Рецензия | Эстонская резня бензопилой
Летом 2013 года были сняты все эпизоды этого фильма. 10 лет семейная кинокомпания Marani bros в обстановке полной секретности занималась тем, что в кинопроизводстве называется post-production. Во время съёмочного периода режиссёру, оператору, сценаристу, композитору и проч. Сандеру Марану было 23 года, его старшему брату, ставшему продюсером картины, Кауру Марану — 24, а самому младшему, Пеэтеру Марану — 12, и он снимался в фильме «Бензопилы пели» в роли младшего члена жуткой семейки садистов и людоедов, Пелле, который ходит по лесу с арбалетом, но втайне мечтает не злодействовать, а заниматься живописью. Сейчас они, естественно, на 11 лет старше.
Как бы то ни было, сделанная буквально на коленке и без привлечения государственного финансирования картина про эстонскую (в отличие от техасской) резню бензопилой весной прошлого года отправилась в триумфальное шествие по фестивалям. В Канаде Fantasia International Film Festival наградил её премией за лучший дебют, в США Fantastic Fest признал лучшим хоррором, тоже в США, в штате Юта, HorrorFest International — лучшим фильмом и лучшим убийством, в Австрии Fright Nights Horror Film Festival — лучшим трэшем; уже не говорю об успехах на родине: в Хаапсалу на фестивале «ужастиков», в Тарту на Tartuff и, естественно, на PÖFF. Всего картина побывала на полусотне фестивалей, из всех континентов не охватила одну только Антарктиду, но кого там пугать потоками крови, которые так щедро льются на экране? Пингвинов?
Кадр из фильма "Бензопилы пели". Мартин Руус в роли Киллера. ©: Marani Bros
А так как эту картину награждали ещё за лучшую музыку (Sinister Horror Film Festival в Мексике) и признали лучшей комедией на Melbourne Underground Film Festival, то определить жанр «поющих бензопил» становится непростой задачей.
— Спасите, за мною гонится маньяк с бензопилой, он меня убьёт! — перепуганная до смерти девушка средней пригожести бросается к встреченному на просёлке мужчине.
— Постойте, какая бензопила, это чушь; здесь пилить лес не положено! — пожимает плечами мужчина. И тут же понимает, что был неправ, но поздно: страшный инструмент в руках забрызганного кровью монстра наглядно даёт ему понять, как глупо делать поспешные выводы, опираясь только на правила и на формальную логику.
Ужас и смех в одном флаконе
Да, логика здесь не ночевала.
Главный герой картины Том (Карл Йоозеп Ильвес) собирается свести счёты с жизнью, прыгнув с моста и, как водится в киномюзиклах, прежде чем осуществить своё непохвальное намерение, долго и нежно исполняет лирическую арию. Сидящая под мостом девушка Мария (Лаура Нийльс) тоже глубоко несчастна: родители умерли, собака попала под машину, да ещё и деньги она потеряла — и тоже изливает своё горе в такой красивой и мелодичной арии, что все, включая саму героиню, забывают, как ей плохо. Естественно, два разбитых сердца находят друг друга и начинают резвиться на фоне прекрасной природы, но злодей, который в фильме проходит как Киллер (у него и водительские права выписаны на фамилию «Киллер»), похищает девушку, и бедный Том отправляется её искать. А так как создатели фильма наверняка к моменту съёмок ещё помнили страшные сказки братьев Гримм, то на пути к цели у Тома должен появиться верный помощник Яан (Янно Пуусепп) , немного странный, зато самоотверженный.
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Том — Карл Йоозеп Ильвес, Мария — Лаура Нийльс. ©: Marani Bros
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Том — Карл Йоозеп Ильвес, Яан — Янно Пуусепп. ©: Marani Bros
Действие происходит в… Вас география интересует? Увы, страну, в которой так грозно, а порою и жалостливо поют бензопилы, не найдёшь на карте. В ней встретишь и идиотов-полицейских, от которых лучше держаться подальше, и двух похожих, как близнецы, членов семейки монстров, которые, отчаявшись зачать ребёнка (вы понимаете, о чём я?) похитили младенца мужского пола и назвали его женским именем Терье. В этой стране автомобили без видимых причин взрываются, а обломки шикарно, как в Голливуде, горят (первыми взорвались потрёпанные «Жигули» Яана, в которых он вёз покойную бабушку в крематорий, так что процедура кремации свершилась прямо на большой дороге); в лесах водятся то ли дикари, то ли сектанты; встретившийся Тому и Яану бывалый солдат удачи по кличке Кобра вспоминает, что участвовал в войне между Швецией и Португалией (!), а самое верное средство от любых ран — подорожник: приложишь его к перепиленным чуть выше ступней ногам, и конечности мигом срастутся. А если кстати встретившийся добрый Оружейник вручил кому-то из хороших людей два пистолета времён Первой мировой войны, ещё не значит, что те в критический момент пустят их в ход. В фильме стреляют — и предостаточно, но как раз тогда, когда без огнестрельного оружия не обойтись, о нём забывают.
Как видите, в фильме столько иронии, что отнести «Бензопилы пели» к классическому хоррору невозможно. Если уж искать название для жанра, в котором они сделаны, то самым подходящим будет рагу по-ирландски. (См. «Трое в лодке. Не считая собаки» Джером К. Джерома. Рагу по-ирландски — это такое блюдо, в которое вкладывают и перемешивают все оказавшиеся под рукой продукты. Может получиться очень даже вкусно. Великий ирландец Мартин МакДонах тоже любит сочинять жанровые миксты, в которых есть и боевик, и мелодрама, и хоррор, и типично ирландский чёрный юмор, а на выходе — нечто неповторимое и захватывающее, и макдонаховскую манеру распознаёшь с первых кадров.)
У Marani Bros тоже чёрного юмора — под завязку. Диалог настолько остроумен, что эти ребята подкладывают под него субтитры. На том же эстонском языке, на котором говорят и поют персонажи. Потому что иначе зритель, хохоча над одной смешной репликой, может пропустить мимо ушей не менее смешной ответ. Такое вот оригинальное know-how, во всяком случае, нигде больше я такого не встречал.
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Ра Рагнар Новод и Хенрик Йохан Новод сыграли близнецов Пепе и Кевина, мечтающих переехать в Братиславу. ©: Marani Bros
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Младенец Терье. ©: Marani Bros
1001 фильм за один год
Когда Сандер Маран окончил гимназию, набора в BFM не было. Ждать нужно было год. За это время он пополнял своё образование, просматривая фильмы, рекомендованные книгой «The 1001 Movies You Must See Before You Die» («1001 фильм, которые вы должны просмотреть прежде, чем умрёте»). От трёх до шести фильмов каждый день. Если после этого он не возненавидел кино, значит, ему суждено было стать кинорежиссёром.
В восторг увиденное его не привело. Он решил, что своё кино будет делать иначе.
Можно сказать, что в чем-то Сандер Маран пошёл по стопам Квентина Тарантино. Тот работал в салоне видеопроката, просматривал кассеты, которые выдавал клиентам, а потом понял, что сам может снимать не хуже. Только не так, как они.
Сандер Маран. Фото: Liisbet Järviste / Marani bros
Можно, конечно, сказать, что в работе над своей картиной Мараны отталкивались от «Техасской резни бензопилой», которая щекочет нервы любителям «ужастиков» на протяжении полувека: первая картина вышла в 1976 году, а последняя, восьмая, — в 2022-м. В каждой из картин группа молодых людей противостоит маньяку по прозвищу Кожаное лицо и его семье каннибалов.
Только там все ужасы очень серьёзны. Зрителя пробирает страх; особо чувствительные в самые жуткие моменты жмурят глаза или отворачиваются от экрана. У Марана ирония обращена на сами ужасы. Это не хоррор, а куда более ранний жанр, от которого хоррор впоследствии отделился, — гиньоль. Здесь все ужасы преувеличены, когда их так много, это уже становится смешно. Гиньоль охотно использует ненормативную лексику — и в фильме Марана она звучит не то чтобы часто, но вполне легально, и знаете, как правило, уместно. Не для того, чтобы показать публике, что все эти слова известны режиссёру-сценаристу и актёрам, а потому, что в данной ситуации без крепких выражений не обойтись.
Страх переходит в гротеск, в абсурд. Жуткие образы, таящиеся в нашем подсознании, выволакиваются наружу, мы всматриваемся в них и с облегчением отмечаем, что они в общем-то нелепы. Они — материалы для пугающих — но не всерьёз — боевиков категории В, вроде «Грайндхауса» Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Кстати, Сандер Маран близок к Родригесу ещё и тем, что американский кинорежиссёр работает над своими картинами в качестве «команды-из-одного-человека», выполняет большинство функций на съёмочной площадке и за её пределами, выступая сценаристом, режиссёром, оператором, звукооператором, композитором, монтажёром и звукомонтажёром, а также продюсером.
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Лесной сектант. ©: Marani Bros
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Мария — Лаура Нийльс. ©: Marani Bros
Неплохая компания, не так ли?
Семья монстров
Как ни парадоксально, а более чем десятилетний промежуток между съёмочным периодом и выходом на экран пошёл картине на пользу.
Только не знаю, хорошо ли это или плохо. С точки зрения актуальности эстетики фильма и послания его авторов зрителям — хорошо. Повышает ценность картины. Как-то более жизненными, взятыми не только из фантазии Санлера Марана, но и из сегодняшних будней, стали казаться жуткие образы семейки монстров, особенно Киллера (Мартин Руус) и великолепно сыгранной Ритой Рятсепп Матери, рядом с которой большинству кинематографических ведьм и злодеек остается только завистливо курить в сторонке.
Кадр из фильма «Бензопилы пели». Мартин Руус (Киллер), Рита Рятсепп (Мать) и Пеэтер Маран (Пелле). ©: Marani Bros
С точки зрения нашей жизни — вряд ли хорошо.
Согласитесь, что в последнее время заметно вырос уровень озлобленности и — что вытекает из этого — уровень насилия в обществе (бытового насилия, немотивированных преступлений, избиений, убийств и пр.). Конечно, можно сослаться на то, что в обществе вообще неспокойно, жизнь дорожает, к властям доверия нет, но им на это плевать. Обстановка в обществе становится всё напряжённее и нервознее. Сказывается на общей ситуации и происходящая в Украине война. И преступления исламских убийц, происходящие на Ближнем Востоке, да и в Европе тоже, создают в обществе нервозную обстановку. Чувство безопасности утрачено. И слишком часто кто-то решает: ударю первым, пока не ударили меня.
То есть мы говорим сейчас о том, что в обществе слишком много тревоги и катастрофически мало любви. И от этого слишком многие люди чувствуют себя отверженными.
Как и Киллер. Нелюбимое дитя, которому мать внушала: ты урод, ты ничтожество, тебя никто не любит, кроме меня. И воспитала чудовище, которому до Матери всё же оказалось далеко.
Я не скажу вам, что творилось в этой семье. Сами посмотрите фильм «Бензопилы пели». Он того стоит!
Постер фильма «Бензопилы пели». ©: Marani Bros
Комментарии
Человек разумный и психически здоровый не станет смотреть эту мерзость.Авторы подобных извращений должны быть изолированы от общества .
Отправить комментарий