Страшно красивые: о женской и мужской красоте до революции
Когда говорят о русских (и не только) женщинах прошлого, можно услышать разные мнения. Кто-то восхищается ими как образцом женственности и натуральности, кто-то наоборот удивляется их некрасивости. Ну а некрасивость считают результатом тяжелой жизни, отсутствия косметики, антивозрастных средств и других радостей современной индустрии красоты. Что-то справедливо, что-то нет.
Победительницы конкурса красоты 1931 года в Эстонии. Звали девушку Лилли Сильберг. Год спустя Лилли Сильберг была выбрана одной из принцесс на конкурсе Мисс Европа 1932, после чего проработала в нескольких модных домах Парижа.
В 19 веке, да и в начале 20 действительно не было эффективных омолаживающих средств, поэтому женщинам было сложнее поддерживать красоту, и они внешне старели быстрее. Правда и то, что из-за тяжелых условий жизни крестьянки (а их было большинство) и бедные горожанки, тоже теряли красоту досрочно. Но многим не нравятся и фото юных дев, и барышень из обеспеченных семейств . Да и на портретах, которые обычно льстят, женщины часто страшненькие. С другой стороны во все времена вообще далеко не все женщины красивы и даже симпатичны. Что тогда, что сейчас. Не будем льстить нашим современницам. Но многое зависит от вкусов конкретного времени, а еще социального слоя. Да и "тюнинг" в то время уже был.
В крестьянской среде котировались девушки с формами. Вот что пишет со слов местных жителей князь Тенишев о крестьянах Владимирской губернии конца 19 - начала 20 века: "Эталон красоты девушки: плавная походка, скромный взгляд, высокий рост, густые волосы, полнота, круглота и румянец лица". По воспоминаниям современников, нравились девушки веселые, бойкие, которые за словом в карман не полезут. В целом ценилось все, что указывает на физическое здоровье и способность к физическому труду. Крестьянские девушки с двух приложенных фотографий Вильяма Каррика, скорее всего, многим нравились. Среди мещан обычно вкусы не сильно отличались от деревенских.
Красавицы-аристократки, конечно, имели свои отличия, например, светлую кожу, которую всячески защищали от солнца. Иногда в постах о стандартах красоты того времени пишут о чахлых девах, пьющих уксус и делающих другие сомнительные вещи, чтобы быть бледными. Но, вероятно, это больше миф, чем реальная практика. Иметь светлую кожу без загара или бледный чахлый вид - абсолютно разные вещи. Наоборот, котировался здоровый и свежий цвет лица. Насчет фигуры тоже не все однозначно. С одной стороны в описании светских (да и не очень) красоток часто подчеркивается тонкая талия, а иногда и встречаются параметры, до которых утягивали их корсетом, прикладывают фото дам с осиными талиями. Но во-первых, сами женщины тогда были ниже и миниатюрнее современных. Наталья Гончарова резко выделялась на фоне других женщин очень высоким ростом, а он был около 175 см. Большинство ее современниц было намного ниже. Это можно заметить и по платьям, выставленным в музеях. К тому же часто женщины имели много детей, а многодетной матери трудно сохранить осиную талию. Потенциальными невестами барышни считались лет с 16 и к 25 не редко уже имели 2-3 ребенка. Та же красивая в юности Долли, жена легкомысленного брата Анны Карениной, к 34 годам родила 7 детей. Да и если посмотреть на пикантные фото конца 19 - начала 20 века (так называемые "французские открытки" были весьма популярны), то там девушки вполне нормального телосложения. Купцы тоже славились любовью к женщинам с формами, часто пышкам. Поэтому утянутыми в корсет осиными талиями на практике могло похвастаться совсем небольшое число женщин.
Давайте обратим внимание, как описывали красавиц классики. У той же Анны Карениной были "блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза", "улыбка, изгибавшая ее румяные губы", "полные руки", "красивые широкие плечи", "полный стан" и маленькие ручки. Элен Безухова - "высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей", обладала "античной красотой тела" и обворожительной улыбкой. Катерина Маслова, которая тоже считалась красивой, имела полную шею и грудь, небольшие широкие руки. Пушкинская Ольга Ларина, которая считалась красивее сестры, была "кругла, красна лицом", имела "локоны льняные, глаза, как небо, голубые" и свежий румянец. У Достоевского "Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность". Вообще пухлые губы у красоток того времени не котировались, также как и скулы. Худое лицо было только у Настасьи Филипповны, и это было результатом душевных терзаний, а никак не достоинством. "Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек." "Худое и губастое лицо" было у малоприятной и вульгарной Раисы Петерсон из "Поединка" Куприна. Красавица 19 века чаще круглолица (выступающие скулы только для подчеркивания азиатского происхождения или чрезмерной худобы), светлокожа, но с румянцем, имела красивые полные плечи (явно не с выступающими ключицами), красивый бюст (но совсем не обязательно пышный, а чаще как у какой-нибудь статуи Афродиты) и обязательно с маленькими ручками и ножками.
Индустрия красоты в то время уже была, и весьма серьезная, хотя и доступная далеко не всем. И "натуральностью" отличались не все красотки. Декоративная косметика давно уже существовала (также как и огромное количество женщин, не умеющих ей пользоваться). Известно, что первые балы при электрическом освещении часто оборачивались конфузами, потому что женщины привыкли делать макияж для освещения с использование огня, а при электрическом такой раскрас их уродовал. Такая ситуация, например, описана у Гиляровского в "Москве и москвичах". Была и пудра, и румяна, карандаши для глаз (обычно на основе сурьмы, такие и сейчас популярны в восточных странах), и разные помадки для укладки волос (которыми пользовались и мужчины), и много чего еще помимо примитивного клише вроде муки да свекольного сока. Использование "донорских" волос было популярнее, чем сейчас. Кто-то покупал чужие косы и использовал как шиньон, кто-то носил парик, кто-то собирал с расчесок свои собственные выпавшие волосы и, набрав много, делал "добавку" из них. Описывая Анну Каренину, Толстой даже упомянул, что у нее были свои густые вьющиеся волосы без "примесей". А вот Китти Щербакова как раз этим пользовалась. Чтобы подчеркнуть бюст, дамы могли пользоваться разными вкладышами и разными хитростями в одежде. Об этом был мой предыдущий пост Если тема бюста не раскрыта. Как увеличивали его раньше? Для блеска глаз некоторые закапывали в глаза белладонну, которая зрение, да и вообще была ядовита.
Ну и немножко фотографий и портретов дам, считавшихся красивыми.
Несколько иллюстраций из "Альбома русских красавиц" (1904)
А вот самая Анастасия Вяльцева, популярная российская певица начала 20 века и общепризнанная красавица.
Или возьмем красавиц Пушкинской эпохи. За полячкой Стефанией Радзивилл ухаживало множество мужчин, включая князя Юсупова и, по слухам, Пушкина. Кое-кто из поклонников даже в прямом смысле от любви зачах. Хотя по современным меркам она на любителя.
Роковая красавица Наталья Гончарова
А вот Ольга Массон, одна из самых известных и востребованных куртизанок того времени. Ходила даже известная байка о том, как Пушкин пытался и с ней поближе познакомиться, а та так и не пустила его к себе в дом, то ли потому что была в тот вечер занята другим клиентом, то ли из опасения заразить симпатичного ей поэта срамной болезнью.
Представления о красоте изменились. Современные красавицы, скорее всего, в 19 веке тоже понравились бы далеко не всем.
Первый парень на деревне и в городе. Какие мужчины считались до революции красивыми
Сегодняшняя зарисовка о быте и нравах дореволюционной России снова о красоте. Только на этот раз не женской, а мужской. Представления о привлекательности людей год от года меняются, поэтому многих современных красавцев лет 150 назад могли и не оценить, как и мы кумиров и сердцеедов того времени. К тому же вкусы могут зависеть от социального слоя. Давайте рассмотрим идеалы мужской красоты на примерах как художественной литературы, так и бытовых очерков.
Вообще в отличие от эталонов женской красоты, которые проследить легче, понятие мужской красоты более размыто. Большую роль имело личное обаяние, репутация бравого парня, таланты и просто полезные навыки. Да и наличие денег сильно скрашивало даже невзрачную внешность (как, в прочем, и сейчас, но тогда этого никто и не скрывал). Вот что пишет со слов местных жителей князь Вячеслав Тенишев о "первых парнях на деревне" конца 19 - начале 20 века: "Девушки ценят в парнях силу, ловкость, умение красноречиво говорить и играть на гармони. Эталон красоты парня: гордая поступь, смелый вид, высокий рост, кудрявые волосы". Примерно такое же описание, включая гармонь, и у знаменитой бытописательницы крестьянства Ольги Тянь-Шаньской. К этому следует добавить свежий цвет лица и хорошее телосложение. А вот понятие хорошего телосложения было весьма растяжимо и менялось в зависимости от времени и сословия. Среди крестьян отношение к красоте было в том числе утилитарным. Красивый = здоровый, выносливый, хороший работник. Щуплый паренек в этом плане был менее привлекателен, чем его односельчанин крепкого телосложения.
Были и сельские "денди". "Прежде, когда они и в праздник и в будни одеты во все, до последней нитки приготовленное дома, как напр. , холстиновое белье, армяки или кафтаны, войлочную шапку, лапти, - теперь же у всех суконные пиджаки, или как они их называют: «пинжаки» или «спинжаки», фуражки фабричного или городского образца, лапти вытеснены совсем, за ничтожным исключением, даже из будничного употребления, и их заменили сапоги. Особенно любят рядиться молодые парни на праздниках; почти на всех на них можно видеть пиджачную пару из тонкого сукна, сшитую в деревне же странствующим портным и стоящую 15--20 руб. ; высокие лакированные сапоги со множеством складов, как их называют "бутылкой" или "гармонией"; стоят такие до 15 руб. ; последнее же время вошли в моду высокие резиновые калоши, которые надеваются на эти сапоги даже и в сухую, жаркую погоду и, таким образом, служат как бы непременной принадлежностью костюма". Описание взято из этнографических очерков все того же Тенишева за 1898 год. Но тут надо заметить, что городская мода стала проникать в деревню ближе к концу 19 века. На это был целый букет причин. Все больше крестьян отправлялись на заработки в города. Этому способствовало еще и развитие железнодорожного транспорта. Поездки стали дешевле и доступнее, люди стали мобильнее, и в крупные города, в том числе Москву и Петербург, потянулись жители все более дальних регионов. Но все же для многих крестьян подобная мода была не по карману, поэтому далеко не каждый сельский парень мог красоваться в пиджаке или сапогах. Волосы по-прежнему многие мужчины продолжали стричь под "кружало" (под горшок), а в качестве средств укладки использовались масла (коровье, постное, деревянное), а иногда даже квас.
Среди более привилегированных сословий мускулы долгое время особо не котировались. Считалось, что это показатель того, что человек вынужден заниматься физической работой, а аристократу это было не обязательно (особенно характерно это для Западной Европы). Если посмотреть на парадные портреты 18 века и боле ранние, то изображенные на них люди часто совсем не спортивного телосложения, с лишним весом или узенькими покатыми плечами, а атлетов в античном стиле почти не наблюдается. А ведь портреты обычно даже льстили заказчику. Аристократы больше следили за модой, красотой камзола и парика, а полнота считалась проблемой, только если уже однозначно вредила здоровью или создавала неудобства. Мода на более-менее спортивное и подтянутое телосложение среди аристократов появилась только ближе к 19 веку, а среди многих купцов и дальше полнота была обычным делом и даже добавляла солидности. Аристократы начали интересоваться спортом, пытались "подкачаться", а некоторые прибегали к хитростям в одежде, создавая дополнительный объем с помощью разных подкладок. Это зло обыграл известный английский карикатурист Гилрей. Повышенное внимание к своему гардеробу вообще считалось хорошим тоном. А уж дендизм - отдельная тема. Пушкин писал о том, что дельный человек может думать о красе ногтей. Герой "Анны Карениной" Левин был возмущен видом приятелей бонвивана Стивы, в особенности длинными ногтями и запонками чуть ли не размером с блюдце. Сам Толстой в молодости за модой следил бдительно. "Арсенал" модника можно увидеть на картине Сергея Грибкова "У туалетного столика". Помимо шелкового халата, модных домашних туфель в восточном стиле, перстней на пальцах, цилиндра и светлых лайковых перчаток (в таких ходили в дневное время) и увесистых серебряных часов можно увидеть еще маникюрные ножницы (такие небольшие плоские использовались для ногтей), щеточки для одежды, несколько больших флаконов (в них могли быть том числе духи, их продавали и в розлив). В баночке могла быть специальная помада (такие использовали для укладки волос или усов).
Ну и возьмем для примера описания красавцев у русских классиков. Студент Раскольников 23 лет от роду "был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен", а также имел тонкие черты лица и горящие глаза. Красавец-кавалергард Анатоль Курагин из "Войны и мира" покорял женские сердца даже будучи дураком и повесой. Он был "румяным, чернобровым" и "высоким красавцем", "военным щеголем", имел "прекрасные большие глаза", "белый лоб" и припомаженные "прекрасные русые волосы". А еще тщательно брился, душился, внимательно следил за модой и имел прекрасные манеры, в том числе потому что воспитывался за границей. Красивым считался и блестящий офицер князь Андрей. "Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой..." Он был брюнетом, имел "нежную детскую шею" и "маленькую руку", а еще прекрасные манеры и острый ум. Вот только женщины попроще красоты бы его, скорее всего, не оценили. Им, наверное, больше пришелся по душе Григорий Мелехов из "Тихого Дона". Он был высок, смугл, имел черные вьющиеся волосы и иссиня-черные глаза, орлиный нос и хищную белозубую улыбку, а еще "сильные ноги, уверенно попиравшие землю" и дерзкую "бандитскую рожу".
Добавлю еще несколько портретов аристократов, считавшихся в свое время привлекательными.
Граф Николай Александрович Самойлов (1800 — 1842)
Генерал Павел Строганов, граф (1774 – 1817).
Алексей Охотников (1780 — 1807)
Князь Александр Барятинский (1815 — 1879)
Александр I в молодости считался весьма привлекательным. Правда, увы, к более зрелом возрасту у него поубавилось и волос, и зубов, так что он позже носил зубной протез.
Печально известный граф Фёдор Толстой по прозвищу «Американец» (1782 - 1846)
И ещё более печально известный Жорж Дантес.
Комментарии
раньше общепринятая красота была утончённее,- маленький рот, милая улыбка, нежный взгляд. а нынче в моде-рот огромный ,губы огромные, улыбка хищная какая то, взгляд наглый...
Надутые губы уже выходят из моды. А назад уже не откачаешь. Так и будут с гузками ходить всю жизнь.
ну раньше и "рубенсовские женщины" были идеалом
Отправить комментарий