Семь месяцев в дикой природе: как пермский режиссёр снимала фильм о медведях Камчатки (+ сам док. фильм)
Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» — это история двух медведиц и их детёнышей — Самапятой с четырьмя малышами и Теслы с двумя медвежатами в заповеднике. Документалисты проследили за ними в их первый год жизни — от выхода из берлог весной до поздней осени, когда они снова впали в зимнюю спячку. Съёмки велись практически беспрерывно на протяжении семи месяцев.
Кажется, нас снимают. И как мы там, фотогеничны?
Режиссером и продюсером фильма стала пермячка Ирина Журавлева. В Перми его впервые показали 19 сентября на фестивале «Флаэртиана», а 6 октября фильм вышел в широкий прокат по всей России. Ниже интересный рассказ Ирины, с чего всё началось, не боялись ли операторы медведей, и о забавных случаях на съемочной площадке.
Такие нежные чувства, что рычанием не передать
Авторы отказались от сюжета и решили показать жизнь медведей такой, какая она на самом деле. С самого начала и до конца фильма зритель погружается в состояние некоей медитации — настолько захватывает увиденное. Первые кадры — маленькие медвежата спят на спине матери, падают с неё, карабкаются вновь и зарываются носом в ее шерсть.
Иллюзия такова — медведи рядом, и можно коснуться их рукой. Зритель проживает эти семь месяцев вместе с косолапыми медвежатами, переживает за них. В какой-то момент хочется протянуть руки и где-то помочь, где-то уберечь.
Нашли режиссёра в Перми
Оператор фильма — Дмитрий Шпиленок. Долгое время он работал инспектором Южно-Камчатского заповедника, участвовал в оперативных мероприятиях по борьбе с браконьерством. Его брат Игорь Шпиленок — известный в России фотограф-натуралист, основатель заповедника «Брянский лес» и автор интернет-блога о жизни медведей. Братья снимают медведей больше десяти лет. Идея снять фильм о медведях в заповеднике пришла именно к ним, и Шпиленки начали искать режиссеров. И нашли. Ими стали петербуржец Владислав Гришин и пермячка Ирина Журавлёва. Ирина — основательница арт-проекта «ЛЕС», занимавшаяся различными культурными проектами в сфере охраны окружающей среды. В фильме она взяла на себя роль и режиссера, и продюсера, а также возглавила проект.
— В Южно-Камчатском заповеднике живёт самая большая охраняемая популяция бурого медведя в мире, — рассказывает 59.ru Ирина Журавлева. — Одновременно вокруг Курильского озера, где существует крупнейшее нерестилище тихоокеанской рыбы нерки в Азии, может находиться не одна сотня медведей. Я видела 40 медведей одновременно во время съемок.
По рассказу продюсера, команда выезжала на съемку примерно в 4–5 утра на лодке и двигалась по озеру к устью какой-либо реки, где, как правило, сосредотачивается рыба, а значит, и медведи.
Почему медведи не едят операторов?
— Наш оператор Дмитрий Шпиленок является также и сотрудником заповедника, он прекрасно знает, как себя вести с медведями, — рассказывает Ирина. — Главное правило — не мешать и уважать их, помнить, что мы находимся на их территории. Это заповедник, там нет места человеку. Там можно находиться только сотрудникам заповедника и туристам — но под присмотром.
Над фильмом, кроме Дмитрия Шпиленка, работали еще три оператора — Михаил Родионов, Геннадий Шаликов и Дмитрий Воронов. По словам продюсера, во время съемки рядом с операторами всегда дежурил ассистент. Он следил за происходящим в тот момент, когда оператор смотрел в камеру.
Кино без дублей
— Медведи часто смотрят в кадр и замечают людей. Бывало так, что мы снимали с расстояния нескольких метров, буквально пяти-десяти, но прекрасно знали, что в безопасности. Медведи знают всё, что происходит в радиусе 200–300 метров. Но так как их охраняют, у них все давно хорошо.
В этом заповеднике удалось установить достаточно эффективный охранный режим, и браконьеры больше не промышляют на его территории. Поэтому у медведей постепенно пропадает генетический страх перед человеком. Мишки там живут в максимально естественных условиях. Кроме того, у них есть орехи, ягоды и рыба, которая нерестится с июня по февраль. Они сыты практически всегда. Поэтому при понимании того, как вести себя с бурым медведем, оставаясь на расстоянии, не конкурируя с ним за рыбу, считывая их эмоции, зная их биологию, можно совершенно спокойно снимать их на Курильском озере в камчатском заказнике.
Администрация Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника помогала киногруппе с доставкой продуктов и снаряжения, заброской съёмочной группы.
Первый план, второй план и третий план
«Четверо медвежат, а "сама пятая"»
Имя одной героине досталось по наследству от прапрабабушки, которую так назвал Анисифор Крупенин, легендарный первооткрыватель Долины гейзеров начала 1940-х, — «четверо медвежат, а "сама пятая"».
— Вторую маму-медведицу назвали Теслой из-за активного характера. Она постоянно бегала, рыбачила, отдавая при этом половину добытой рыбы своим медвежатам Соне и Самсону. А это довольно редкое явление, потому что главная задача для медведицы — накормить себя. Чтобы, когда она в берлоге, у нее было достаточно молока для медвежат. А оно состоит из жира, который она нагуляет в течение лета и осени.
Уже в мае удалось получить первые кадры медвежат, только что вышедших из берлоги. В весенние съёмочные дни дул сильный штормовой ветер, Дмитрия приходилось укрывать снегоходными нартами и зарывать в снег, чтобы хоть как-то избежать тряски камеры и раскачивания штатива.
Когда камера попадает в лапы
Часто съёмочная группа, работающая на близком расстоянии от «актёров», сама становилась объектом наблюдения и интереса со стороны медведей. Иногда операторы, обремененные 40 килограммами оборудования, не успевали за косолапыми актёрами. Боялись их потерять, но всегда находили. Бывало и так, что камеры GoPro попадали в лапы медвежат. Чтобы заснять медведей близко, операторы расставляли камеры и уходили. Медвежата начинали играть с ними, пробовали кусать или просто убегали с новыми игрушками, и в результате снимали свою родню. Иногда медведи закидывали камеры в воду и наблюдали за людьми, которые бродили по пояс в реке в их поисках.
Внимание, вас снимают!
Операторы потом находили камеры — снятое видео поражало необычными ракурсами. Неформальные съемки операторы тоже собрали, они не вошли в фильм, но их объединили в бекстейдж.
Осваивают модные технологии
Нерест нерки закончился к январю, наступила пасмурная и снежная погода, и медведи ушли в свои берлоги. Операторы навестили медвежьи семьи на Курильском озере летом на другой год.
Неожиданное применение камеры. Фильм про рыб тоже нужен!
Поиски затонувшей камеры.Медведи любили наблюдать за этим шоу
Голос, музыка и мультик
Автором музыки к фильму стал композитор Георгий Химорода из Нижнего Новгорода, а акварельную анимацию в начале и конце фильма нарисовала мультипликатор Нина Бисярина из Екатеринбурга.
Над голосом к фильму тоже долго думали. Для первого варианта готовили длинный научно-популярный комментарий, но в итоге от закадрового текста отказались. Он рушил всю естественность фильма. Поэтому оставили лишь несколько предложений, озвученных актёром Анатолием Белым.
Облако у ног
— Медведи похожи на нас, у них очень разные характеры, они тоже испытывают огромный спектр эмоций и чувств, — объясняет Ирина Журавлёва. — Можно провести такую параллель, что в каждом из нас живет медведь, и в каждом медведе — человек. Например, есть медведи-интеллигенты, есть медведи-шпана. И молодежь у них объединяется в стайки. Есть спокойные, наблюдательные и созерцательные, а есть непоседы.
Три года назад, 6 октября, премьера фильма прошла в 28 городах России, а с 11 октября — в 45.
По словам авторов, миссия фильма — это обращение к сознанию и сердцу каждого человека.
— Мы хотим донести простую мысль, что природа хрупка, и наша обязанность — охранять и оберегать её.
Сам фильм смотреть ЗДЕСЬ
Комментарии
Отправить комментарий