатывающих предприятий, воровавших металл тоннами у своего работодателя долгие годы и регулярно. Самой колоритной фигурой из них является Виктор (43 года), работавший резчиком металла на одном из предприятий, расположенных вблизи пункта скупки металла. «На работе я получаю 700-800 евро на руки. Этих денег мне на жизнь не хватало, и я решил выносить обрезки металла из цеха, где работал», – признался мужчина следователю.
Он утверждал, что начал воровать с завода в 2011 году. По окончании смены, когда никого больше не оставалось, он подгонял свой легковой автомобиль к цеху, грузил в багажник стальные отходы (по меньшей мере 300 кг) и уезжал. Мужчина сам подсчитал, что успел вынести таким образом около 15 тонн металла. Сколько он на этом заработал, мужчина сказать не смог. Подтвердив только, что деньги уходили на еду и бензин.
- Пенитенциарный кодекс гласит, что за присвоение, хранение и сбыт группой украденного имущества в больших размерах следует денежное наказание или лишение свободы на срок до трех лет. Отмывание денег группой в большом объеме чревато, по закону, лишением свободы на срок от двух до десяти лет.
- Люди, представшие 11 сентября перед судом по таким обвинениям, отделались условным заключением на 1-2 года.
Дававший показания руководитель предприятия сказал, что понятия не имеет, как долго и как много воровали металл с предприятия, и поэтому ничего по этому поводу сказать не может.
Виктор получил полгода лишения свободы условно с полуторагодовым испытательным сроком. Кроме того, он должен заплатить государству 500 евро принудительных денег. Следствие установило, что кражей Виктор причинил предприятию ущерб в размере 2700 евро, однако в рамках данного производства этот ущерб в гражданском порядке с него не взыскали.
Комментарии
Пойду красть металл!
Отправить комментарий