Русаков о речи президента: русские были упомянуты только в контексте ликвидации русских школ
Член правления НКО "Русская школа Эстонии", юрист-правозащитник Мстислав Русаков по просьбе rus.err.ee прокомментировал речь президента Керсти Кальюлайд по случаю годовщины Эстонской Республики.
Государственность нашей страны началась с "Манифеста ко всем народам Эстонии", распространённого 24 февраля 1918 года. Именно этот день мы отмечаем. Но, к сожалению, последние 30 лет "все народы" были благополучно забыты, и началось строительство национального (националистического) государства. И это отлично видно в речи президента Эстонии.
Президент Эстонии – условное название. Из истории средневековой Европы мы знаем, что первые короли были скорее лидерами этнических групп. Например, король франков, король англов. И лишь потом они стали титуловаться королями территорий – Франции, Англии. Эстония, к сожалению, находится на первоначальном этапе. Керсти Кальюлайд – это президент эстонцев, но не всего народа Эстонии. Инородцы воспринимаются как некая досадная помеха, некие недочеловеки и объект для постоянной "интеграции", что является эвфемизмом насильственной ассимиляции.
В речи президента эстонцев ничего не было сказано про массовую дискриминацию русскоязычного населения, про то, что среди государственных чиновников доля неэстонцев составляет всего 3%, про "стеклянный потолок". Это не те вопросы, которые могут заинтересовать этнического вождя. Русские были упомянуты только в контексте ликвидации русских школ, то есть окончательного решения "русского вопроса", своего рода русенфрай. Госпожа президент выразила своё удовлетворение тем, что все стремящиеся в парламент эстонские партии видят систему образования в стране только как единую и эстоноязычную, разница только в методах достижения этой вожделенной цели. И, к сожалению, она права. Действительно все партии, начиная от центристов и заканчивая консерваторами, видят будущую Эстонию без русских школ. Перед русским избирателем стоит непростая задача разобраться в этих оттенках коричневого.
Госпожа Кальюлайд посетовала на то, что Эстония не способна решить все социальные проблемы, и что на социальные программы государство и так тратит слишком много денег. Зато 2% ВВП на военные расходы, по мнению госпожи президента, являются необходимыми для её безопасности. Быть участником противостояния "Восток-Запад", да ещё находится на самой границе этого конфликта – очень сомнительная мера безопасности. Да и не дешёвая. Например, полмиллиарда евро, которое тратится на оборону ежегодно, хватило бы на поднятие пособия по бедности вдвое, то есть практически на то, чтобы накормить всех голодных. Как известно в Эстонии 300 тысяч человек (каждый четвёртый) живут за чертой бедности.
Умилили также рассуждения о языке ненависти в социальных сетях. Госпожа президент, по-видимому, не знает, что язык ненависти используют подконтрольные государству структуры, как например, печально известный сайт propastop, специализирующийся на стигматизации русских правозащитников.
Высказывания президента о небывалом успехе Эстонии даже сложно комментировать. Думаю, что 300 тысяч человек, живущих в бедности, вряд ли бы согласились с Керсти Кальюлайд. В целом же остаётся только надеяться, что когда-нибудь у нас будет президент Эстонии, а не президент эстонцев. Очень бы хотелось дожить до этого времени.
Давид Всевиов: речь президента по случаю 101-летия ЭР была нетипичной
Историк Давид Всевиов отметил в речи президента общечеловеческую тональность, что нетипично для предыдущих лет.
"Первые впечатления очень позитивные. Мне понравилась общечеловеческая тональность и то, что президент начала речь не с достижений, а с проблем, существующих в обществе и касающихся самых слабых из нас. Мне кажется, это очень нетипично", – сказал Давид Всевиов репортеру ERR.
По его словам, роль президента состоит в том, чтобы бить в набат. "У президента нет полномочий призвать кого-то, обязать, заставить. Главная работа нашего президента – обратить внимание на что-то", – отметил Всевиов.
Президент затронула в своей речи и тему создания единой школы на эстонском языке. "Единой школы не существует. Это абстракция. Школа состоит из учеников, родителей, учителей, директора, персонала – у всех них разное мнение. По-моему, президент очень точно сказала, что цель определена, но как мы достигнем этой цели – это касается каждого конкретного человека", – пояснил историк.
Виталий Белобровцев о речи президента: эстонскому языку и независимости мешает русская школа
Президент Керсти Кальюлайд указала в своей речи по случаю годовщины Эстонской Республики, что большинство русскоязычных соотечественников готовы к созданию в Эстонии единой школьной системы на эстонском языке. Медиаэксперт Виталий Белобровцев назвал высказывания президента словесной эквилибристикой.
"Говоря русским языком, мы должны закрыть русскую школу, а это обеспечивает защиту независимости, эстонского языка и культуры. То эстонскому языку, культуре и независимости угрожает только одна вещь – русская школа. Я так понял из речи президента", – сказал Виталий Белобровцев.
Полностью интервью смотрите в видео.
Комментарии
Местным русским самим на русскоязычное образование наплевать, оно им не нужно. На весь Таллинн заявку на сохранение преподавания на русском подала только одна русская гимназия, а в Нарве вообще ноль. А виновата в этом, разумеется, Керсти Кальюлайд. И еще Ансип немножко.
Отправить комментарий