Ростовский чемпион мира по World of Tanks: о заработках и нагрузках в киберспорте
Киберспорт дошел до Ростова: на этой неделе состоялся международный турнир по Dota 2 и FIFA между китайцами и россиянами, а в начале октября пройдут соревнования по World of Tanks.
КИРИЛЛ ПОНОМАРЕВ: «ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ОТСИДЕТЬ ЗА КОМПОМ 20 ЧАСОВ, СЮДА ЛУЧШЕ НЕ СОВАТЬСЯ»
Ростовчанин Кирилл Пономарев — двукратный чемпион мира по «танкам». Ему 25 лет, играет больше 10. На 3-м курсе ушел с юрфака. С 2013 по 2017 годы был игроком крупнейшей мультигейминговой киберспортивной организации Natus Vincere. Журналисты поговорили с Кириллом о режиме дня, стоимости компьютера для игр и доходах в киберспорте.
— Во что сейчас играют киберспортсмены? Много ли в России по-настоящему крутых команд?
— В основном играют в Dota 2, Counter-Strike, League of Legends, World of Tanks. Появилась новая игра — Player Unknown’s Battlegrounds. Она побила рекорды этим летом, по ней начали делать турниры: например, немецкий турнир с призовым фондом в 350 000 долларов.
В России, если сравнивать с остальным миром, киберспорт развит слабо. Успешные команды можно пересчитать по пальцам одной руки. В Европе и Америке — это бизнес. Там много киберспортивных организаций, которые вкладывают деньги в свои команды, игроки получают зарплату. У нас только несколько команд может этим похвастаться. В киберспорт вкладываются, конечно, и сами разработчики игр. Так они привлекают новую аудиторию, дополнительных людей, которые хотят что-то выиграть и чего-то добиться.
Схема на самом деле простая: ты приезжаешь на какой-нибудь крупный турнир и рекламируешь своих спонсоров.
За рубежом, например, в Китае, турниры по киберспорту нередко спонсирует государство. В Азии вообще киберспорт очень развит.
Играют молодые люди, которые на «ты» с техникой. Я помню, что уже в моем детстве собрать футбольную команду для игры во дворе было намного сложнее, чем набрать команду в компьютере. Плюс тебе легче физически, ты не устаешь.
100 миллионов долларов — такую сумму 2 года назад в российский киберспорт вложил известный бизнесмен Алишер Усманов. Он взял пример с заграничных миллиардеров: в Европе и Америке в киберспорт часто вкладываются бизнесмены из первой сотни журнала Forbes.
Мне кажется, что в ближайшие пару десятилетий киберспорт по популярности обгонит футбол. Это ни хорошо, ни плохо — это нормально. Нам же сейчас не надо постоянно быть снаружи, чтобы охотиться на дичь, как в древние времена. Человечество меняется, в этом нет ничего страшного. Лично меня не пугает виртуальное будущее. Так должно быть.
— В каком возрасте надо начинать играть? Когда выходите на пенсию? Сколько стоит приличный компьютер?
— Приличный — полторы-две тысячи долларов. Но я никому не советую намеренно, забив на все, пытаться стать киберспортсменом. Сначала человек должен получить образование. Есть много примеров, когда люди бросают все ради этого — и прогорают. Если снова сравнить с футболом: в Бразилии все играют в футбол, но только, может, тысяча человек добивается настоящих высот.
Команда Natus Vincere по «танкам» идет сквозь толпу поклонников. Финал Золотой серии лиги Wargaming.net League, 2016 год.
Насчет возраста — чем раньше, тем лучше. У меня есть знакомый, ему сейчас 20, начал в 13, добился успеха.
На пенсию — все от дисциплины зависит. Например, в командные игры можно и в 30 играть, быть лидером-стратегом — придумывать схемы, координировать участников. Но если быть просто игроком — в 30, конечно, будет уже тяжело. С возрастом реакция теряется. Но все от человека зависит — есть 35-летние киберспортсмены, которые показывают нормальные результаты.
36 миллионов — столько зрителей посмотрели финал чемпионат мира по League of Legends в 2015 году.
— Опиши обычный день киберспортсмена.
— Если мы готовимся к турниру, распорядок такой: в 3 часа дня трехчасовая тренировка, потом перерыв, потом в 8 вечера еще одна трехчасовая тренировка. После — разборы, обсуждения, которые тоже занимают время — от 2 часов и больше. Еще пару часов ты играешь сам, без команды, чтобы держать себя в форме. Часов 8-10 на все это уходит, это полноценный рабочий день, довольно жесткий. Так и рублюсь на протяжении последних лет (смеется).
Скрин из игры World of Tanks.
Когда я только начинал играть в танки, просиживал за компьютером по 20 часов. Если тебе тяжело отсидеть столько, то в киберспорт лучше не соваться. Надо быть терпеливым и усидчивым. Важно: не надо идти в киберспорт с целью подзаработать, так ничего не выйдет. Нужен энтузиазм — поэтому я и мог играть по 20 часов. А то часто бывает: кто-то видит, что команда выиграла в Dota 10 миллионов долларов на пятерых, каждый получил за вычетом налогов примерно полтора миллиона. Это, конечно, может впечатлить, и человек бросает все, свою прошлую работу, пытается тренироваться, играть. А все зря.
Стресс киберспортсмена во время соревнований можно сравнить со стрессом пилотов «Формулы-1». В кровь спортсменов выбрасывается почти одинаковое количество кортизола — гормона, отвечающего за стресс. Пульс может повыситься до 160-180 ударов в минуту. (По данным исследований кельнского университета спорта.)
— Вообще, кажется, что ничего особенно трудного и интеллектуального в танках нет — просто ездишь и на скорость убиваешь противника.
— Мы играем командами семь на семь, цель — либо уничтожить технику противника, либо захватить его базу. Интеллектуального здесь как раз очень много: это очень сложно сделать, когда ты играешь с оппонентом очень высокого уровня. Тут идет борьба: кто кого перехитрит, кто кого перестреляет. В каждом бою у тебя по-разному развивается сюжет, ты не можешь подготовить какие-то шаблоны, тебе постоянно надо действовать в меняющихся условиях. Это мы и тренируем.
Киберспортсмен в минуту может совершить в 4 раза больше действий (клики мыши и нажатия на клавиатуру), чем обычный человек. Игра-рекордсмен по количеству кликов — Star Craft 2. Там надо успеть совершить порядка 200-300 движений в минуту.
— Какие профессиональные травмы у киберспортсмена?
— Проблем с глазами легко можно избежать, главное — играть в компьютерных очках и не сидеть в темноте. Насчет «тунелльного синдрома»: надо правильно держать мышку, не под сильным наклоном, не перегибать руку, чтобы не повредить сустав. За спиной и осанкой надо следить самому. Кто-то думает: вот, куплю себе сейчас офигенное кресло за 30 тысяч рублей, и у меня будет шикарная осанка. Тут кресло не поможет, нужны упражнения и самоконтроль.
Команда Кирилла стала чемпионом Гранд Финала лиги Wargaming.net League в 2016 году.
— Сколько зарабатывают профи?
— Это зависит от игры, ее популярности, количества турниров. Денег больше там, где удачнее всего продается реклама. Самая популярная сейчас — Dota-2. По ней проводят больше всего турниров с огромными призовыми фондами. Те, кто играет в Dota, получают по 20-25 тысяч долларов в месяц — это стабильная зарплата. Но это в Америке. В России дотеры получают, может, 5-10 тысяч долларов. Это тоже, разумеется, деньги немалые. Свою зарплату я озвучить не могу — меня потом отшлепают за разглашение условий контракта (смеется).
24 миллиона долларов — таков был рекордный призовой фонд в истории киберспорта, на главном мировом турнире The International 2017 по Dota-2. Победители, команда голландской компании TeamLiquid, выиграли почти 11 миллионов долларов.
— Почему организация Natus Vincere этим летом распустила ваше подразделение World of Tanks?
— «Танки» — хорошая игра, в нее играет уйма людей. Но турниров по ней было не очень много, всего 4: 2 международных и 2 по странам СНГ. Natus Vincere решила, что ради такого небольшого числа турниров держать нас невыгодно, хоть мы и становились чемпионами мира.
По Dota, например, проводят сотни турниров в год. Почему такого нет с «танками» — вопрос к разработчикам, почему они не раскручивают игру еще и на турнирах. «Танки» как игра дико популярны, а как дисциплина киберспорта — нет.
Сейчас мы играем тем же составом, скоро новый сезон, будем бороться за 50 000 долларов (приз за 1-е место) на очередном турнире. Пока к конкретной организации не привязаны, ищем нового спонсора.
Вообще некоторые киберспортсмены, оставшиеся не у дел, уходят в стриминг на YouTube — это когда спортсмен играет в режиме реального времени, а все желающие могут посмотреть и чему-то научиться. Правда, заработок стримера зависит исключительно от пожертвований пользователей.
— В прошлом году киберспорт в России снова признали официальным видом спорта. По твоим ощущениям, что-то поменялось?
— В лучшем случае, этот приказ Минспорта заработает только лет через пять. Как я уже говорил, в киберспорте куча игр. В законе перечислены классы: стратегия, гонки, командный шутер. Но какие игры к какому классу относятся, там не прописано. Командных шутеров много: те же «танки» или Counter-Strike. Но вполне может быть так, что Counter-Strike признают киберспортом, а «танки» — нет. В общем, пока все не очень понятно.
И два часа геймплея от Кирилла:
Комментарии
Да... Шахматы- спорт, шашки- тоже спорт. Теперь еще и это. Почему нет?
Отправить комментарий