Природно-эстонские миниатюры
Своими зарисовками о животных Эстонии делится её житель и охотник Бруевич:
Лось
Хоть эстонцы и называют лося совсем непотребно на наш слух, что и говорить не хочется, у нас этого зверя уважают и почитают. Раньше то, в былые времена, лось здесь, на севере, в почёте был, не то, что сейчас. Старики помнят ещё, что пахали на них и в город ездили. Правда перед городом на лошадь пересаживались, что б жителей особо не пугать, ну тут то и удивляться нечему, городские от корней своих ещё при царе-батюшке отошли, про нонешнее время и говорить не приходиться. Лось завсегда в почёте состоял, не то что сей день.
В былые времена ни одна девка с парнем гулять не пойдёт, коли лося он себе не завёл, да и казёнку в лабазе не продадут, ибо мал ещё скажут. Да не то что гулять, и замуж ни одна не пошла бы за безлосёвого такого.
Лось, он ведь зверюга хоть и большая, но добрая и довольно доверчивая. Это вам не бобёр какой. Раньше кажинный парень лося приручал с малолетства, а иначе то ни как было. Да и делов то, выбрал в лесу лосёнка, ну и привёл к себе на двор. Всего и надобно то горбушку хлеба солью натереть и приманить за собой, а там уж он обвыкнется, оседлать себя не сразу даст, конечно, но тут уж дело техники. Лось ведь за солёную горбушку рога продаст! К слову, в наших краях, если рог лосинный на поделки разные понадобился, то на хлеб солёный его и меняли. Бывало, заартачиться, торговаться начнёт, но на поводу у него идти не надо. Больше чем пол буханки за рога он всё равно выручить не сможет.
Вообще многие зря боятся этих животных, добродушнее лося, разве что кошка и то не всякая. Рассказы, что лось выскочил из леса рога опустив, это однозначно городские, они, как уже сказал, природы совсем не чуют. Животина то к ним приласкаться хотела, потереться об ноги, а они сразу в крик да бежать, лишь ворон распугали.
Однако, не смотря на всё уважения к этим добродушным животным и не заменимость их в крестьянском хозяйстве, лось всегда был и остаётся одним из вкуснейших представителей своего вида. А сколько блюд из лосятины описано в кулинарных книгах! Только все эти рецепты ни куда не годятся, если вы не имеете в наличии самого главного, непосредственно самого лося. В наши дни сотни охотников устремляются в леса, начитавшись кулинарных книг, в надежде добыть легендарного зверя.
Есть множество способов добычи лося, я вам расскажу один из самых простых. Ещё деды наши им пользовались. Ведь мало безопасно добыть животину, её ещё и сохранить надо. Как ни крути, килограмм триста мяса там имеется и за один раз никакой рецепт тебе не подскажет, как их все и разом потребить возможно. Тут, как на любой охоте иль рыбалке, подготовка требуется. Всё заранее рассчитать, продумать надобно. Ни как нельзя проснуться просто так, поутру, и решить – сегодня иду на лося. Нет, проснуться то оно конечно можно, да и мысли глупые никто не запрещает, но лося, в таком варианте, точно не видать. А всё ведь проще репы пареной, ещё с конца лета солонец в лесу сделать надобно. Лось он до соли то сам не свой, вот и пусть привыкает. Соли само собой не жалеем, ну и морозов дожидаемся. Как только речка аль озеро, что там у вас под боком, встанет – всё, можно с полки книгу о вкусной и здоровой пище доставать, листаем до страницы блюда из солонины.
Лось, он тебе не бобёр и не утка, он прост и бесхитростен. А от соли вообще волю теряет, и меры он в потреблении её не ведает. Пока вода не замёрзла в водоёмах, он ещё отвлекается, воды попить, а как морозы вдарят – всё, от солонца он никуда. До весны воды всё одно не будет, дак что зря по округе копытить? Ну а поскольку меры он ни какой не ведает, то и наедается соли до тех пор, пока потреблять её в состоянии. Мясо, оно как и рыба, больше чем надо соли не возьмёт, вот и остаётся у солонца стоять свежезасоленная туша, тут, считай, на всю зиму запас и есть! Приходи, отрезай сколько надобно, и места в погребе не занимает. У кого семья большая, по два, а то и по три солонца устраивают. Вот так и живём.
Налим
Налим, хоть и водяная живность, я даже больше скажу, подводная, но хитрая и опасная. Иной налим бобра опасней. Пока налим мелок, вреда от него никакого, даже польза бывает – уж больно вкусен. Да и боятся его нечего. Но бывает, вырастает, что твоё бревно – тут и до беды не далеко. Редко конечно, но и такое случается. Старики вспоминали, вспоминали, но вспомнить точно не могли, когда беда такая в последний раз приключалась, но все в один голос уверяли, что было и это доподлинно известно.
Если в плане рыбалки, то без хитрости к налиму лучше не подступаться, тут он совершенно с уткой и бобром схож. Можно, конечно, удить его на уду там или сеть поставить, но баловство это всё и полная профнепригодность, это я вам ответственно заявляю. Капканы тоже не пойдут, вёрток он и скользкий как налим, хотя почему как, он и так налим. Вот вам и подтверждение, что мудрость народная, она не просто так. Капканы он ещё вперёд бобра в металлолом сдаст. На кирпич перченый, как многие пытаются зайца добыть, его и пытаться ловить не стоит, перец вода размоет, а что толку, что пол омута расчихается в разных местах? А хитрость в его поимке до смешного проста. И выходит именно из его образа жизни и обитания.
Налим, рыбина хоть и злобная, но на удивление трусоватая и почти всё время под корягой сидит. Ну и без этой коряги, соответственно, совсем он жизни своей не мыслит. Отсюда у меня и хитринка родилась – из омута корягу на берег вытаскиваем и ждём его родимого. Его другие налимы под свою корягу ни в жись не пустят, он помается, потыкается под другие, ну и делать то нечего, выползет свою искать. Вот тут его и бери! Ну это так, способ этот хорош, когда один, ну два хвоста тебе надобно, ну на пирог там, аль пожарить на ужин, а захочешь много, тогда зимой приходи. Но готовиться надо с ранней осени. Под каждую корягу надо положить по ящику. Брать лучше пластиковые, из под фруктов, и не гниют, и складировать удобнее.
Рыбина ента, она хоть и хитрая, и блюдёт свою корягу, но с появлением ящика как бы квартиру в глазах родни обретает. А родня ближняя и дальняя как об этом прознает, так вся и переселяется к нему, что твои сельди в бочке в ящик набивается. Ну родня, она и есть родня, у всех такая, у людей тоже самое. У бабочек точно так же. Выгнать он их не может – родня всё ж. Иногда ещё и добавлять ящики приходиться. Тут уж следить надо.
Вот с осени то пообживутся они в ящиках, и как река встанет, бери пилу и скучать уже некогда. Пилой сперва весь лёд над омутом выпиливай. Майну пропилил, всё, шабашь на сегодня, жди завтрашнего дня, когда вода снова замёрзнет. Тут за один день точно не управиться. Дело то в чём, когда мы лёд выпилили, он толщину имеет, а вода она ниже, подо льдом. На следующий день лёд снова намерзает, но ниже. Мы его снова пилим, и постепенно, ступеньками, до коряг на дне и доходим. Только последние слои надо ночами пилить, когда налим в ящиках спит. Ну и вот он, плотненько лежит свежезамороженный. Только и остаётся жалеть, что мало заготовили с осени.
Но в этот раз пришла беда, про которую старики слышали, да сказать боялись, и когда было, вспомнить не могли. Проморгали мы, и один налим видать долго не попадался, мудрость налимью обрё, да и вымахал, что бревно на вырубке. Совсем разбушевался. Сперва, по весне, деда Веню вместе с лодкой в омут свой затащил. Дед Веня, опосля этого, ничего не рассказывал, краснел, да в бороду больше улыбался загадочно. Проходу к июню совсем никому не стало. Даже лоси в округе пропали, а про мелкую живность и говорить нечего. Комаров и тех извёл. Ну последние то скорей положительно воспринимается, но на масштабы трагедии указует.
Долго думали всей округой, как от напасти такой избавиться. Зимы ждать, дак он, супостат, и до стада колхозного доберётся. Девки купаться ходили, так голышом в деревню и прибежали страха и стыда натерпелись. Парням да мужикам то оно конечно в забаву, но травма девичья велика.
Ну да не суть, мы то вот что удумали, взяли фару мощную от газона, всё одно гнил на пустыре, аккумулятор к ней приспособили, ну и привязали всё это на маленький плотик. Остерегаясь и с опаской великой, на серединку омута доставили сей агрегат и ждать стали. Да и ждать то особо не пришлось, он комаров,злыдень, ещё на прошлой неделе извёл, голодный. Всосал в себя наше сооружение почти сразу, аж воронка на воде образовалась. Пришли ввечеру, по темноте проверить, а весь омут светится! Ярко так, фара то мощная, не наврали. А налим то он при свете ну ни как спать не может! Трое суток маялся, на четвёртые сам приполз сдаваться. Каялся конечно долго.
Всей округой пироги с налимьей начинкой ели!
А живность, она потихоньку возродилась, не сразу конечно. Первыми комары появились, ну за ними и остальные. Да и девок вроде больше в деревне стало.
Вот как было то! Это вам не зайца на кирпич с перцем, ерунда это всё, так зайца не добыть. Он, зверюга, тож не без хитрости и с зубами, бывало и на дерево горе-охотников загонял и держал там по два дня слезть не давая. Ну, про них в другой раз.
Бобёр
Бобёр зверь серьёзный и лютый. Бобёр он ведь как? Или грызёт или сидит, ну и плывёт, бывает. Отобрать у бобра свежесваленное дерево – не дай Бог! Легче бригаде лесорубов объяснить, что вы бревно со штабеля забрали в очень нужных личных целях. Шансов живым от лесоруба уйти намного больше.
Большой удачей считается пойти на бобра и вернуться. Жена кажиный раз как в последний путь провожает, дети плачут. На бобра ходить - жене выть, вот как говорят в народе. Бобер вообще животное опасное - спереди зубы не подступишься, осину перегрызёт. Не за раз, но к обеду точно. И хвост позади, как лупанёт по лбу, мало не покажется. Лодка не дай Бог деревянная будет – сгрызёт за раз. А дальше уж как повезёт, вода то ледяная, да и снасти не бросишь. Зато и награда велика, мех тёплый и басской, так у нас говорят. Ну и мясо вкусное. Иные с рогатиной на него ходили, только вот хорошо считалось, если без рогатины домой жив вернулся, праздновали всей родней. А бывало и не возвращались. До сих пор в бобровом омуте налимы хороши. Ну про налимов потом.
Мы с напарником завсегда борта лодки смолой густо мажем, потому как, если нападёт зверюга, зубами-то в смоле сразу вязнет! Тут уж не зевай, к берегу рули скорей, вот он и попался!
С ружьём на него по лесу ходить вообще толку нет, все одно промажешь, уж больно вёрткий он. А с размаху в запале, как дубиной, тоже не получится. Деревья вокруг, никакого размаха - только ружье разобьёшь. А опосля утиной охоты ружье остатнее берегу, вот и приходится хитростью на него вооружаться.
Сети пытались на него ставить, но бобёр животина хозяйственная, все в дом норовит утащить. Придёшь сети проверять, а они уж в хате у него. А бывает и хуже - лось запутается. Если сохатый, лось то есть, попался, совсем беда. Ты ведь на бобра на охоту вышел, лось тебе без надобности в этот раз. А попробуй его выпутать, скотина не совсем разумная, спокойно стоять не будет.
Капканы тоже не годятся. Или лесник в металлолом сдаст, или бобёр туда же снесёт, бобёр скорее даже. Так-то не всякий лесник добровольно пойдёт в бобровые места, даже доход от капканов риск не оправдывает. Если и забредёт, то совсем с безнадёги какой.
Вот и приходится смекалку народную подключать, опять же опыт предков помогает, а без хитрости совсем никак. Про смолу на бортах лодки сказал уже, ещё у скупки металлолома его караулим, это когда он капканы сдавать принесёт. Бывало что и лесник с ними появиться, ну соль, спички, патроны ещё никому не мешали.
Но мудрость на то и есть народная, что вековой опыт собой являет. Что мы с товарищем выяснили, бобёр, он до бани деревенской сам не свой. Как увидит баня топится и хозяев рядом нет, так и знай, он уже там, на полкЕ парится. Вот мы когда это смекнули, и поставили баньку в аккурат рядом с обиталищем бобриным. Затопим её и ждём. Только прогреется, бобры в очередь встают! Попаришь их, опять же, по меху выберешь, которого взять, чтоб не абы как.
Вот так и живём, бобров на баню ловим и сами чистые.
Зима: медведи и бобры
Зима в этом годе ужас, какая снежная. Всё замело в округе! Ходим, тропы-туннели копаем, а иначе совсем никак. А намело этажа до третьего! В аккурат под окнами троллейбус застрял ещё с осени, дак так и стоит, до весны. Мы водителя подкармливаем конечно, он и печурку соорудил, чтоб не заколеть то. А что остался он, а как не остаться? В парк без машины не вернёшься – башку точно оторвут, ну и зимует бедолага, весну ждёт. Да и зарплата идёт, как без неё? Первое то время ему веселей было, но родня быстро пассажиров по домам разобрала, теперича один зимует. Ну когда и заглянем к нему чайку там, аль чего ещё попить.
С «аль чем» в эту зиму совсем беда. Морозы то как вдарили, так казёнку из магазина и донести не успеваешь – замерзает зараза и бутыль в хлам! Так на магазинных полках и стоит…пылиться… Родимая... По началу самогоном спасались, так теперь одни воспоминания о нём. Весь на медведей уходит. Они, звери мохнатые, как распробовали продукт то домашний, так на казёнку и смотреть не хотят. Вычищают из дома всё под чистую! Иной-то мужик и не пьющий вовсе, и не гнал никогда, да пришлось. Прям данью обложили. Так что не верьте в байки про медведей водку пьющих, враки это всё. Только самогон и только качественный. По крайней мере у нас. Теперь… За сивуху и порвать может. Нет ничего хуже, чем Михайло с больной головой по утру на пороге.
Хватит пожалуй про пьянку, но наболело! Как не сказать то!?
В городе то что, ну замело, ну по туннелям в гости ходим, а вот в лесу как? Вот возьми бобра, зверюга хитрая и опасная временами. Не каждый охотник решиться на бобра идти! Ну про охоту на него в другом разе расскажу, есть, есть что вспомнить, аж холодок по спине пробежал, как вспоминать сейчас начал, ну да в другой раз. Я сейчас вот про то, как им тепереча под снегом то живётся – вообще бедолаги, уж така беда к ним пришла, ужас, а не беда. Бобер ведь он кто?, он как привык? Подгрыз дерево, свалил, ну и потащил. А тут? Снега по макушки ёлок высоких намело! Он нору то прокопает положим, грызёт, старается – упорства ему не занимать, а дерево стоит! Уж и так и эдак исхитрится, а оно стоит! Животное дикое, в физике и прочих науках совсем не копенгаген, дерево ведь снег держит – упасть не даёт! У бедной зверушки голова пухнуть начинает, и зубы выпадают, а какой же это бобёр без зубов? Так полизал деревягу и пошёл восвояси? Он пол поляны изгрыз, а ни одно деревце не шелохнулось. Так что нонче все бобры в депрессии поголовно. Прям, кабинет срочной психологической помощи в лесу открывай. От этого и дома скандалы. Разве нормальной бобрихе это всё понравиться?
Тяжело живности в лесу в такие зимы. Даже кот наш, Федька, гаджеты осваивать начал. На улицу гулять его не выгнать, а с кошками мурлыкать – природа зовёт, ну этот шлюххен шерстяной мобильник осваивать начал. С утра до вечера смс шлёт подругам своим. Счета приходят – хоть вой! И не запьёшь с горя, казёнку до дома не донести, а самогонка вся на медведя уходит. В общем, про кота, как и про бобра, я потом напишу, отдельно. Ничего, весна уже скоро, а там крапива пойдёт! Вытянем.
Утка
Утка, зверь хитрый и злобный. Не такой как бобёр конечно, но всё ж. Бывалая утка 3х охотников переживёт. Династиями изводит. Как сейчас помню, иду с ружьём, вижу – сидит! Обрадовался, разволновался весь, думаю сейчас я тебя!, а в голове рецепты шелестят, как её в духовке аль в кастрюле затушу, целюсь – Бах!, а она лапками дёрг под водой и в сторону.
Вся дробь то и мимо. А дробь то тож, она на дороге не валяется, пятёрка, сам в контейнер сыпал, сам взвешивал – обидно ведь! Я снова то Бах!, а ей ведь хоть бы что! Ну, волнение там, азарт, перезарядить то ведь иной раз и не подумаешь, крутанёшь над головой ружьё, как биту в городках, размахнёшься, р-раз и….. бульк только. А всё без толку, плавает себе и крякает издевательски – ну хоть плачь! Это уж потом, на третий иль четвёртый раз сообразил верёвку к ружжу привязать, не то уж больно накладно охота выходила. По первости то по три ружья с собой брал, и то не всегда с добычей возвращался.
А сколько от летящей натерпелся!? Летит, ты по ней дуплетом БаБах!, а она похабно задом повертит, крякнет издевательски и лапы в неприличном жесте сложит. Я то по началу думал, показалось, а потом то приглядываться стал – нет, не показалось, вот зверюга подлая. Сколько нервов было потрачено, пока добывать её не научился, уж и не вспомнить! За то потом на разу и брусникой её фаршировать научился, прям пока идёт за мной я её и прикармливаю – фарширую то есть. Здорово экономит время! Накормишь её ягодкой, а потом только общипать и в кастрюлю, считай весь соус уже в нутрях у ней! В общем, пока в манок дуть не научился – так без добычи и возвращался, а с манком – проще не куда! Наобещаешь ей с три короба, вот ведь доверчива какова, так она со всем семейством сама к тебе идёт, знай только ягоду сыпь! Так теперь на охоту и ружья не беру. А чего таскать то его за зря?
Комментарии
теперь я эстонец)))))
Отправить комментарий