Сегодня День освобождения Ивангорода от фашистов, завтра Нарвы
Летом 1943 года фашисты начали обустраивать обронительный рубеж «Пантера» по реке Нарова. Для поднятия патриотического духа своих солдат и офицеров гитлеровские пропагандисты возвестили всему миру, что по реке Нарве проходит восточная граница Германии, поэтому им отступать некуда, ибо они якобы защищают свое отечество. Гитлеровское командование считало оборонительный рубеж, построенный на Нарвском перешейке, неприступным. Так, фашистская газета «Ревалер цайтунг» хвастливо заявляла, что на реке Нарве создан «железный барьер», который большевикам не удастся преодолеть".
Исключительной на Нарвском перешейке была плотность пехоты: фашистская дивизия, насчитывавшая! 12-13 тысяч человек !, обороняла участок фронта протяженностью в два-три километра. Такая плотность пехоты не всегда бывает при наступлении, в обороне же встречается крайне редко.
Причем в Эстонии были сосредоточены отборные фашистские соединения и части, сведенные в оперативную группу «Шпонхаймер» (с 23 февраля 1944 г. стала называться армейской группой «Нарва»). Лесистый и заболоченный Нарвский перешеек, прикрытый с востока рекой Нарвой и защищенный с флангов Финским заливом и Чудским озером, сам по себе являлся серьезным препятствием для продвижения войск и боевой техники. Усиленный же военно-инженерными сооружениями, эсэсовскими соединениями и огневыми средствами, он становился почти неприступным.
После освобождения Ленингада от блокады началось наступлением на Ропшу 2-й ударной армии с Ораниенбаумского плацдарма и 42-й армии с Пулковских высот. Враг упорно сопротивлялся, и продвижение советских армий первоначально шло медленно: за первые трое суток они продвинулись вперед лишь на 10 километров. Но после ввода в бой вторых эшелонов и подвижных армейских групп темпы продвижения ускорились, и 19 января были освобождены Ропша и Красное Село. Войска двух армий со-одинились и, ломая глубоко эшелонированную оборону противника, носившую название «Северный вал», продолжали наступление по двум направлениям — на Псков и Нарву.
Преодалев промежуточный рубеж обороны на реке Луге севернее Кингисеппа, перед Красной Армией стояла задача выйти к реке Нарве, взломать вражеские оборонительные линии «Пантера» и «Таннен-берг» и овладеть Нарвой.
К этому времни Германское командование на 50-километровом участке фронта, протянувшемся по реке Нарве, сосредоточило около 100 тысяч солдат и офицеров, более 1500 орудий и минометов, свыше 100 танков и штурмовых орудий. Кроме того, в Эстонии базировались 180 бомбардировщиков и 220 истребителей и других типов самолетов. Вот такой важности оказалось Нарвское направление для стратегов Германии.
Бои за Нарву и Ивангород были действительно кровопрлитными. Начались атаки а немецкие укрепления в начале февраля 1944 года, а только 25 ИЮЛЯ 1944 (С того времени именно 25 ИЮЛЯ является ДНЁМ ГОРОДА Ивангород, так как по-сути город «родился» второй раз) «… после победного штурма наших войск на одну из башен Ивангорода взобролась русскаая девушка ВАЛЕНТИНА ПОЛЕЖАЕВА…юная дочь России водрузила здесь знамя Родины.»
Вот вкратце как произошло это событие. В ожесточенных боях прошли зима и весна 1944 года. Наступил июль. По всему чувствовалось приближение решительного наступления: войска получали пополнения, оружие, боевую технику, готовили плавсредства. И этот день наступил. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки наши войска пошли на штурм линии «Пантера». В первых рядах в Ивангородскуто крепость ворвалась комсорг штурмового батальона В. Полежаева.
— Ребята! — закричала она. — Надо водрузить знамя на башне.
У кого-то нашлось красное полотнище, кто-то принес кол и телефонный провод. В. Полежаева схватила наспех сделанное знамя и побежала к башне.
— Стой! Куда ты? Там немцы! — закричали бойwы и побежали вслед за ней.
Но она уже скрылась в арочном проеме башни. В полутьме нащупала влажные ступени, взобралась на самый верх и воткнула корявое древко в расщелину стены. Красное полотнище затрепетало на ветру… Бой кончился, Ивангород взят. Последний клочок ленинградской земли очищен от врага. Вдруг прозвучала длинная пулеметная очередь. Стреляли с той, нарвекой стороны. Несколько пуль прошили пилотку В. Полежаевой. Возбужденная боем, она не сразу поняла, что стреляют в нее, и пришла в себя только на полу башни, куда столкнули ее подоспевшие друзья…
И вот теперь перед Красной Армией была новая цель — Нарвский замок.
Вот как об этом говорит командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант И.И.
Федюнинский: «Нарвский замок был бельмом на глазу у всей армии. Помимо огневых точек, размещенных в каменных сооружениях, на его главной башне находился наблюдательный пункт фашистов, откуда прекрасно просматривалось шоссе на Кингисепп — единственная артерия для снабжения армии всем необходимым. Но стоило нашей технике появиться на шоссе, как начинался артиллерийский обстрел. Жаль было, конечно, подвергать старинный замок артиллерийскому обстрелу, но пришлось. Я долго колебался и отдал приказ буквально накануне штурма Нарвы ….»
Потом окажется, что своим приказм о немедленном штурме Нарвы Федюнинский спас великолепный замечательный замок от разрушения(!) , так как фашисты подготовили его к взрыву, но не успели этого осуществить! Артиллерия разрушив верхнюю часть башни, завалила авиационные бомбы, заложенные фашистами на нижних этажах, и нарушила проводку. Поэтому захватчикам не удалось взорвать замок . . . Поистине, не было бы счастья, да несчастье помогло…
И уже через день — 26 июля, после поднятия Красного флага над Ивангородом полностью была очищена Нарва от немецкико-фашистских захватчиков.
В тот же день в 22 часа Столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам Ленинградского фронта, освободившим первый эстонский город — Нарву и положившим начало освобождению всей территории Эстонии, двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.
Вот как об этом событи пишет А. Машистов.
Когда-то много лет тому назад
Под Нарвой битва грозная кипела.
Здесь гвардия Петра сражалась смело
И наш, прославился солдат..
Прошли года, и снова видит Нарва
Как русские сражаются войска
Как нашей гвардией разбит тевтонский варвар,
Как он бежит от русского штыка.
Волною катится могучее «ура»,
Эстонец, русский — вес народ ликует,
И воин наш победу торжествует,
Как он торжествовал во дни Петра!
Генерал Федюнинский рассказывает: «Когда мы вошли в город, мы не узнали его. Древняя Нарва была превращена фашистами в развалины. Страшные следы их пребывания видны повсюду. Разрушены жилые дома и промышленные предприятия, в том числе знаменитая Кренголъмская мануфактура, взорваны чугунолитейный завод, льняная, суконная и шелковая фабрики. Фашисты не пощадили памятников старины — готовили к взрыву орденский замок, Ивангородскую крепость, ратушу, биржу, дом Петра I, городской музей, старинные церкви, театр „Выйтлея“, кинотеатры и многие другие здания. На улицах трупы захватчиков, брошенная врагом боевая техника.»
Начиная с февраля 1944 г., когда фронт приблизился к Нарве, фашисты стали планомерно, с жестокой методичностью уничтожать город, производя ежедневно от 8 до 19 взрывов большой силы. В последние дни перед отступлением специальные команды эсэсовцев поджигали деревянные дома и взрывали оставшиеся целыми каменные здания, промышленные предприятия, мосты, памятники старины.
Нельзя без содрогания читать показания фашистских солдат и офицеров, которые, выполняя приказ генералов Линдемана и Ферча, хладнокровно и методически, с немецкой педантичностью, уничтожали древний эстонский город. Эти фашистские генералы повинны в уничтожении не только Нарвы, но и в разрушении Петродворца, Новгорода и Пскова. Не случайно один из них, Фридрих Ферч, взятый в плен в Курляндии, был осужден советским судом на 25 лет как палач этих городов.
Комментарии
Будь проклят фашизм и его последователи во веки веков, аминь!
Отправить комментарий