Промышленность Эстонии и что от нее осталось
В Эстонской ССР не было таких крупных флагманов промышленности, как ВЭФ в Риге или «Эльфа» в Вильнюсе. Но и эта прибалтийская республика может похвастаться достойным экономическим прошлым. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснил судьбу двух знаменитых промышленных предприятий Эстонии, одно из которых выжило в 1990-е годы благодаря России, а второе было разрушено из-за разрыва экономических связей с Россией.
Было-стало. Единственный, уцелевший на весь Кренгольм, ткацкий станок еще не давно можно было увидеть в плачевном состоянии в одном из заброшенных цехов фабрики.
Среди крупных предприятий машиностроительного комплекса стоит отметить Таллинский машиностроительный завод. Его далеким прообразом была маленькая мануфактура, основанная коммерсантом Францем Круллем в Нарве.
На предприятии Круля производили изделия из меди, в первую очередь оборудование для выработки вина. В 1875 году увеличившая объемы продукции мануфактура переехала в Ревель, где господин Крулль очень быстро освоился и обзавелся постоянными клиентами. Его акционерное общество разместилось на улице Копли, 68 и вскоре расширило ассортимент. В 12 корпусах нового завода, оснащенных современным оборудованием, выпускались холодильные установки и судовые отопительные приборы.
История Эстонии между двумя мировыми войнами удивительно похожа на историю Латвии и Литвы.
Оторванность от экономической системы советской России, политическая маргинализация рабочего класса, растущее влияние частного (в основном западноевропейского капитала), расширяющееся стачечно-протестное движение, тяга к авторитарному устройству, общее снижение уровня жизни крестьян.
В этих условиях завод Крулля принялся производить котлы для отопления, приспособления для домашнего обогрева, а также оборудование для электростанций и агропромышленный инструментарий. Однако в связи с обилием сланцев, которые добывались на северо-востоке Эстонии, предприятие переквалифицировалось на выработку оборудования для переработки именно этих полезных ископаемых.
В советское время завод подвергся национализации и стал одним из ключевых предприятий по изготовлению опытной продукции для министерства химии СССР. А в 1949 году он окончательно приобрел название «Таллинский машиностроительный завод», после чего началась его богатая история.
25% всей российской нефтегазовой промышленности работало за счет эстонских приборов и станков для добычи нефти и газа, так что в середине 1955-х годов ТМЗ стал одним из важнейших государствообразующих предприятий республики.
В 1960-х страна отчаянно нуждалась в приборах воздушного охлаждения в процессе переработки газа, поэтому в 1970 году впервые в истории всего СССР эта технология была успешно освоена именно в Эстонии.
Большое число ультразвукового оборудования также увидело свет на Таллинском машиностроительном заводе в 1970-е годы.
В эпоху брежневского «золотого застоя» предприятие приносило 35–37 миллионов рублей прибыли в год, что было стабильно высоким показателем.
В 1971 году завод получил имя Йоханнеса Лауристина, видного коммунистического деятеля Эстонии, который еще в 1917 году организовал революционную пропаганду на заводе «Двигатель».
Директорами завода были петроградцы или эстонцы, представители нефте- или газодобывающей академической интеллигенции СССР. В числе наиболее успешных отметим Вильяра Вескивали, который обеспечил ведущие позиции завода в области изготовления нефтеперерабатывающей и нефтесодержащей аппаратуры.
После установления независимости завод удалось сохранить (в отличие от бездарно погубленных РАФа и Альфы в Латвии), а потом он был продан российским бизнес-корпорациям.
Сегодня завод также является одним из лидеров в области производства аппаратов воздушного охлаждения. Произведенная на ТМЗ (современное название — Tallinna Masinatehas OÜ) инфраструктура позволяет поставлять до 30% газа в Европе. 90% продукции идет на российский рынок.
Другое крупное предприятие, которое определило славу Эстонии в разные исторические периоды, — это Кренгольмская мануфактура, основанная в самом русском городе страны, Нарве.
Полюбившийся московским купцам предприимчивый торговец хлопком Людвиг Кноп получил удачный заказ от Саввы Морозова. Ему нужно было изготовить прядильное оборудование и ткацкие станки. Молодой специалист блестяще справился с поставленной задачей. А после Кноп основал 8 прядилен и предприятие L Cnoop & Co, превратившееся в легендарную Кренгольмскую мануфактуру.
Для товарищества в эстляндской Нарве Кнопом и его компаньонами Кузьмой Терентьевичем Солдатенковым и Алексеем Ивановичем Хлудовым были построены самые современные корпуса, расположенные так, чтобы процесс производства был налажен наиболее оптимально. Он заказал для фабрики лучшее оборудование. Хлопок поначалу поставляли из США или Ливерпуля, разгружали в складах Усть-Нарвы, а затем переправляли вниз по реке.
В короткое время завод Кнопа, занимавший площадь в 130 квадратных километров, стал крупнейшим ткацким предприятием во всей Российской империи, а потом и в мире.
Продукция производилась из сырья самого высокого качества, что обеспечивало «Кренгольмской мануфактуре» безупречную репутацию. Самая тонкая пряжа в России вырабатывалась из египетского хлопка, который поступал в распоряжение Кнопа из эксклюзивных источников.
Вскоре господин Кноп стал настолько влиятельным, что мог позволить себе единолично определять цены на хлопок в масштабах всего огромного государства.
Это почти уникальный случай, когда благодаря предпринимательским способностям одного человека небольшой ткацкий завод стал передовым предприятием мирового масштаба.
Сыновья Кнопа Андрей и Федор Людвиговичи получили в наследство девять крупных текстильных фабрик (из которых наиболее рентабельной была Кренгольмская мануфактура в Нарве), каменноугольный родник, а также несколько компаний, занимавшихся импортом бесценного египетского хлопка.
К началу Первой мировой войны на предприятии было занято более 10 тысяч человек, но в связи с боевыми действиями и созданием суверенной Эстонии процесс производства замедлился.
Дело в том, что основным рынком сбыта продукции Кренгольмской мануфактуры были внутренние губернии Российской империи, а после 1920 года объем торгово-экономических связей Эстонии и советской России резко пошел на спад.
Завод не смог справиться с нагрянувшим кризисом, а эстонское правительство, испытывавшее серьезные финансовые проблемы, не могло оказать помощь предприятию, которое вскоре закрылось.
Рабочие остались без постоянного заработка, и к концу 1930-х годов цеха окончательно опустели. Удручающую картину всеобщего разрушения усугубили драматические события Великой Отечественной войны.
После освобождения Эстонии частями Красной Армии в конце 1944 года предприятие снова заработало.
Подлинный расцвет фабрики пришелся на годы «золотого застоя», когда производственная площадь расширилась до 130 квадратных километров, а число работников, занятых на предприятии, достигло 12 тысяч.
К концу 1978 года на заводе в Нарве было произведено 31 650 тонн хлопчатобумажной пряжи, а также 148 миллионов метров хлопчатобумажной суровой ткани, 202,4 миллиона метров прочих тканей и 892 тонны ваты.
В распоряжении предприятия было несколько прядильных фабрик: Староткацкая, Георгиевская, Йоальская, Старопрядильная, Новоткацкая, а также десятки художественных мастерских, в которых опытные работники бесперебойно обучали молодых специалистов.
Действовала автоматизированная система управления предприятием, оборудованная по последнему слову техники. Просветительско-развлекательная программа для работников и их детей была представлена домом культуры имени Василия Герасимова и пионерским лагерем имени Олега Кошевого.
В начале 1990-х годов для заводского комплекса наступили сложные времена. Снова между Нарвой и Ивангородом пролегла грозная государственная граница, ставшая результатом разрушительной политики новых руководителей.
К 1994 году эстонские власти создали условия для приватизации сверхприбыльного предприятия: новым владельцем фабрики стал шведский концерн Boras Wafveri AB. Корпуса и секторы были разделены на производственные и сервисные подразделения, и все 1990-е годы предприятие проработало с переменным успехом.
На самом деле к началу 2000-х фабрика испытывала ощутимые финансовые затруднения в связи с отсутствием серьезных инвестиций в производственный процесс со стороны владельца и сравнительно высокой себестоимостью продукции.
С подобными же крупными предприятиями в Китайской Народной Республике, Индии, Бангладеш и Вьетнаме конкурировать было очень сложно в связи с недорогой рабочей силой и колоссальным масштабом производства.
К 2010 году предприятие, работавшее с убытком в 110 миллионов тогда еще эстонских крон, сменив владельца, объявило о своем банкротстве. 1,5 тысячи человек лишились работы.
Корпуса снова оказались заброшенными, а станки были демонтированы шведскими менеджерами и проданы в страны Средней Азии.
Судьба этого предприятия оказалась весьма печальной. Впрочем, из прочих знаменитых промышленных гигантов советской Прибалтики «Кренгольмская мануфактура» продержалась не в пример дольше всех.
Зато с жизнью загробной дигитальной и политической у нас все в порядке!
Комментарии
По данным регистра на Tallinna Masinatehas OÜ работает 15 человек. И это автор называется завод! Скорее мастерская.
Совок строил заводы не думая о рентабельности. Подумаешь хлопок растёт в Туркмении, а повезём его перерабатывать в Эстонии. И так по всему совку построены заводы и фабрики.
Кастрюлеголовый, изучил бы ты сначала историю Кренгольма. Газ американский тоже ниразу не рентабельно закупать, ничего, терпите ведь.
Насчёт истории "Кренгольма" ты царскую Россию, не приравнивай к совку.
А царская Россия с совком и вообще несравнима. Свыше 90% при царе не жили, а существовали в нищете, вшах, клопах и тараканах. Зато уже 60-е годы в совке можно было сравнивать с соседями.
Увы, я как говаривал Задорнов, родился в середине 20 века. и я застал в живых тех, кто жил при царе. У нас в Эстонии их было особенно много. и все в один голос говорили, что при царе жилось лучше.
Да вы идиот батенька.
Какая тупость рубить сук на котором сидишь..или иметь обезьяну с гранатой под боком..А самое главное сдали металл весь и кто то живешь-и живут только одни..народа нет..
Так оно просто разорилось потому что было не рентабельно, то что рентабельно существует до сих пор.
Совок развалили люди, выросшие в совке, кровавые 90е устроили люди, выросшие в совке, наследие совка просрали все те же люди, выросшие в совке. Хватит уже винить всех, кроме себя, это все дело рук вашего поколения. Вы же только помните достижение ваших родителей и бабушек, которые в трудные годы страну поднимали, но это предыдущее поколение, не надо примазываться к его заслугам. Поколение 50х-70х, при вашем попустительстве произошло все то, в чем вы вините кого угодно, но только не себя
Только все упомянутые истинно советскими людьми воспитаны не были. Папа-мама не воспитали, понимаете? Плюс сыграло огромную роль во всем этом, что всех достали фантики в карманах, за которые ничего кроме хлеба и макарон свободно купить было нельзя. Притом, за эти фантики народ гробил здоровье на работе, а не с деревьев рвал. И платили по сравнению с сегодняшним временем мало.
Я уважаемый(-е) при "совке" зарабатывал неплохо ... В 1982 году первая зарплата моя после армии была 320 рублей . Это когда буханка хлеба стоила 14 копеек ... Пол литра молока 14 копеек . Общежитие ( жил тогда в общежитие ) 3 рубля в месяц ... Бутылка водки 4руб.12 копеек . Мог на эти деньги в любой конец Советского Союза поехать ... Кто там не жил , те и ругают " совок" .
320 рублей в месяц тогда мало кто получал. Средняя зарплата в 1988-м была 120 рублей в месяц. Пенсию у меня дед в те годы получал 65 рублей, а стажа у него было около 50 лет, работать он начал в 15 лет и на пенсии еще лет 5 продолжал работать.
Мой отец в 1988 году получал пенсию 132 рубля, это был потолок. Пенсия зависела не только от стажа, но и от заработка.
Плохо было или хорошо-это дело истории, а что сейчас происходит? Но ведь всё то, где мы живем и наши знания или незнания, у кого что, оно оттуда, из плохого советского времени, или кто-то вчера родился из коментаторов ?
Большая Ивановская мануфактура, Морозовская мануфактура, Трехгорная мануфактура, Раменская мануфактура - это то, что сразу вспоминается. Ну, расскажи нам rubaltic как Россия помогла выжить этим предприятиям.
Зря это здесь пишешь - все равно никто ничего не понимает. Люди живут одними воспоминаниями, когда трава была зеленее, а сахар слаще. Про то, что все эти предприятия оказались здесь просто не нужны и нерентабельны никто не хочет ничего слышать.
Они и не выжили, так как работали чисто на давальческом сырье. Хлопок то в России и не рос никогда, ему нужна жара и влага. Узбеки стали независимы, хлопок на корню стал полностью скупаться Англией и данные предприятия еще как-то кашляли годика так до 2005, но потом хозяева поняли, что всё. Не выгорит. И ликвидировали. Зато производства льняных тканей на всех парах пашут и урожай льна на корню скупают в окрестных областях.
КТО породил это и тот и убьет..ждем время..
Иди мат часть учи. Кренгольм построен в XIX веки и всё было рентабельно, совка тут и рядом не было. Стыдуха хоть историю немного почитай.
Конечно, в 19 веке было рентабельно, ибо управляющие обдирали работяг на деньги штрафами за мельчайший чих. На том российский капитализм 19 века и стоял - предложить работяге ср..ую десятку рублей золотом, а потом обобрать его на половину этой суммы. Почти бесплатный работник получался.
Такие потогонки были рентабельны тогда, когда сельские жители были вынуждены бросать землю и уходить на заработки в город, и были готовы ишачить за скудную еду, робу и какую-никакую крышу над головой.
Именно так родились все индустриальные державы, кроме США разве что. Но в США роль разоренных крестьян выполнили нищие иммигранты, готовые взяться за любую работу и на любых условиях, лишь бы выжить.
В Западной Европе и США этот процесс закончился в первой половине 20-го века, а в СССР растянулся до конца 70-х. Только к 74-му советские колхозники на 100% получили паспорта и законную возможность срыть с родного колхоза.
В этом и есть причина отставания СССР от развитых стран Запада. На Западе, когда приток дешевой рабочей силы иссяк, начали развивать экономику услуг, роботизацию и компьютеризацию. То есть пошли по пути интенсификации. Вот СССР по этому пути не пошел, почему и проиграл экономическую гонку с капитализмом.
Верно, но добавлю. Причиной того, что СССР не пошел по тому пути, было то, что так определили рулевые.
Украину к тому же концу приводят! Каждый день молюсь Господу (если он есть) что бы уничтожил Тварь на нашей планете под названием США! Когда не будет главенствующего урода, тогда и уродство планеты канет в лету!
Без США ты не мог бы тут это написать
этот станок до сих пор работает на СКС в Нарве
а если сказать так,что при совке было не лучше,а проще.
В 2010 году от Кренгольма осталась одна отделочная фабрика и там работало от силы 250 человек. Название "Кренгольм" продано другому похожему производству.
Отправить комментарий