Работорговля: чёрная страница истории
На протяжении веков они были всего лишь «живым товаром». Работали в нечеловеческих условиях и гибли под палящим солнцем вдали от родины. Африканская работорговля нанесла огромный ущерб Чёрному континенту. Чтобы искоренить систему, потребовались несколько сотен лет, восстания и несметное количество погибших африканских рабов.
Люди использовали принудительный труд с древних времён. И рабы не однажды пытались сбросить это тяжёлое бремя. И Спартак, и восставшие на Сицилии проиграли. Единственный успешный мятеж невольников в мировой истории произошёл в конце XVIII века в Америке — на острове Гаити.
Рабство в американских колониях — достаточно позднее явление, и связано оно было с товарной экономикой и мировым разделением труда.
Трансатлантическая торговля в Новое время была «треугольной». Из Африки в Америку везли рабов, из американских колоний в Европу — продукты сельского хозяйства (сахар, ром, хлопок, кофе и табак), произведённые этими рабами, а из Европы в Африку шли всякие товары для обмена на эбеновое дерево.
Как отмечал английский историк Нил Фергюсон, описывая экономику Британии того времени, «алкоголь — это, по сути, успокаивающе средство. Глюкоза же, кофеин и никотин были для людей XVIII века эквивалентом современного амфетамина. Чай, кофе и табак обеспечили английскому обществу мощный „приход“. Можно сказать, что строительство империи подстёгивал глюкозный, кофеиновый и никотиновый кайф».
Этот «глюкозно-кофеиновый кайф» подстёгивал не только британцев. Колония Сан-Доминго (на острове Гаити) была жемчужиной французской короны — в XVIII веке там производили до 40% сахара и 60% кофе, потреблявшегося в Европе.
Запад и Восток: мрачное соревнование
Есть представление, что ответственность за африканскую работорговлю несут европейцы. Но так ли это?
Вообще, рабство в Африке существовало давно, а экспорт африканских рабов широко практиковался и до прихода на этот рынок европейцев. Занимались этим арабы.
По современным оценкам, за восемь с половиной веков (с 650 до 1500 год) арабы отправили в Средиземноморье 4,5 млн невольников (в среднем 5000 человек в год). Ещё 2,2 млн рабов за этот период перевезли в Аравию, Персидский залив и Индию (в среднем 2600 человек в год). И в дальнейшем поток «живого товара» в исламский мир лишь увеличивался.
Невольничий рынок В Йемене, XIII век
С XVI века благодаря открытию Америки спрос на рабов вырос. В ответ на этот вызов западноафриканские государства — королевство Дагомея и империя Ашанти — увеличили количество набегов на своих соседей. И не только они.
Ничего личного, просто бизнес.
Захваченных пленников отправляли на побережье, где их обменивали на товары и грузили на европейские суда. В импорте преобладали не оружие и не «огненная вода», а ткани. В том числе индийский ситец. Везли в Африку и раковины каури.
С 1500-го по 1850 год около 10-11 миллионов африканцев отправили в Америку в качестве рабов (в среднем 26-28 тысяч человек в год). Смертность при перевозке составляла 12-15%.
Арабские работорговцы в Мозамбике
За это же время в страны исламского мира вывезли вдвое меньше — около пяти миллионов невольников. При этом арабы захватывали в рабство лишь анимистов и христиан.
Европоцентризм истории сыграл тут дурную шутку: о трансатлантической работорговле написано во всех учебниках, а о вывозе африканских невольников в Азию упоминают редко.
Половозрастная структура этих потоков различалась с точностью до наоборот. Две трети невольников, которые отправлялись в мусульманские страны, составляли дети и женщины, а две трети вывезенных в Америку были молодыми мужчинами.
В Индийском океане работорговлю контролировал султанат Маскат и Оман. Его иногда ещё называют Оманской империей (не путать с Османской). Помимо территории на востоке Аравийского полуострова, а также юге современного Ирана и Пакистана, султанат владел побережьем от Африканского Рога до северного Мадагаскара. Сердцем экономики султаната был Занзибарский невольничий рынок. После запрета работорговли эта империя пришла в упадок, в 1856 году её разделили на африканскую (султанат Занзибар) и азиатскую (которая сейчас известна как Оман) части. Впрочем, Оман был не только в Аравии: порт Гвадар оставался у него до 1958 года, когда был продан Пакистану.
Справедливости ради — среди корабельных команд, вывозивших рабов в Америку, во время путешествий гибло больше людей, чем среди «живого товара». Смертность среди завербованных в Европе матросов была такова, что большинство, уезжая в тропики «за длинным талером», фактически покупали билет в один конец. Так, в британской Королевской африканской компании (RAC) 60% сотрудников умирали, не прослужив и года. Полный срок службы заканчивал живым только один из десяти.
В трюме невольничьего корабля
Вглубь континента белые предпочитали не соваться. Время колонизации Африки тогда ещё не наступило, и европейские владения на Чёрном континенте ограничивались цепочкой фортов на побережье. Малярия и жёлтая лихорадка собирали свой урожай — иногда гарнизоны этих фортов за несколько месяцев вымирали полностью.
Горький сахар
Из общего количества отправленных в Новый Свет рабов на британские колонии в Северной Америке пришлось только 4,5%. На порядок больше (43%) невольников прибыло в Вест-Индию (то есть на острова Карибского моря). Однако если посмотреть доли потомков африканцев на середину XX века, то соотношение принципиально иное. На США и Канаду приходится около трети, а на Вест-Индию — около 20%. А в Бразилию отправлено было около 38% всех рабов, и на эту страну приходится 36% их потомков (100% — это обе Америки).
В чём же причина таких диспропорций?
В Вест-Индии было «сахарное рабство» — очень тяжёлое, с невыносимыми условиями труда и высокой смертностью. Настоящий ад на земле. Для работы на плантациях сахарного тростника и у котлов привозили преимущественно мужчин. Эта отрасль постоянно требовала новых работников.
Плантации тростника в Вест-Индии
В Бразилии же наряду с сахарными плантациями были области, где занимались кофе и молочными продуктами, и рабство там было не таким мучительно тяжёлым.
Комментарии
Но у работорговли есть и белая страница.
"Белая" страница - это массовая продажа в рабство ирландцев, которые стоили много дешевле негров, поэтому отношение к ним было соответствующее. Не говоря уже о том, что ирландцы были намного менее приспособлены к жизни в тропическом климате, чем негры.
На самом деле, негр стоил довольно дорого, так что плантатору не имело никакого смысла над ним издеваться или морить его голодом, смерть такого раба - это прямой и серьезный убыток.
миф из социальных сетей. Попросту говоря, обыкновенное вранье. Вы бы хоть википедию, что-ли , читали. Если на научную литературу сил не хватает
К концу XVII века африканские невольники, которые все еще являлись экзотикой, стоили в среднем 50 английских стерлингов, тогда как раб ирландского происхождения обходился всего в 5 фунтов.
Дело в том, что светлокожих рабов было гораздо больше. Соответственным было и отношение к черным и белым рабам. Дорогих негров берегли, а вот ирландца плантатор мог забить до смерти. К тому же белые рабыни-ирландки часто становились наложницами своих хозяев. Постепенно колонисты додумались до того, что стали скрещивать ирландских девушек и женщин с африканцами, чтобы получать невольником-мулатов, стоимость которых была достаточно высокой. Эта практика так широко распространилась, что в 1681 году (на территории нынешних США ) был принят закон, запрещающий ее «с целью производства рабов на продажу». Но защищал он вовсе не права самих невольников, просто такое «спаривание» мешало получать прибыль профессиональным работорговцам.
Более столетия продолжалась торговля белыми рабами. Так, после Ирландского восстания 1798 года еще тысячи ирландцев попали на борт работорговых кораблей, идущих в Америку и Австралию. Многие из них погибали по дороге, так как их практически не кормили и никуда не выпускали из трюмов, где они находились в кандалах, а срок плавания составлял до 3 месяцев. «Как будто британские торговцы перенаправили свои суда от африканского берега к побережью Ирландии, и белые слуги ехали во многом в таких же условиях, как и африканские рабы», — писал Уоррен Смит в книге «Белое рабство в колониальной Южной Каролине».
Проще всего сделали в России: ввели крепостное право и миллионы крестьян стали рабами. И ввозить никого не нужно.
Отправить комментарий