Рязанская неоготика (фото)
По маршруту Красное — Соха — Старожилово — Кирицы — Каргашино нас «повело» имя архитектора Федора Шехтеля. Изначально главной целью поездки в Рязанскую область было желание полюбоваться дворцом в Кирицах, но интернет угодливо подсунул несколько интересных неоготических видов — остатков некогда роскошных коневодческих комплексов на территориях бывших усадеб. И оказалось, что у каждого из них история удивительная, а порой и парадоксальная.
Далее 66 фото...
Увидеть в русской провинции такое «скопление» неоготики было неожиданно. Ответом на сей исторический факт является бывшая усадьба в селе Красное, точнее, скотный двор на территории усадьбы, которая была построена в середине 18 века и принадлежала Александру Петровичу Ермолову (1754 — 1835) — фавориту Екатерины II.
2.
Даже мимолетный взгляд на архитектуру скотного двора вызывает ассоциацию с дворцом в Царицино. Ассоциация верная — архитектором в этих двух случаях был Василий Иванович Баженов (1737 — 1799). К его постройкам здесь относят Казанскую церковь, заложенную в 1785 году на деньги Екатерины II, барский дом и скотный двор. И именно последний необычайно красив!
3.
История усадьбы ничего интересного собой не представляла... до недавнего времени. Все было, как со всеми — после ее расцвета наступило забвение, потом надругательство, потом частичное разрушение. Но с 2003 года у усадьбы появился новый хозяин и начался очередной виток ее «жизни» уже с новым названием — Серафимовский скит Сретенского монастыря.
4.
Официальной информации в интернете об этом почти нет, есть только упоминание о мужском ските в селе Красное. На деле скит представляет собой огромную огороженную территорию леса с озером. Во «всемирной паутине» встречаются фотографии этой усадьбы, датированные 2000-ым годом. Съемка скотного двора была сделана с очень близкого расстояния и заметно, что состояние постройки крайне удручающее. Сейчас вовсю идет реконструкция и строительство некогда разрушенных зданий усадьбы по дореволюционным чертежам.
5.
Как нам рассказали рабочие, здесь сейчас размещается духовная семинария Сретенского монастыря и уже обжитые кельи, размещенные.... в баженовском скотном дворе. Слушателей семинарии — 35 человек. Видимо, именно для них и предусмотрены несколько гектаров леса, чтобы каждый смог духовно уединиться. Для их же нужд отстроили кордегардии, в которых будут располагаться классы семинарии. В барском доме предполагаются помещения для общих нужд — трапезная, залы для общения и что там еще необходимо семинаристам.
6.
Скотный двор уже восстановили и водрузили на него кресты. Исторический парадокс — раньше советская власть отдавала храмы под хлев, теперь монахов заселяют «в стойла». Надо ли упоминать, что вход на территорию скита категорически воспрещен. Подход к озеру, в котором еще недавно купались местные жители, перегорожен забором. Теперь бывшую усадьбу Красное можно увидеть только «одним глазком». В таких случаях у меня всегда возникает смешанное чувство: с одной стороны, хорошо, что исторические памятники реставрируют и они не исчезают полностью со временем; с другой стороны, как только кто-то находит деньги на реставрацию в нашей стране, этот объект тут же перестает быть «историческим памятником», потому что он становится недоступен для осмотра. Его огораживают высоким забором, обвешивают камерами слежения и охраняют как стратегический объект от посторонних глаз. Вот тут уж и не знаешь, что лучше: знать о существовании, но не видеть, или иметь возможность «пощупать», но.... руины, как это сейчас можно сделать в Сохе.
7.
А после посещения Красного, кроме недоумения, остается еще один вопрос: «За чей счет банкет?». Пищу для размышлений над ответом дала Википедия: «Архимандри́т Ти́хон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; 2 июля 1958, Москва) — священнослужитель Русской Православной церкви, архимандрит. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника В.В.Путина».
8.
Соха.
Баженов стал своего рода «законодателем моды» на строительство конных и скотных дворов в неоготическом стиле. Поэтому, когда Вера Николаевна фон Дервиз (жена Павла Григорьевича и мать двух сыновей Сергея и Павла) пригласила архитектора Федора Шехтеля для реконструкции своих имений в Сохе и Старожилове в 80-ых годах 19 века, то он не стал отходить от уже наметившейся традиции. Про фон Дервизов я здесь рассказывать не буду, но история семьи очень интересна, поэтому рекомендую «погуглить».
9.
Уточню лишь, что Павел Павлович фон Дервиз (младший сын) занимался коневодством. В Старожилове он разводил верховых и рысистых лошадей, а в Сохе — русских тяжеловозов. Федором Шехтелем в Сохе были построены главный дом, флигели, кузница, молочная ферма, конный завод и ремесленная школа. Многое из всего этого не сохранилось вообще, а более-менее прилично выглядит конюшня.
10.
И еще одно здание сразу за конюшней на берегу пруда.
11.
А вот от дома фон Дервизов остались только руины. Общую архитектуру здания «прочитать» уже практически невозможно, к тому что этому сильно мешают деревья, но, скорее всего, вот здесь был главный вход.
12.
Вид на выступающую часть главного входа сбоку.
13.
Наверное, когда-то здесь встречали гостей, играла музыка и отсюда начиналось веселье.
14.
Сейчас же увиденное «освежило» в нас воспоминания о Камбодже. Согласитесь, что есть в этом что-то общее.
15.
16.
17.
Рядом с главным домом находится (скорее всего!) флигель — небольшое двухэтажное здание.
18.
При сохранившемся объеме внутри тоже полная разруха.
19.
20.
Пройдя по дороге чуть дальше от конюшни, можно увидеть еще одно здание, имеющее отношение к бывшей усадьбе фон Дервизов. Но о его назначении можно только догадываться.
21.
Старожилово.
Еще одно имение Павла Павловича фон Дервиза — Старожилово — находится совсем близко от Сохи. Но относительно авторства построек здесь я обнаружила в интернете разногласия: в одном случае утверждается, что Шехтель построил только дом управляющего Ф.П.Берггольца, а в другом, что конный двор был точно построен Шехтелем. Мне приятнее склоняться ко второму мнению)
22.
Здесь до сих пор коневодческое хозяйство, что можно считать большой удачей.
23.
За годы внешний вид конного двора практически не изменился, только обветшал и «приукрасился» мемориальной табличкой.
24.
На территорию можно зайти, ворота открыты. Сотрудники поглядывают искоса, но молча. Но, судя по количеству местных жителей, которые ходят туда-сюда, это не только конный, но еще и «проходной» двор.
25.
26.
Деревья немного мешают любоваться этой красотой, думаю, что осенью и зимой вид более торжественный.
27.
28.
Недалеко от конного двора сохранилось большое количество усадебных построек, в которых до сих пор живут люди. Вот в этой башне неопознанного назначения (не водонапорная) проживает бомж на нижнем уровне, а вплотную к ней — «квартиры» и огороды. (Машина не бомжа, а наша))
29.
30.
31.
Дальше тоже обнаруживаются старые постройки с новыми жильцами.
32.
33.
У этого здания центральная часть полностью разрушена, почти без перекрытия (местные мальчишки сказали, что еще недавно здесь был клуб), а в боковых частях продолжают жить люди.
34.
35.
В Старожилове есть еще очень красивый храм в «русском стиле». К сожалению, когда мы до него добрались, было уже поздно и вход на территорию был закрыт, поэтому мы довольствовались фотографией через забор.
36.
Кирицы.
Про Кирицы многие знают и многие видели. Поэтому ограничусь краткой историей. Этот дворец был построен Федором Шехтелем в 1887 — 1889 годах для Сергея Павловича фон Дервиза (старшего сына) — он как раз женился и подумывал о собственном «гнездышке». Дворец считается первой самостоятельной работой Шехтеля.
37.
38.
В таком хорошем состоянии усадебный дом пребывает по причине того, что здесь находится санаторий для детишек с диагнозом «туберкулез костей и суставов». К счастью, нашлись деньги для реставрации этого уже санаторного комплекса, но еще несколько лет назад он тоже выглядел удручающе, хотя санаторий в бывшей усадьбе действует уже на протяжении 70 лет (так написано на их официальном сайте).
39.
40.
41.
На территорию санатория можно попасть без проблем и лучше это сделать не со стороны шлагбаума и поста охраны, а спустившись сначала вниз вдоль забора.
42.
43.
И тогда перед вашими глазами предстанет настоящий «принцессин дворец».
44.
45.
46.
47.
Пока хорошо отреставрирован только главный дом и реставрация продолжается. Охранники нам поведали историю о том, что у санатория недавно появилось новое «ответственное лицо», которое выделило деньги после того, как у прежнего «лица» они закончились. Вот тут-то и стали закрадываться мысли, а сохранится ли здесь детский санаторий, когда восстановление усадьбы будет полностью завершено. А то мало-ли...
48.
49.
50.
51.
52.
Сейчас закрыт проход по арочному мосту, который находится в аварийном состоянии. Мост ведет в ту часть парка, где находятся Красные ворота, тоже построенные по эскизам Шехтеля. В принципе, можно просто спуститься в овраг и подняться с другой стороны, что многие и делают, но у нас уже не хватало на это времени — надо было ехать в Каргашино.
53.
54.
Каргашино.
В Каргашино находилась усадьба барона Владимира Федоровича фон дер Лауница (1855 - 1906), который имел здесь крупный конный завод. Владимир Федорович служил в гусарском полку и, видимо, отсюда его страсть к лошадям. В последний год своей жизни он был петербургским градоначальником, но многое успел сделать. Как многие видные деятели того времени, был застрелен революционером.
55.
К Шехтелю эти постройки отношения не имеет, но это не делает их менее красивыми и примечательными. Хотя, чтобы эту красоту сейчас оценить, надо «включить» воображение.
56.
Это здание конного двора.
57.
58.
Опять же сошлюсь на виденные в интернете фотографии 2000 года. Тогда еще такой густой растительности не было и можно было увидеть «общий план» здания. Сейчас же все заросло деревьями и кустарником, через которых крайне сложно проложить себе дорогу.
59.
60.
Иногда только «кремлевская» стеночка и виднеется.
61.
Вид со стороны жилых домов и гаражей.
62.
Здесь же обнаруживается еще несколько сохранившихся стен и периметров, которые местные жители используют в качестве помойки.
63.
64.
65.
У некоторых стеночек жизнь еще продолжается,
66.
а что-то совсем скоро не выдержит «натиска времени» и обрушится, забрав с собой остатки былой красоты.
Несколько ценных замечаний для тех, кто хочет увидеть все это своими глазами:
− не пытайтесь «объять необъятное» и уместить весь этот маршрут в один день. Нам понадобилось на детальный осмотр 2 дня с одной ночевкой в Рязани;
− все эти места есть в навигационных системах, так что заблудиться сложно, но все-таки предварительно прикиньте километраж в Яндекс (или Гугл) карте — переезды затратны по времени из-за периодически плохих и всегда узких дорог и активного трафика;
− в Рязанской области есть несколько поселений с названием Красное. Нужное вам находится рядом с городом Михайлов. Свернуть налево с трассы лучше там, где увидите указатель «Печерники». Небольшая асфальтированная дорога доведет до указателя «Красное 5» и оттуда вы уже попадете к церкви и воротам усадьбы. Как доехать до озера, чтобы увидеть с холма бывший скотный двор, вам подскажут рабочие;
− по пути в Каргашино ваш навигатор может проложить дорогу «напрямки» - после Сасово и Фроловского поворот налево в поля. Не делайте этого! Асфальт там не всегда виден из-за огромных ям и вы потеряете кучу времени. Лучше проехать по трассе дальше и повернуть налево уже на Любовниково и Елизаветовку.
В остальном, дорога приятна и очень живописна. Хороших вам открытий!
Комментарии
Воспоминание о Камбодже, хе-хе, объяснимы очень легко - барских усадеб в период 1917-22 годы было крестьянами разграблено и сожжено десятки тысяч. Грабили в буквальном смысле всё - после вывоза движимого имущества снимали двери, полы, вынимали окна, снимали обойные ткани со стен, отбивали кирпичи и т.д. На ютубе есть сталки в Припять, где творилось и творится то же самое - в квартирах (где людьми было оставлено все нажитое) срезаны и украдены даже трубы отопления с батареями, стены покрыты трескающейся штукатуркой и по лестничным маршам очень сильно рекомендуют ходить по одному во избежание обвала. Так извините, 29 с половиной лет всего прошло (точка нецелесообразности восстаноления припятских зданий пройдена уж 10 лет назад, кстати), а тут прощло почти 100. Сталинские рассудили в свое время умно - сохранившиеся усадьбы были заняты под государственные нужды типа домов отдыха для сотрудников НКВД, разворованные же просто бросили на произвол судьбы.
Отправить комментарий