Шоу лилипутов (фото и видео)
Конец 40-50-е годы в Европе, истощенной войной, отмечен бумом на мотоциклы и мотороллеры и появлением целого сонма конструкций, бывших этаким "эрзац-автомобилем", мотоколясок, как честно называли их в СССР. Америка и Европа конца 40-х: в первой - покупательский бум. Страна неплохо наварилась на войне, и хоть и сама в ней участвовала, но в в полном соответствии с заповедями советской военной доктрины 30-х: "врага нужно бить на его территории".
Автомобильные компании спешно выкидывают на рынок чуть переоформленные модели 1942 модельного года - изголодавшийся клиент, у которого к тому же завелись излишки денег, которые во время войны особо тратить было некуда, всё сожрёт - лишь бы это было новое! Тот кто первым выбросит на рынок что-то радикально новое - калиф на час! Мелкие компании оказались шустрее "грандов". Но их век оказался недолог. Европа-же лежит в руинах. "Гражданских" машин почти не осталось - подавляющее их большинство было мобилизовано и погибло. Но ездить-то надо!
Да и хочется поскорее забыть страшные годы. Да и денег не осталось почти у большинства! Вот и расцвели пышным цветом всякие странные конструкции, представлявшие из себя гибрид мотоцикла и автомобиля разной степени похожести на оный. Да и производителям вооружений, более не востребованных в таких количествах как недавно, нужно было чем-то загрузить простаивающие мощности. А некоторым - хочешь-не хочешь, а пришлось переходить на мирную продукцию! Победители заставили.
Даже крупные фирмы спешно налаживали выпуск простых и максимально дешевых автомобилей (часто разработанных ещё до войны, когда многими умами в Европе владела мысль о "народном автомобиле"). Вы, конечно-же вспомните первым делом Адольфа Гитлера с Фердинандом Порше, но они были отнюдь не одиноки. В Италии Данте Джакоза разработал ещё в середине 30-х махонький FIAT 500 Topolino, потомки которого выпускались после много лет по всему миру. Во Франции фирма Citroёn вытащила с полок проект "четыре колеса под зонтиком" Андрэ Лефевра, ставший знаменитым "Де-Шво" - Citroёn 2CV. На фирме Renault доктор Фердинанд Порше "в наказание" трудился над заднемоторным Renault 4CV, создавая конкурента своему VW Kafer. (Изощренная месть французов, ничего не скажешь!).
Однако для многих даже такие автомобили оставались за пределом мечтаний. А машину-то хотелось! Спрос, как известно, рождает предложение. Плюс необходимость конверсии на мирную продукцию. Вскоре после войны вновь возникает класс транспортных средств, получивший у немцев меткое название "кабиненроллер". На немцах сегодня и остановлюсь. По большому счету, микрокары-мотоколяски такой же суррогатный продукт, как кожзаменитель. Появились они в середине 20-х годов, когда автомобиль уже стал полноценным средством транспорта, но для многих европейцев ещё оставался предметом роскоши. Даже занимавшие нижние ступеньки в модельных рядах Opel 4/12 или Austin 7 были им не по карману — а так хотелось ездить!.. К концу 30-х класс подобных "недомашин" было почти вымер, но война снова подняла волну интереса. У немцев особенно ярко отметились на этом поприще авиаторы. Тут и BMW, выпускавшая целую линейку микрокаров:
BMW Isetta 250 '1955–56
BMW 600 '1957–59
И Messerschmitt, чьё имя наводило совсем недавно страх на всю Европу
Messerschmitt KR175 '1953–55
и Heinkel
1956 Heinkel Kabine
и Dornier, разработавшая почти симметричный прототип Dornier 'Delta' '1956 для мотоциклетной компании Zündapp,
коя вскоре наладила выпуск чуть облагороженной его версии под названием Zündapp Janus '1957–58
"Цюндаппу" и БМВ было несколько проще: как-никак обе фирмы выпускали мотоциклы, а BMW ещё и автомобили - у них были собственные мотоциклетные движки, которые очень легко "врастали" в простенькую ходовую кабиненроллера. "Мессершмитовцам" пришлось двигатель разрабатывать самим.
Великолепную линейку микрокаров выпускала фирма Goggo. Её мотороллер Goggo 200 Roller стал прототипом для советского мотороллера ТМЗ "Тула" Т-200.
Goggomobil T-250 Sedan '1954–58
Goggomobil TS 400 Coupe '1957–67
А это фото от камрада prazska, очень наглядно в сравнении показывающее истинные размеры этой симпатичной машинки
Выпускались и коммерческие версии - этакий самоходный шкаф или холодильник, гг!)
Goggomobil TL-400 Transporter Van '1955–65
На заглавном фото - Музей Микрокаров Брюса Вейнера, где собрана огромная коллекция этих крохотулек. Музей расположен в США, в Мэдисоне, штат Грузия Джорджия. Ещё пара фото из него:
Инвалидные автомобили мотоколяски в СССР
СМЗ С-1Л — двухместный трёхколёсный автомобиль-мотоколяска, выпускавшаяся на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1952 по 1956 год. В 1956—1958 году выпускалась модификация С-3Л, отличавшаяся от базовой более мощным двигателем.Всего было изготовлено 19 128 мотоколясок С-1Л и 17 053 С-3Л.
Технические характеристики:
Количество дверей/мест - 2/2
Тип двигателя, объём - 1-цилиндровый мотоциклетный двухтактный двигатель Москва-М1А,
123 см³ (в С-3Л применялся двигатель (Иж-49), 346 см³)
Мощность двигателя - 4 л.с.(8 л.с в С-ЗЛ)
Система питания - карбюратор
Кол-во передач - 3
Расположение двигателя - сзади, продольно
Привод - задний
Максимальная скорость - 30 км/ч (С-3Л —60 км/ч)
Снаряжённая масса - 275 кг
Габариты:
длина - 2650 мм
ширина - 1388 мм
высота - 1330 мм
Тормоза задние - барабанные/-
Тормоза передние - нет/-
Шины - 4,50-9"
Модификации
C-1Л — базовый вариант мотоколяски, выпускался с 1952 по 1956 год.
C-1Л-О — вариант с управлением одной правой рукой
C-1Л-ОЛ — вариант с управлением одной левой рукой
C-2Л — опытная модель с 2-х цилиндровым двигателем и незначительными изменениями в дизайне, серийно не выпускалась
С-3Л — модернизированный вариант мотоколяски с более мощным двигателем ИЖ-49, выпускался с 1956 по 1958 год.
В 1958 году на конвейер Серпуховского мотоциклетного завода встала мотоколяска СМЗ С-3А. Эта мотоколяска стала первой четырёхколёсной в нашей стране. Модель СМЗ С-ЗА была не более как своеобразным моторизованным креслом для инвалидов. Однако на фоне дефицита автомобилей потребители стали выдвигать по отношению к ней такие же требования, как к обычному транспортному средству. Попытки удовлетворить их лишь усложняли машину.Силовым агрегатом для модели С-3А стал мотоциклетный двухтактный двигатель Иж-49 (346 см3, 10 л. с.) в блоке с четырёхступенчатой коробкой передач. На двигателе были смонтированы вентилятор и кожух охлаждения цилиндра, электрический стартер. Мотоколяска получилась довольно тяжелой (снаряженная масса 425 кг), с недостаточно высокой проходимостью (шины размером 5,00-10" и дорожный просвет в 170 мм), плохой динамикой (наибольшая скорость- до 60 км/ч) и большим расходом топлива (4,5-5,0 л/100 км). Неоднократные попытки модернизировать С-3А (улучшенный глушитель, телескопические амортизаторы и другие нововведения) не увенчались успехом.
Дальнейший шаг, сделанный в 1970 году, превратил мотоколяску в машину СМЗ С-ЗД с новым закрытым кузовом, но практически таким же шасси. Направление автомобилестроения, которое представляли мотоколяски СМЗ, оказалось бесперспективным.СЗД — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (СеАЗ). Автомобиль пришёл на смену мотоколяске С-3АМ в 1970 году.
Длина автомобиля составляла 2,6 метра, а масса — чуть менее 500 килограммов. Двигатель модели ИЖ-П3 с принудительным воздушным охлаждением был откровенно слабоват для довольно тяжёлой конструкции с цельнометаллическим кузовом и издавал при работе крайне неприятный треск (впрочем, вообще характерный для двухтактных моторов).
Несмоторя на неказистый внешний вид и явную непрестижность, мотоколяска имела целый ряд необычных для советского автопрома и передовых по тем временам конструктивных решений: достаточно отметить независимую подвеску всех колёс (задняя — типа «качающаяся свеча», то есть, разновидность схемы «макферсон»), реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, — всё это в те годы ещё не стало общепринятым в практике мирового автостроения, а на «настоящих» советских автомобилях появилось лишь в восьмидесятые годы.
В обслуживании мотоколяски были неприхотливы. Слабым местом в эксплуатации в зимнее время был мембранный бензонасос — в нём на холоде замерзал конденсат, и двигатель останавливался во время движения. Зато двухтактный двигатель воздушного охлаждения легче пускался на морозе и не вызывал таких проблем при эксплуатации зимой, как двигатели с водяным охлаждением (в те годы личные автомобили эксплуатировали преимущественно именно «на воде» из-за дефицита антифриза).
Такие автомобили именовались в народе «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий. Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года. В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую.
Все советские инвалидные мотоколяски страдали одним общим недостатком — они представляли собой своего рода компромисс между самоходным инвалидным креслом (по меткому выражению Льва Шугурова, «моторизованным протезом») и полноценным микроавтомобилем, в результате выполняя обе функции в равной степени посредственно. Для «инвалидного кресла с мотором» они были излишне габаритны и тяжелы, а по автомобильным меркам их эксплуатационные характеристики, комфорт и остальные потребительские качества явно оставляли желать многим лучшего. Усугублённые дефицитом обычных легковых автомобилей попытки балансировать между этими двумя концепциями привели лишь к усугублению противоречия — даже последняя в серии мотоколяска СМЗ С-3Д, получив закрытый кузов автомобильного типа, «настоящим» автомобилем ещё не стала, а качества «моторизованного протеза» растеряла почти окончательно, приближаясь по массе и габариту к полноценному четырёхместному автомобилю вроде «Трабанта» или «Мини». Попытки же запустить в серию более близкие к полноценному автомобилю конструкции, которые могли как использоваться в качестве спецтранспорта для инвалидов, так и поступать в розничную продажу в качестве самого маленького советского серийного автомобиля, вроде СМЗ-НАМИ-086 «Спутник», оказались неудачны, в том числе из-за низкого технического уровня заводов-изготовителей мотоколясок.
Последние 300 моделей СЗД покинули СеАЗ осенью 1997 года. СЗД был заменен Окой.
Комментарии
Отправить комментарий