Ситуация с защитой животных в Эстонии оставляет желать лучшего
4 октября мировая общественность отмечает день защиты животных. В Эстонии это особенно актуально, поскольку, несмотря на подогнанный под европейские стандарты закон о защите животных, ситуация с этой самой защитой весьма плачевная.
В марте прошлого года защитники животных провели на Тоомпеа пикет, требуя у властей пересмотра закона о защите животных с тем, чтобы ужесточить наказание за издевательства над меньшими братьями. Тогда эту волну возмущения вызвал вопиющий случай с таллиннским живодером, который убивал собак и кошек.
Несмотря на то, что тот товарищ получил реальный тюремный срок (около полутора лет), все же выяснилось, что произошло это только благодаря тому, что молодой человек ранее уже наказывался на насильственные действия по отношению к людям.
Согласно нашему законодательству, человеку, издевавшемуся над животным, грозит максимум до года лишения свободы плюс запрет на содержание питомцев в течение пяти лет в качестве дополнительного наказания. В обычном случае можно отделаться и штрафом.
Например, мужчина из Вильяндимаа, который до смерти забил собаку деревянной ножкой от стола, получил три года тюремного заключения, которые заменили общественно-полезными работами. Другой живодер из Вильянди, который несколько раз ударил лопатой по голове двух собак, получил лишь пять месяцев условно с испытательным сроком 18 месяцев, — писал в марте прошлого года ”МК-Эстония”.
Случай с живодером закончился реальным тюремным сроком и благодаря тому, что эта история тогда получила широкий общественный резонанс. Однако оглянемся вокруг: те, кто не убивают животных, а ”гуманно” выставляют последних за дверь — чем они отличаются от того самого живодера? Разве тем, что никакая полиция к ним не придет и дело не заведет.
Накануне дня защиты животных автор данного материала съездила к своим давним знакомым — Александру и Олесе Ключанкиным, уже 16 лет содержащим в Кохтла-Ярве приют для животных, обслуживающий весь Ида-Вирумаа.
Поездки туда никогда не приносят радости, не видно радости и на лицах работников: им по роду службы каждый день на протяжении долгих лет приходится сталкиваться с человеческой черствостью и безответственностью.
”Закон начнет хоть немного работать, когда ужесточатся наказания, и они станут назначаться”, — уверены Ключанкины. Они уже давно не верят в мягкую пропаганду гуманного отношения к животным.
Истории приютских зверей — тому прямое доказательство. Мы идем знакомиться с кошками. В первой комнате чудесные молодые трехцветные (черепаховые) необыкновенно ласковые девочки. Одна из них оказалась и вовсе стерилизованной, что на 100% говорит о том, что эта кошка когда-то была домашней.
Почему стала неугодной и за какие грехи была изгнана из дома? Может, в семье родился ребенок или у кого-то вдруг обнаружилась аллергия? Во всяком случае, хозяева не стали утруждать себя поиском нового дома для попавшей в немилость любимицы, не нашли в себе смелости усыпить кошечку и не стали тратить деньги на то, чтобы цивилизованно (насколько это можно считать цивилизованным способом) сдать животное в приют (да, сдавая своего зверя в приют, придется заплатить деньги!). Теперь красавица-мурчалка ждет, когда ее заберут в новый дом.
Таких перспективных (молодых, ухоженных, даже стерилизованных) животных в приюте предостаточно, они пересиживают все сроки, но никогда у Олеси и Александра не поднимется рука таких усыпить, как то позволяет закон после установленного двухнедельного содержания. Вот и сидят Мурки и Барсики у окошка в ожидании своего единственного человека, который уже не предаст.
Я спрашиваю у Олеси, изменилось ли что-то с 2000 года, когда они только начинали заниматься этим непростым делом, и получаю несколько обнадеживающий ответ: ”Да, изменилось!”. Ключанкины подчеркивают, что бродячих собак в таком количестве, как это было 10-15 лет назад, на улицах города не встретишь. Собак сейчас и в приюте не так много, но у каждой из них своя невеселая история.
На теплой подстилке рядом с миской с молоком лежат щенки — они совсем маленькие, им не больше месяца, и Олеся честно признается, что понятия не имеет, смогут ли работники приюта их выходить. Малышам нужна мама, но владелец мамы ее не отдал — ”любит”. Владелец — нарвитянин, живущий в общежитии. Его довольно крупная сука регулярно приносит щенков. В этот раз их было аж 11. Администрация общежития со скулящими и воющими малышами мириться не согласна — и Ключанкины принимают вызов и приезжают на место.
”Мы просили отдать собаку нам вместе со щенками, но он отказывается”, — с горечью говорит Олеся. Шестерых он уже где-то пристроил, и, скорее всего, эти щенки подрастут и попадут в приют уже во взрослом возрасте. Хотя надежда умирает последней: вдруг кому-то из них попадется хороший, ответственный владелец?
Вот здесь можно говорить об исполнении закона. Например, один из параграфов говорит следующее: ”Здоровье и благополучие домашнего животного должно регулярно подвергаться контролю. Особое внимание на здоровье и благополучие животного необходимо обращать в период размножения, болезни или в случае, если в среде содержания домашнего животного происходят значительные изменения. В случае если при контроле здоровья и благополучия животного будут обнаружены отклонения от нормального поведения, необходимо незамедлительно выявить их причины и принять необходимые меры для восстановления здоровья и благополучия животного. Заболевшее или травмированное животное должно получить необходимое лечение”.
Как много людей, подобных молодому человеку из нарвского общежития, лечат своих питомцев? Следят за их здоровьем ”в период размножения”? Мы размышляем с Ключанкиными, что же можно сделать для того, чтобы разорвать этот круг, когда его ”любимая собака” два раза в год рожает на беду коменданту общежития.
Как вариант — привлечь к ответственности штрафом. Действенной мерой было бы обязать отдать собаку вместе со щенками или же незамедлительно стерилизовать животное. Однако таких пунктов в нынешнем законе, увы, нет. А значит, нет и возможности привлечь хозяина к вменяемой ответственности.
Как бы там ни было, но сейчас октябрь — месяц защиты животных. И это время, когда нужно обратить больше внимания на то, как живется им, полностью зависимым от человека домашним питомцам, которых мы снисходительно называем ”меньшими братьями”, но поступаем с ними зачастую совсем не по-братски.
Сейчас в приюте Кохтла-Ярве ждут новых хозяев красивые и воспитанные кошки. Также без человеческого тепла скучают крупные собаки, которые могут стать прекрасными охранниками в частных домах. Их фотографии можно увидеть на сайте приюта.
Комментарии
Читать, как "не нашли в себе смелости убить кошечку". Зачем автор это написала?
Отправить комментарий