Сербская трагедия - остров Корфу
"Тамо далеко, далеко од мора,
Тамо jе село моjе, там моja Србиjа..."
Именно такими словами начинается песня об одной из самых страшных катастроф в истории независимой Сербии - пребывании на острове Корфу зимой-весной 1916 года. Долгие пять месяцев, наполненных апатией, голодом, холодом и огромными человеческими жертвами, стали тяжелым испытанием для сербов и едва не стоили им всего, начиная от независимости и заканчивая собственным выживанием в качестве народа.
тела убитых погружают на лодки для похорон в море
"Тамо далеко, где цвета лимун жут,
Тамо је српској војсци једини био пут..."
Причина, по которой свыше двухсот тысяч сербских солдат, офицеров и гражданских беженцев, оказались на крошечном греческом островке невдалеке от побережья Албании и Греции, довольно проста - они проиграли. Горлицкий прорыв и Великое Отступление русской армии высвободили для Австро-Венгрии изрядное количество свободных войск, с помощью которых они переправились через Дунай и оттеснили сербов на юг. Вступление 15 октября Болгарии в Великую войну на стороне Германии обрушило фронт и загнало остатки сербских войск вместе с кучей гражданских беженцев в Косово, лишив какой-либо коммуникации с высадившимися в Фессалониках войсками Антанты. Попытка прорыва на соединение с сербами обернулась для французов поражением и позиционным тупиком из-за недостатка сил и средств.
"Тамо далеко где цвета бели крин,
Тамо су животе дали заједно отац и син..."
Оказавшись зажатыми в угол, сербы приняли решение отступать в Албанию, к морю. Хоть куда-то, лишь бы не торчать в безвыходном положении. 3 колонны двинулись перевалами в общем направлении на побережье. К 20 числу почти все войска собрались в городе Дуррес, однако глубины имевшейся в городе гавани не хватало для посадки на транспортные корабли. Более-менее соответствовала требованиям лишь гавань Влёры. Правда, город был занят итальянскими войсками, которые отказались пропускать сербов. Великобритания и Франция разводили руками, не собираясь давить на Италию, чтобы не спугнуть ее на переговорах о перемене союзного блока. Тогда взъярился Николай II, потребовавший от Англии и Франции эвакуировать сербов любой ценой, угрожая в противном случае просто-напросто выйти из войны. Все высокие договаривающиеся стороны оценили свои шансы на победу без многомиллионной Русской Императорской Армии, посчитали на пальцах профиты и в итоге итальянцы согласились пустить оборванные и замерзшие колонны в город. За время похода через зимние горные перевалы Албании практически без продовольствия и боеприпасов умерло и пропало без вести 150 тысяч солдат и офицеров и 160 тысяч гражданских жителей. На Корфу удалось вывести 120 тысяч человек 15 февраля, еще 135 тысяч вывезли в течение недели.
"Тамо где тиха путује Морава,
Тамо ми икона оста, и моја крсна слава..."
На крошечном острове к концу февраля скопилось свыше 250 тысяч человек, при том, что общее население Керкиры насчитывало на тот момент в двадцать раз меньше. Задачу снабжения такой оравы людей взяли на себя Франция и Великобритания, однако на тот момент они не располагали подобными ресурсами в Средиземноморье. Местные же жители старались помочь беженцам, чем могли, но их помощь не могла охватить всех при всем желании. На острове не хватало ни еды, ни даже дров. В результате среди и без того обессиленных сербов мгновенно начали распространяться различные заболевания. Их косили голод, сыпной тиф, дизентерия, обморожения. Всех больных старались изолировать на острове Виго, на котором развернули госпиталь, но нехватка лекарств и продовольствия привели лишь к тому, что среди сербов его стали называть "островом Смерти".
"Тамо где Тимок, поздравља Вељков град,
Тамо ми спалише цркву, у којој венчах се млад..."
кресты на пляже Корфу
За две недели умерло свыше 5400 солдат и гражданских жителей. Огромная смертность, общее бессилие измотанных людей и банальная нехватка земли под кладбища привела к тому, что трупы просто скидывали с лодок в воду, привязав к их ногам камни, в определенном месте. Напротив него в песок пляжей втыкались импровизированные кресты. Данный участок моря вокруг острова получил название "Голубая могила". В знак уважения к жертвам сербов, епископ Керкиры попросил рыбаков не ловить рыбу в зоне морской могилы. Данная просьба будет безоговорочно соблюдаться греками следующие 50 лет.
"Без отаџбине, на Крфу живех ја,
Али сам поносно клиц’о, живела Србија!.."
Следует отдать должное англичанам и французам, они не сидели без дела. Авральным порядком они организовали доставку предметов первой необходимости: продовольствия, лекарств, палаток, топлива, теплых вещей и обмундирования. Детей распределили по школам-интернатам во Франции и Великобритании. Большую сумму в фонд помощи собрали в США. Сербской армии дали время отдохнуть и прийти в себя, а офицерам спокойно превратить аморфную массу усталых и запуганных солдат в войско, готовое мстить. В результате король Петр Карагеоргиевич объявил об отказе от любых переговоров и готовности сербов сражаться до освобождения родины от оккупантов. Война на Балканах продолжалась своим чередом...
Автор: Александр Викторов
Комментарии
Какая же мерзость все эти войны. Жажда захапать больше власти, больше денег, больше земель. Будьте прокляты все, начинающие войны.
Америка- Пендостания!- эта та страна которая разворачивает войны на всей Земле и наживается на этих войнах, даже не участвуя в них, а поддерживая маргиналов на территории этих неподчинающихся им стран!
Да здравствует Сербия!!!
Отправить комментарий