Профсоюзы озаботились ввозом в Эстонию иностранной рабочей силы
По традиции в первый день мая в центре Таллинна разворачивается нешуточная активность. Профсоюзные лидеры выводят людей на улицы и главные площади столицы, с посланиями выступают политики, в этом году - премьер-министр Юри Ратас. Звучат самые разные предложения о том, как улучшить жизнь трудящихся, передает в воскресенье, 6 мая, аналитическая программа телеканала ETV+ "Актуальная камера+".
1 мая на акциях и митингах профсоюзов собирается традиционно очень много людей, но праздник проходит, наступают будни и возникают некоторые вопросы: насколько серьезно все-таки профессиональные союзы защищают работников и почему люди по-прежнему не очень охотно вступают в ряды профсоюзов, отмечает журналист программы.
Число людей, активных на рынке труда, превысило в конце 2017 года отметку в 700 000 человек. При этом членами профсоюзных организаций являются, по разным данным, от 7 до 9 процентов работников, в то время как в Финляндии этот показатель в среднем не менее 70 процентов, а в некоторых отраслях - свыше 90 процентов. Увеличить число членов профсоюзов - по прежнему один из главных вызовов, утверждают профсоюзные лидеры.
"Сила скандинавских и финских профсоюзов в том, что у них долгий опыт строительство своей системы солидарности. На то, чтобы ее построить, понадобилось 50 лет. Но мы пойдем быстрее, потому что мы используем их опыт, плюс все-таки в профсоюз приходят молодые и энергичные люди, они хотят менять систему быстрее. Поэтому я думаю, у нас через 5-10 лет будет более отзывчивая система", - считает координатор работников порта
Независимого профсоюза моряков Александр Мейер.
"История, которая тянется за нами - то, что профсоюзы должны давать, что называется... Это в голову вложено, что профсоюз давал путевки, давал холодильники, давал машины. Сегодня основная задача профсоюза не давать, а консультировать, защищать, представлять интересы работников перед работодателем. Это совсем другая функция. А работникам было приятно получать", - говорит член Центрального союза профсоюзов Олег Чубаров.
В последние месяцы профсоюзы показали зубы во время забастовки работников скотобойни Ракверского мясокомбината. Тогда поддержку оказали профсоюзные организации из других отраслей. В результате руководство концерна решило увеличить зарплату, пусть и не в полном объеме. Темой тогда занимался в том числе и государственный примиритель Меэлис Виркебау. В каких отраслях в ближайшем будущем возможны кризисы подобно случившемуся на раквереском мясокомбинате?
"Трудно сказать, где и какие кризисы будут, но как и в случае с Раквереском комбинатом, конфликты будут там, где рабочие отношения на очень плохом уровне", - говорит Виркебау.
Большой резонанс вызвала на этой неделе история с вызовом на военные сборы работников компании Eesti Energia. Концерн намерен выплатить им среднюю зарплату за 2 недели пребывания на сборах, но эти условия не распространяются на членов профсоюзов.
"Компания Eesti Energia разделяет действительно людей по принадлежности к профсоюзной организации. Мое мнение, со стороны государственного предприятия - это крайне некрасивый шаг. Это пример для всех остальных. То есть, если государственное предприятие может себе позволить так разделять людей, то что уже говорить обо всех остальных предприятиях", - возмущается лидер Профсоюза энергетиков Андрей Зайцев.
"В законе есть пункт, что у члена профсоюза условия не должны быть хуже. Именно поэтому, мы знаем из истории, из опыта других стран, что у работодателя может быть негативный соблазн попытаться уничтожить профсоюз или изменить условия для его членов на более неудобные. Именно поэтому в законе прописано, что с членом профсоюза нельзя обходиться хуже из-за его причастности к объединению", - говорит уполномоченная по равноправию Лийза Пакоста.
Если смотреть на скандал глазами работодателя - юридически все корректно, речь идет о тонкостях при заключении коллективных договоров.
"Тут дело совсем даже не в том, является ли тот или иной работник членом профсоюза или нет. Мы даже не знаем, кто из этих работников является членом профоюза, а кто нет. Коллективный договор может распространяться и на тех работников, кто не является членом профсоюза. В концерне Eesti Energia шесть различных договоров с профсоюзами, т.е. коллективных договоров, плюс к этому еще один договор - как предложение от работодателя, мы пытаемся ко всем работникам относиться одинаково", - объясняет директор по персоналу Eesti Energia Тийна Друи.
На этой неделе европейская конфедерация профсоюзов объявила о чрезвычайной ситуации в 17 странах ЕС, включая Эстонию. В этих странах работодатели разговаривают с работниками с позиции силы, говорится в сообщении. Приводится четыре критерия: размеры генерального соглашения, покрытие коллективных договоров, механизмы для его расширения и доля зарплат от внутреннего валового продукта. В Центральном союзе работодателей к подобным сообщениям относятся с едва сдерживаемой критикой.
"Сказать, что рабочему человеку хуже, чем работодателю, - это неправда. Правда то, что роль профсоюзов изменилась, по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад. И, наверное, уже такой не будет. Но это - проблема профсоюзов", - говорит председатель Союза работодателей Тоомас Тамсар.
"Какие-то победы у нас тоже есть. Например, то, что внесены поправки на законодательном уровне. В правительство передан социальный пакет от Центрального союза профсоюзов относительно того, по каким пунктам мы хотим развивать сотрудничество", - отмечает координатор работников порта Независимого профсоюза моряков Александр Мейер.
Госпримиритель тем временем рисует идеальную модель на рынке труда: работодатели и профсоюзы в результате тесного сотрудничества влияют на политиков
"Они должны более тесно сотрудничать и по-настоящему быть партнерами в очень разных вопросах. Например, в налоговой политике государства, если речь идет о конкурентоспособности предприятий и производства в Эстонии. И так далее и так далее. Очень много вопросов, где у профсоюзов и у работодателей одинаковые интересы", - говорит госпримиритель Меэлис Виркебау.
Профсоюзные деятели, с которыми общалась съемочная группа "АК+", указали еще на одну болевую точку - ввоз иностранной рабочей силы.
"Если у них зарплата ниже, чем получают наши работники, то возникает вопрос: почему возникает этот "демпинг", который организован работодателем. Почему работодателю это нужно, нам понятно. Почему государству это нужно, это неизвестно. Мало того, что с малой зарплаты платится малый налог, который содержит наше государство, и деньги, которые зарабатывает этот работник, уходят из страны, они не тратятся в Эстонии", - считает Александр Мейер.
Еще одна тема, которая уже замаячила на горизонте - внедрение промышленных роботов на производстве. Но главным, говорит Олег Чубаров, остается извечный вопрос в отношениях между тем, кто платит и тем, кто работает.
"Вопрос заработной платы. Это очень важный аспект, потому что наблюдается утечка нашей рабочей силы за рубеж. Утечка профессиональных кадров. Это проблема государственная. И сегодня зарплата - это не только основная часть того, что работник получает, это ведь еще и вопрос экономики. Работник не должен чувствовать себя так, что нужно выбирать: пойти ему в театр или с ребенком в кино. Или посетить музей. Он не должен стоять перед выбором. Он должен иметь возможность сходить и в кино, и в театр, и в музей. Работник должен быть более обеспеченным", - рассуждает Олег Чубаров.
Комментарии
Увидал хохла-нелегала,звони в полицию!
Отправить комментарий