Продать последнее: жителей глубинки лишают связи с миром
Сельский житель о закрытии почтовых отделений: а не следовало бы ради прибыли оставить сельскую местность и без электричества?
«Пока в Эстонии сохраняется хоть одна лесная деревушка, Eesti Post ее игнорировать не может», - считает вирумааская поэтесса Вирве Осила. И она, и очень многие руководители местных самоуправлений утверждают, что почтовые услуги за последние пять лет достигли уровня, который никого уже удовлетворить не может. Письма так просто не доходят! Однако правительство реформистов - социал-демократов интересует только одно: кому бы продать Eesti Post?
«Впечатляющая адаптация к изменившейся среде», - так похвально отозвался об Eesti Post или нынешней Omniva держащий в своих руках бразды правления ее советом бывший министр финансов, а ныне министр образования и науки Юрген Лиги. По его словам, предприятие, движется к улучшению своих экономических показателей». Уже в 2013 году Eesti Post заработала 2,3 миллиона евро чистой прибыли, пишет "Столица"
Однако несмотря на то, что предприятие не только не обременяет государственный бюджет, но и вовсе приносит прибыль, Eesti Post все равно собираются приватизировать. Об этом говорится непрерывно с 2008 года. Долгое время руководивший советом Eesti Post реформист Меэлис Атонен на конференции Департамента конкуренции в конце 2013 года сказал, что Eesti Post следует приватизировать, и предприятие к этому готово.
Атонен утверждает, что приватизация необходима для того, чтобы предприятие могло расширяться на Скандинавию. «Предприятие надо либо приватизировать, либо государству сделать в Eesti Post финансовое вливание, потому что для выхода на Скандинавию нужно просто больше капитала», - заявил Атонен. В том же духе высказываются и деятели нынешнего правительства.
Из села вон – и в Скандинавию!
Однако обывателя беспокоит почему-то не выход Eesti Post на скандинавские просторы, а ее уход из эстонского села. Если прибегнуть к черному юмору, то можно, конечно, сказать, что люди из Эстонии просто переселяются в Финляндию, а Eesti Post переселяется вслед за ними. Все это напоминает басни о нашем движении к вхождению в число Северных стран. Те, кто призваны принимать решения, важно разглагольствуют о рынках, более качественном обслуживании, об адаптации к обстановке, об эффектах масштабности и пр. и пр. А обывателя все интересует, как удовлетворить возникающие потребности в такого рода услугах, если почтовое отделение исчезло?
«Среди моего окружения нет никого, кто похвально отозвался бы о деятельности Eesti Post, - известная вирумааская поэтесса Вирве Осила живет в сельской местности и могла бы свою следующую книжку издать о совершенно не имеющем никакого отношения к поэзии и весьма прозаическом общении с работниками Eesti Post. Точнее, это была бы книжка о выслеживании пропавших почтовых отправлений, в чем поэтесса за минувшие годы приобрела бесценный опыт.
Осила никого конкретно не обвиняет. По ее мнению, скорее дело в расхлябанности системы с недооплаченными работниками в целом: «Когда-то Eesti Post была делом надежным, а теперь я, к примеру, одно письмо и одну книгу посылаю «Капиталу культуры» уже три года, а они все не доходят. Я представила «Капиталу культуры» отчет об использовании средств его субсидии, но поскольку в письменном виде этот отчет до адресата так и не дошел, на мне было одно время проставлено клеймо должника. Теперь приходится привыкать, что если что-то отправляешь по почте, то это не обязательно доходит до адресата. Мне кажется, что порядок у них исчез сразу после того, как они фирму переименовали в Omniva, т.е. лет пять тому назад. А в то же время, какой спрос с их работников, которых держат на нищенской зарплате, а они стараются хоть за эти деньги, но делать, что могут».
Осила говорит, что если «в старину» в деревне были почтовые ящики Eesti Post, то теперь сельские жители должны выстраиваться вдоль шоссе по стойке «смирно», чтобы в установленное время какой-нибудь работник Eesti Post взял по дороге у них из рук письмо.
Посылка шла больше месяца
Страховка – самый надежный способ обеспечить получение отправления, и Осила решила в промежутке отправлять послания заказными. Но и этой надежде, по ее словам, был нанесен смертельный удар, когда отправление в Ляэнеский уезд путешествовало более месяца и адресат получил его после того, как Осила десятки раз звонила, посылала запросы и устраивала скандалы. А все это время отправленная в сельское отделение связи посылка спокойно пролежала «на хранении» в уездном центре или в городском почтовом отделении.
«В деревне почтовые отделения – это еще и центры общения, как и сельские магазины, - говорит Осила. – У людей есть место, где можно встретиться, обменяться новостями. Пока еще в Эстонии сохранились хоть несколько лесных деревушек, без Eesti Post тут не обойтись. А пока от моих воплей хоть такой толк был, что стали почту снова по утрам приносить, а то уже только к вечеру».
«Наши почтальоны и теллеры, - прокомментировал пресс-представитель Eesti Post/Omniva Эрки Варма, - удостаиваются и похвалы, и критики. Мы благодарны за любую обратную связь и прилагаем все усилия, чтобы похвал было больше, чем критики».
«Оптимизация» и «осовременивание» - если говорить бюрократическим языком, а, попросту говоря, закрытие почтовых отделений проходило не безболезненно. С протестами выходили и местные жители, и руководители местных самоуправлений.
Так, в Вяндра, Eesti Post хотела выехать из специально для нее построенного на рубеже веков почтамта, всячески приспособленного для оказания такого рода услуг. Старейшина поселка Тоомас Сонтс рассказал редакции, что Omniva задумала переехать в магазин Konsum, открыв там прилавок. В то же время поселок Вяндра не так уж мал, а потому и для обработки почты, и для работников почты нужны соответствующие условия.
В Вызу готовится восстание
Выезжать из приличных помещений, чтобы в нескольких сотнях метров занимать другие, менее приспособленные, было, по мнению Сонтса, бессмыслицей. Причем оправдывалось это тем, что Eesti Post не хочет быть собственником недвижимости, в дальнейшем она согласна работать только в арендованных помещениях.
То же, что намечалось в Вяндра, уже произошло в некоторых других населенных пунктах: несмотря на протесты волостной управы, Eesti Post закрыла отделение в поселке Тори и перевела 17 ноября прошлого года почтовый пункт в частный магазин, который местные называют «цветочным».
А из утвержденного министром экономики Кристеном Михалом недавно постановления выявляются очередные бесстрастные цифры: Eesti Post получила разрешение ликвидировать в результате произошедших изменений по всей Эстонии 250 якобы малоиспользуемых почтовых ящиков. А всего их у этого предприятия в Эстонии более 2700. Согласно новым требованиям средняя разрешенная дальность почтового ящика от пользователя составляет в городах 3 километра, вместо прежних полукилометра, а в волостях 5 километров вместо прежних двух. Мол, писем на бумаге и других отправлений становится все меньше, общение переехало в интернет. Зато теперь, если почтовая контора находится в сельской местности более чем в 5 километрах от отправителя, он может вызвать для передачи письма почтальона на дом.
Но на этом можно ли считать оптимизацию сети Eesti Post завершенной?
Eesti Post, как и город Таллинн, никогда готова не будет, - прокомментировал редакции Эрки Варма. – По мере того, как меняются привычки и потребности людей, должны меняться почтовая сеть и ее услуги».
Депутат Рийгикогу Сирет Котка гордится тем, что жители Вызу собрали за сохранение почтового отделения и в поселке и волости почти 700 подписей. Переписку по этому вопросу вели и с тогдашним министром экономики Урве Пало.
«Очень жаль, что политика реформистских правительств последних лет заключается в том, чтобы закрывать почтовые отделения, аптеки и школы одну за другой, ведя к вымиранию жизнь на селе, - сказала Котка. – Почтовая контора в Вызу – последнее, что еще остается в Вихулаской волости».
По словам местной активистки Майре Мурувеэ, представители Omniva рассказывали, как успешно действует система почтовых пунктов в Финляндии, Дании и Германии. «Увы, разрыв между нашим и этими государствами в уровне жизни, доходах и возможностях слишком велик, чтобы мы могли сравнивать нашу ситуацию с тем, что у них, - говорится в составленном по инициативе Мурувеэ обращении с протестом против закрытия почты. – Это правда, что спрос на традиционные почтовые услуги со временем падает, а потому мудро было бы идти в ногу со временем. Экономически закрытие почтовой конторы может быть оправданным, а вот с точки зрения региональной политики – никак. Заставляет задуматься при этом обстоятельство, что прибыль Omniva по годовому отчету составляла в 2013 году 2,3 миллиона евро. При этом предприятие выплатило в государственный бюджет в виде дивидендов 400 тысяч евро, да еще 106 тысяч туда же в виде подоходного налога с дивидендов. А в этом году Omniva обещала выплатить дивидендов еще больше – 560 тысяч евро!»
Мурувеэ задается вопросом, а не оставить ли ради дополнительной прибыли сельские регионы и без электричества? Совершенно ясно, что и эта услуга не приносит прибыли. А может, следующим экономически обоснованным шагом будет признано закрытие в Вызу школы? Вопреки тому, что исчезновение каждого вида услуг - это капля в чашу терпения, переполнение которой приводит к решению покинуть родные места.
Если поинтересоваться у Мурувеэ, как сейчас обстоят дела с почтовым отделением, она ответит, что хорошо: «Там всегда много гостей – и местных туристов, и зарубежных. Так что, к голосу народа стоит прислушиваться! С нами во имя сохранения почты тесно сотрудничал и старейшина Ляэне-Вируского уезда. По крайней мере, до конца года мы можем не беспокоиться».
А по словам пресс-представителя почты, намерение закрывать здесь контору вообще отпало.
На рынке посылок - тесная конкуренция
Но ничто пока не свидетельствует о том, что может быть отложена приватизация, хотя бы частичная, Eesti Post. Почтовые фирмы с большей или меньшей долей частного капитала в Европе – не новость, но государство должно оставить себе хотя бы контрольный пакет акций, чтобы обеспечить обслуживание сельского населения и окраин государства.
Так, в «Почте Германии» государство владеет 35% акций, а остальные котируются на бирже. «Почта Германии» приобрела в начале века и курьерскую фирму DHL. Это признак того, как уже многие годы идет между почтовыми фирмами борьба за рынок товарных перевозок и всевозможных почтовых отправлений.
Самое удивительное, что правительства Эстонии сделали довольно много для того, чтобы у государственных коммерческих предприятий дела шли плохо. Враждебная транзиту риторика в сочетании с враждебной же восточной политикой привела к убыткам государственное железнодорожное предприятие EVR Cargo. Теперь разводят руками: надо приватизировать!
Точно так же государственными деньгами надували паруса конкуренту Eesti Post на рынке перевозки посылок – «СмартПочте», принадлежавшей ПТ Kleveron. По данным газеты Äripäev туда из оперирующего в основном государственными средствами Фонда развития, так и из Целевого учреждения развития предпринимательства было вкачано 1,7 миллиона евро субсидий.
В 2010 году Kleveron продал свою сеть Smart Post почти с 1,5-миллионной выгодой финской Itella. Концепция Smart Post, между прочим, берет начало с того, что торгующий мебелью магазин «On24» был недоволен плохим обслуживанием со стороны Eesti Post.
Приватизирует ли Eesti Post конкурент?
Вопрос, таким образом, заключается в том, что государство за свои деньги создает себе конкурента, который подорвет основу коммерческого предприятия Eesti Post/Omniva. И вопрос этот не снят с повестки дня до сих пор. Таким образом, за счет сокращенных работников Eesti Post косвенно оплачивается успех проданного несколько лет назад финнам предприятия.
Несколько лет назад между Smart Post и Eesti Post происходило и непонятное сведение счетов с выставлением взаимных претензий. Но это уже особая тема.
«В отдаленной перспективе приватизация Eesti Post - единственно возможное решение, - утверждал руководитель ПТ Kleveron Арно Кютт. – Во всем мире происходит слияние почтовых предприятий. Мелким просто не хватает сил, чтобы пробиться. Что мы тут рассуждаем о государстве размером с Эстонию, когда объединяются и почтовые предприятия Скандинавии. Приватизировать полностью, или частично – это детали, но в целом я – сторонник частной собственности. Социальную функцию, вроде содержания контор на местах, может выполнять и частное предприятие».
На самый захватывающий вопрос: а не точит ли соперник Eesti Post, многие годы сражавшийся с ней Kleveron сам зуб на приобретение Eesti Post, Арно Кютт ответа пока не дал: «Я в этой части спекулировать не хочу!»
Зарплата работников связи растет медленно
С 2010 года по наши дни численность работников Eesti Post» сократилась округленно на четверть.
Председатель Союза профсоюзов работников связи и обслуживания Эстонии Кадри Кангур утверждает, что последнее крупное сокращение произошло в Eesti Post в 2009 году, когда за ворота были выброшены 132 человека. С 2010 года до сегодняшнего дня число работников предприятия сократилось примерно на 25%. Что же касается выплачиваемой им зарплаты, то переговоры на эту тему ведутся раз в год, осенью. «Основной упор на этих переговорах делается на повышение зарплаты работникам первичного уровня, которые составляют примерно 75% работников Omniva, - отметила Кангур. – Хотя в 2015 году была достигнута договоренность о шестипроцентном повышении зарплаты этих работников, профсоюзы такими темпами роста оплаты труда удовлетвориться не могут. Зарплата этой категории работников едва превышает минимальный уровень оплаты труда в стране».
И именно такой уровень оплаты труда, по мнению профсоюзного деятеля, является главной причиной текучести кадров , несмотря на попытки компенсировать это в коллективном договоре различными льготами.
Что касается приватизации, то профсоюзный руководитель еще не стала это комментировать, ссылаясь на полную неопределенность относительно условий, которые государство при приватизации выставит.
Комментарии
Есть определенные сферы деятельности и услуг, которые в любом государстве должны существовать независимо от их прямой прибыльности. В-первую очередь, это образование и здравоохранение, потом связь, в тч и почта, потом полиция, армия, служба исполнения наказаний. Эти сферы нельзя отдавать в частные руки.
Здравоохранение у нас фактически приватизировали, сделав из него кормушку для бизнесменов от медицины (результаты напомнить?), теперь на очереди - почта (про ожидаемые результаты - см.выше). Что потом? Приватизация школы, полиции, армии и тюрем?
А на фига тогда, спрашивается, вообще нужно государство? Чтобы собирать налоги, а на них кормить политиков, подготавливать нашу землю для размещения приезжих из Африки?
Налоги - отдельный разговор. Никогда в истории налоговая нагрузка на простого трудягу не была еще так высока. Только прямых налогов с заработка платится свыше 50% - 21 подоходного плюс 33 - социальный. Средневековая "десятина" отдыхает! Если прибавить сюда налог на потребление - НСО - то, даже оставив за скобками дичайшие ставки на подакцизные товары - получится, что государство забирает у работающего человека до 3/4 его заработка.
Вопрос - что оно дает взамен?
Вы что хотите? Социализм? Здесь вам не СССР или Шведция какая-нибудь!
"А в то же время, какой спрос с их работников, которых держат на нищенской зарплате, а они стараются хоть за эти деньги, но делать, что могут». " - точнее не скажешь... Минималка нам только снится....
Отправить комментарий