Скука, тестостерон и дешевый бензин. В чем смысл «арабского дрифта» и зачем его легализовали.
В конце августа издание Wired опубликовало репортаж американского фотографа Питера Гарритано, который в прошлом году посетил в ОАЭ «арабский дрифт» — популярные на Ближнем Востоке нелегальные уличные заезды. Сейчас, после дурной славы на YouTube, местные власти пытаются хоть как-то легализовать это смертельно опасное развлечение. Впечатлившись фотографиями и вспомнив о безумных цифрах просмотров роликов с «арабским дрифтом», журнал «Мотор» разобрался в сути этого феномена.
Что такое «арабский дрифт»?
В арабских странах это развлечение называют Tafheet или Hajwalah, что переводится примерно так: «Езда по кругу, без направления». Наиболее близкое по смыслу английское слово — joyriding, быстрая и опасная езда на угнанной машине с целью развлечения. Однако машины, на которых выступают участники «тафхита», если и воруют, то очень редко. Да и в большинстве случаев «ворованное» оказывается просто «одолженным». Автомобили берут «на время» у друзей и родителей или арендуют в прокате. Особую популярность феномен «езды без направления» получил в ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане и Катаре.
Большинство участников и зрителей — молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. Однако распространенное мнение о том, что «тафхит» — это развлечение исключительно богатых обладателей Bugatti Veyron или Lexus LX, неверно. Участвовать в гонках может любой человек на любой машине, если он получит одобрение «организаторов». Чтобы принять участие в «тафхите», требуется символический вступительный взнос, но чаще всего гонщики выступают бесплатно, просто ради развлечения.
Когда он появился?
История «тафхита» неразрывно связана с историей взрывного экономического роста, начавшегося в странах Ближнего Востока в 1970-х годах. После нефтяного кризиса 1973 года, спровоцировавшего резкий рост цен на нефть, благосостояние арабских королевств начало расти в геометрической прогрессии. Само собой, это отразилось и на автопарке внезапно разбогатевших стран. Если в начале 1970-х в Саудовской Аравии было зарегистрировано 60 тысяч машин, то к середине 1980-х этот показатель достиг 3,9 миллиона.
В «тафхит», в первую очередь, начали втягиваться беззаботные дети богатых родителей, но с годами состав участников «арабского дрифта» становился все более социально разношерстным. Из опасного развлечения богачей этот «спорт» превратился в символ протеста против скуки и отсутствия социальных лифтов. О «тафхите» мир узнал в 2010-х, с расцветом YouTube.
В чем смысл «арабского дрифта»?
Надо разогнаться побыстрее — километров до 200 в час, резко повернуть руль в одну сторону, затем в другую — и вот ваша машина скользит всеми колесами. Теперь нужно поддерживать скольжение, перекладывая автомобиль с одного заноса в другой, а самые большие профи могут высунуть в открытое окно руку и показывать пальцами, какая передача сейчас включена. Оценку выступлению, как правило, дают наиболее уважаемые «тафхитеры».
В 2014 году французcкий арабист Паскаль Меноре, несколько лет проживший в Эр-Рияде, выпустил книгу о феномене «арабского дрифта» «Joyriding in Riyadh: Oil, Urbanism, and Road Revolt». Автор почувствовал на себе tufshan (так на местном жаргоне называется нежелание работать, социальное оцепенение), а также узнал, что такое недоверие к чужакам в среде «тафхитеров» и повышенное внимание саудовской разведки «Мухабарат».
Примерно таким «тафхит» увидел фотограф Питера Гарритано, в прошлом году неделю проведший рядом с арабскими уличными гонщиками. Журналист наблюдал за более-менее цивилизованной версией «арабского дрифта», на небольшом автодроме с длинной прямой, но данное им описание подходит и для дикого «тафхита» на дорогах общего пользования. Именно такая версия «арабского дрифта» получила популярность на YouTube, и не в последнюю очередь из-за страшных аварий, которые попадали в объектив видеокамеры. В Сети без труда можно найти видео, в которых участники «тафхита» вылетают из окон как тряпичные куклы.
Машины подходят любые, но чаще всего, это переднеприводные среднеразмерные седаны, вроде Toyota Camry или Honda Accord, взятые напрокат или угнанные на время гонок, а затем брошенные.
«Дрифтом» безумное арабское развлечение называют, конечно, условно. Участникам редко удается войти в по-настоящему красивое управляемое скольжение. Для этого у них нет ни подходящих навыков, ни извилистых трасс: заезды проходят на прямых или больших «пятаках», а самый популярный трюк у местных гонщиков — это многократные развороты на 180 и 360 градусов, исполняемые в конце заезда.
Краткий словарь «тафхитера»:
Tanteel — затяжные скольжения, основа всего Tafheet. Делается несколько раз на скорости 160-260 километров в час, а затем переходят в Sefty или Axeyat
Taʼgeed — разворот на 360 градусов
Sefty — разворот на 360 градусов в одну сторону, скольжение боком, разворот на 360 в противоположную сторону
Tatweef — опасный проезд в боковом скольжении мимо автомобиля обычного участника движения
Axeyat — сочетание разворотов на 360 и 180 градусов
Куда смотрит полиция?!
Уровень внимания полиции к нелегальному «тафхиту» зависит от страны и области, в которой проходят «гонки». К примеру, в ОАЭ вся жизнь сконцентрирована в двух-трех городах, и строгой полиции легче контролировать незаконные заезды. Обратный пример — Саудовская Аравия, где «тафхит» приравняли к опасному вождению относительно недавно и где подобного рода развлечения проходят даже в отдаленных областях. В таких районах, где офицер может быть родственником гонщика, внимание полиции к «арабскому дрифту» пока еще минимально.
В 2015 году документалистка Рана Джарбу сняла фильм «Hajwalah», в котором об «арабском дрифте» рассказывается от лица молодого жителя Эр-Рияда. Боясь потерять ночную работу, он отказыватеся от опасного увлечения и начинает играть в «тафхит» на компьютере. В 2016 году фильм показывался в Каннах, в рамках фестиваля арабского короткометражного кино.
Ситуация осложняется тем, что в сообществах нелегальных гонщиков есть «дозорные», наблюдающие за гонкой в толпе зрителей, обычно где-нибудь на возвышенности, и докладывающие организаторам о приближении полицейских машин. После «сигнала» участники мгновенно покидают место заезда, зрители разбегаются, и полиция успевает схватить лишь нескольких зазевавшихся наблюдателей.
Иногда соглядатаи становятся героями «шпионских» историй. Известен случай, когда один из популярных саудовских уличных гонщиков узнал, что его «дозорный» является «двойным агентом» и регулярно сливает полиции координаты гонок. Тогда организатор подставил своего «разведчика», сняв на скрытую камеру, как тот изнасиловал молодую прихожанку местной мечети.
Как наказывают за «тафхит»?
Полиция отбирает права, конфискует машины, выписывает нарушителям большие штрафы и приговаривает к ударам плетью. Местная пресса безжалостна к уличным гонщикам — в газетах их называют «бездельниками», «наркоманами» и «педофилами» (до 45 процентов зрителей незаконных гонок составляют дети школьного возраста). Внимание к «арабскому дрифту» обычно обостряется после инцидентов с жертвами. Если гибнут случайные прохожие или автомобилисты, суды назначают виновникам длительные тюремные сроки или приговаривают к смертной казни через обезглавливание.
В сентябре в прокат в ОАЭ выходит художественный фильм «Hajwala: The Missing Engine», рассказывающий о жизни нелегальных гонщиков — с трюками, выполненными реальными «тафхитерами».
В Саудовской Аравии, если уличный гонщик попадается впервые, ему выписывают штраф в 20 тысяч риялов (5300 долларов США), арестовывают машину на 15 суток и передают дело в суд, который может приговорить нарушителя к тюремному сроку. Если «тафхитера» ловят во второй раз, машину отбирают на месяц, а сумма штрафа увеличиваетcя до 40 тысяч риялов (10 тысяч 600 долларов). Естественно, больший срок может назначить и суд.
Третье задержание грозит штрафом в 60 тысяч риялов (16 тысяч долларов) и бессрочной конфискацией машины. В дополнение к тюремному сроку суд может назначить обвиняемому большой штраф, сопоставимый по размерам со штрафами, которые назначаются автоугонщикам.
Как выглядит легальный «тафхит»?
По мере роста числа смертельных аварий и популярности «тафхита» на YouTube, местные власти все активнее стали призывать молодежь переместиться с пустынных магистралей на автодромы. К примеру, в 80 километрах от Дубая был открыт небольшой гоночный комплекс Emirates Motorplex, который состоит из дрэговой прямой, большого «пятака» для «арабского» дрифта и трибун для болельщиков.
Заезды проходят каждую вторую пятницу — гонки начинаются с заходом солнца. Количество участников — около 70 человек, все они — молодые люди до 30 лет. На гонках присутствуют в среднем 200 зрителей. Подавляющее большинство участников выбирает внедорожники, например, старые Nissan Patrol или Toyota Land Cruiser, иногда с доработанными или замененными двигателями. Впрочем, «тафхитер» может устроить выступление и на подержанном переднеприводном автомобиле с 1,6-литровым мотором.
У каждого участника есть три минуты на выполнение самых сумасшедших трюков. Их число и, скажем так, формат — не регламентированы. Все прекращается примерно в два часа ночи, когда владелец трека Ваэль Хаммад вручает приз лучшему гонщику — несколько сотен долларов, которые водитель затем потратит на покрышки.
Но деньги не главное: здесь выступают только ради адреналина. Как Хаммад выбирает победителя, неизвестно. Надо жечь покрышки до дисков, высекать искры, а если машина перевернется, вы будете королем вечера. Особый шик — получить травмы и выложить фото в Instagram из больницы.
Смысл в том, чтобы просто опасно покататься?
Да. «Чем безумнее ваше выступление, тем лучше, — говорит Гарритано, наблюдавший за легальным „тафхитом“ живьем. — Раньше было как: ты выходил с друзьями прямо на улицу и начинал устраивать беспредел. Теперь беспредел приобрел организованный характер».
Почему смертельно опасное вождение на дорогах общего пользования получило популярность именно в арабских странах и стало называться «дрифтом»? Местные жители, объяснявшие журналистам из других стран феномен «тафхита», говорят, причина кроется в том, что у местной молодежи нет никаких увлечений или хобби — в арабском языке даже нет подходящего слова.
Строгое половое разделение, отсутствие личных свобод и социальных перспектив, даже среди представителей обеспеченных семей, приводит к падению целеустремленности и трудовому оцепенению. Реакцией на это и стал «тафхит» — современное моторизованное восстание, вызывающее у молодежи пьянящее революционное равнодушие. Если объяснять причины популярности «арабского дрифта» предельно кратко, достаточно одной фразы: скука, тестостерон и дешевый бензин.
И немного Москвы:
Комментарии
то, что тамошний гражданин может ни дня в жизни не работать и при этом жить вполне нормально. А работают за них гастарбайтеры - всякие индусы, пакистанцы, бангладешцы плюс на должностях, требующих технической подкованности - западные спецы.
Что богатые арабы, что бедные - способны только трахаться, жрать и делать то, что рифмуется со словом "жрать".
Отправить комментарий