Технопарк, выдающий на-гора целый бюджет города
Первому технопарку Нарвы и всего Ида-Вирумаа, MTÜ Intec Nakro, в нынешнем году исполнилось 18 лет. Арендаторы давно уже оценили возможность быстрого старта под крылом этой компании, и сегодня технопарк почти заполнен. Однако до благоденствия еще далеко, считает генеральный директор фирмы Александр Брокк:: Intec Nakro осваивает новые, дополнительные территории, пишет "Виру Проспект"
Александр Брокк: знаете, сколько продукции за год производят все предприятия технопарка Intec Nakro? На 70 млн евро в год — сумму, равную бюджету города Нарва. Фото: prospekt.ee
- Александр, как свидетельствует статистика, в июле продажа товаров в эстонских магазинах увеличилась по сравнению с прошлым годом на 9 процентов, а вот уровень промышленного производства в стране упал на 6 процентов. Ваш технопарк этот спад на себе почувствовал?
-Нет, с нашими предприятиями ничего подобного не произошло. Насколько я могу судить, наибольший спад затронул сферы туризма, транзита, сельского хозяйства и производства строительных материалов, у нас только одна такая фирма.
-Что за предприятия в таком случае «населяют» сегодня технопарк?
-По нашему технопарку вполне можно составлять справочник профессий промышленного сектора. Есть тяжелая и легкая промышленность; металло- и деревообработка, швейное и кожевенное производство, такие редко встречающиеся в наших краях производства, как обработка креветок, реставрация старых автомобилей. Всего в технопарке 47 фирм, в них работает около 1200 человек.
-Какая у Intec Nakro сегодня главная задача?
-Как у всех входящих в него предприятий и у всей промышленности Эстонии — остаться на плаву. Мы же видим, что происходит с производством в целом, как по нему бьют экономические санкции, какие резонансы от военных конфликтов... Мы настроены, помогая друг другу, устоять, сохранить объемы производства и денежные обороты.
- А были ли в последнее время потери в «списочном составе»?
-Потерей это не назовешь, скорее, выбывание по естественным причинам. На нашей территории действовало шведское производство по выпуску катеров и лодок. Имелся на их продукцию спрос и довольно малой была конкуренция. Но владелец фирмы в силу преклонного возраста решил отойти от дел, а дети заменить его не захотели. Бизнес в итоге по отдельным направлениям продали другим эстонским компаниям. Сейчас в этом помещении работает уже другая фирма.
- Еще немного статистики: количество предложений о работе в промышленном секторе страны растет на 10 процентов в год. Вам хватает работников?
-Большинству наших предприятий - да, хватает: все-таки когда бизнес открывается, проводятся маркетинговые исследования. К тому же сложилась такая тенденция, что многие пенсионеры стремятся продолжить работу- в первую очередь, по причинам материального характера. Нарва еще не очень давно была индустриальным центром, соответственно работники со стажем здесь, как правило, профессионалы. Так что прощаться с ними мы не спешим. Ротация, конечно, есть, но кадровой текучки нет.
- Когда-то вы были в Ида-Вирумаа единственными в своем роде. Сейчас к созданию промпарков подключилось само государство. Таковые строятся в Нарве, Йыхви, Кохтла-Ярве, Кивиыли. Конкуренция не боитесь?
- Хорошо, что строятся. Но нам они не конкуренты, у нас другой подход. Эти промпарки продают участки земли, чтобы фирмы построили свои здания и... отгородились от всех. Мы же здания
подготавливаем сами и затем сдаем в аренду, а живем в сообществе, в случае необходимости выручая друг друга.
- То есть приходящий к нам инвестор не должен вкладывать средства в недвижимость: расставляй оборудование, нанимай людей и назначай дату открытия! Как правило, предприятие начинает выпускать продукцию уже через несколько месяцев после подписания договора аренды.
- Как-то довольно затратно и хлопотно с вашей стороны. В чем же тогда секрет выживаемости?
- Конечно, нам труднее, чем, скажем, промпаркам, которые учреждает государство. И наша бизнес-модель сложнее. Свой бизнес мы развиваем на средства банков и... на энтузиазме. С другой стороны, уже подкопились ресурсы, есть хорошая репутация.
Два десятка лет назад мы должны были заняться арендой, чтобы не закрылось кожевенное производство: под кожзавод кредиты получить уже не получалось. Вот тогда и пришла в голову мысль: готовить пустующие здания для сдачи в наем. Первого арендатора охаживали целый год. Сейчас потенциальные арендаторы довольно часто находят нас сами.
Но в целом бизнес не очень «хлебный», это правда. Если бы на кожзаводе в свое время все было чудесно и мы, как говорится, шли вертикально, за такую «подработку» я никогда бы не взялся. Тем более, что только что получил в управление почти бездыханный завод.
Конечно, мы рискуем, когда инвестируем в создание условий для таких фирм, затраты на которых окупятся через 7-10 лет. Но без риска нет предпринимательства. В то же время за 10 лет некоторые наши вложения уже окупились и полученные средства мы можем реинвестировать.
- И как долго этот финансовый «круговорот» будет продолжаться?
- Вкладываться перестанем, когда все места в технопарке будут заняты, мы к этому уже довольно близки.
- В то же время ваш технопарк недавно расширился — за счет территории прекратившего свое существования мебельного комбината «Нарова». Этот проект себя оправдывает?
-Эту недвижимость мы приобрели 2 года назад, но по существу она пока в собственности банка. Сегодня там размещаются офисы и склады, в общей сложности в комплексе представлены 40 фирм — больше, чем мы планировали. И все же надеемся развернуть там производство, вернуть этому комплексу былое назначение.В данный момент, к примеру, ведем переговоры с одной солидной шведской компанией, которая в октябре должна принять решение.
-Управление технопарком — это для вас уже самостоятельный и успешный бизнес. В таком случае каковы перспективы кожевенного производства, где, в силу его специфики, на большие прибыли рассчитывать не приходится?
-Кожзавод является в технопарке якорным предприятие, он будет здесь всегда, даже если когда-то поменяются все наши арендаторы. 22 года назад, когда я только начал директорствовать, у меня взяли интервью, которое было озаглавлено так: «Как растянуть шагреневую кожу?». Должен сказать, что и сегодня заниматься производством кож легче не стало. Но кожзавод сохранен, костяк коллектива работает, а разница в том, что сегодняшняя продукция Nakro отличается от прежней как небо и земля. Только что наши представители вернулись с международной выставки-ярмарки, проходившей в Москве на ВДНХ, где получили диплом «за уровень организации производства высококачественной продукции». В прошлом году мы были удостоены золотой медали. За два десятка лет наш коллектив научился создавать гораздо более высокую добавленную стоимость продукции и сделать технологию более экологичной.
-Является ли для вас целью быть социально ответственной компанией?
-До полного благополучия нам еще далеко, некоторые наши планы ждут своей очереди. Но меня всегда воодушевляет картина окончания в технопарке рабочего дня: к проходным направляются сотни человек — это чьи-то родители, бабушки-дедушки, дети, внуки. У всех у них есть работа, значит, они могут обеспечить свою семью. И, что тоже немаловажно, работают в нормальных по современным меркам условиях.
Технопарк помог встать на ноги 47 фирмам, вообще же на территориях, которыми управляет Intec Nakro, действует 117 фирм. А это налоги, которые направляются в бюджет Нарвы и, вливаясь в общий поток, превращаются затем в новые строительные объекты, услуги, культурные события для всех нарвитян.
-Есть ли у вас собственные общественно значимые проекты?
-Только вчера вместе с другими представителями ЦУ Kerese Mälestusmärk и авторами идеи мы приняли у скульптора памятник нашему великому земляку Паулю Кересу, пока еще в гипсовом исполнении. Теперь предстоит отлить скульптуру из металла. Такой памятник должен был появиться в нашем городе уже давно и можно только порадоваться, что нашлись бизнесмены, пожелавшие разделить с нами расходы по этому проекту.
Памятник будет установлен в Нарве, в сквере на улице Пушкина, в год 100-летия шахматиста, то есть 7 января будущего года. Поскольку в осуществлении этой идеи принял участие и город, в том числе финансово, думаю, чувство сопричастности к этому проекту коснется всех нарвитян.
Татьяна Завьялова, "Виру Проспект"
«Кренгольмская мануфактура» пишет свою новую историю
Kreenholmi Мanufaktuur OÜ – вывеска с таким названием красуется на самом большом здании, расположенном на территории индустриального парка Inteс Nakro. А рядом с ней – хорошо знакомый логотип знаменитого текстильного предприятия в традиционных бело-сине-бордовых тонах. Кренгольм работает!
Не будем вдаваться в подробности всех перипетий, которые выпали в последние годы на долю обанкротившейся и закрывшейся в ноябре 2010 года нарвской мануфактуры, история которой в общей сложности насчитывает более 150 лет. Расскажем о том, что представляет собой Krenholm сегодня.
Владельцем паевого общества Kreenholmi Мanufaktuur ныне является шведская компания Markisol Holding, которая никак не связана с прежними хозяевами Кренгольма. Основная специализация компании – производство рулонных штор. У Markisol Holding есть фабрика в Швеции, имеются фабрики по производству рулонных штор в Польше и России (в Калининграде). Причем, все они носят название Markisol.
Markisol принадлежит теперь и торговый знак Krenholm, который новые хозяева решили не менять.
Kreenholmi Мanufaktuur – это 58 специалистов (включая руководство), две трети из которых работали на «том самом Кренгольме»; это 9 тысяч кв. метров производственных площадей - 3 цеха и небольшая швейная фабрика; а также собственный магазин, расположенный в нарвском торговом центре Tempo. Продукция Kreenholmi Мanufaktuur – это ткани, которые идут на производство рулонных штор (в этом состоит основная специализация предприятия), текстиль со специальным покрытием и «мягкий текстиль» - то есть постельное белье и домашний текстиль. Самая большая доля в общем ассортименте продукции приходится на так называемый Black out - ткань, которая совершенно не пропускает солнечные лучи и способна затенять помещение на 90-100%; она гипоалергенна, обладает повышенной износостойкостью. К слову сказать, чтобы успевать выполнять все заказы, цех по выпуску Black out работает в 3 смены.
Елена Федулова, оператор аппретирования, трудилась на «старом» Кренгольме 16 лет, и вот уже два года работает на Кренгольме «новом». Говорит, что очень рада была вернуться к своей профессии. Николай Андреев
- Продукция Кренгольма – это по-прежнему достойное качество, - говорит производственный директор Kreenholmi Мanufaktuur Александр Дурнев. – Круг наших заказчиков постоянно расширяется. Мы продаем свои изделия в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Нидерландах, Франции, Испании, Польше, России, Литве, Латвии, естественно, у нас в Эстонии. В последнее время выполняем большие заказы для одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома IKEA. Очень востребован наш текстиль – это набивные льняные и хлопчатобумажные ткани c различными видами покрытий. На нашем местном эстонском рынке сатиновое белье «Кренгольмской мануфактуры» широко представлено в сети магазинов Prisma и Selver. Выполняются также заказы для Anttila.
По показателям экономической деятельности в 2013 году на городском конкурсе «Нарвский предприниматель» предприятие «Кренгольмская мануфактура» было признано лучшим нарвским предприятием.
Надо сказать, что год назад «Кренгольмская мануфактура» построила собственную котельную, установили свой парогенератор (раньше покупали пар у Балтийской электростанции), что принесло предприятию существенную экономию средств. Постепенно продолжает увеличиваться загрузка оборудования, растет численность работников. Например, только в прошлом месяце взяли в свою команду еще двух операторов.
Так что, по словам Александра Дурнева, динамика развития предприятия сегодня такова, что «Кренгольмская мануфактура» смотрит в будущее с большим оптимизмом.
Светлана Зайцева, "Виру проспект"
Комментарии
Александр Брок хитрый тип. Он никогда не переживал о рабочих, его никогда не интересовала Нарва . Он всегда преследует только личную выгоду. Любым способом. Подхалим. Люди и рабочие , для него тупые рабы и не человеки .
если вам верить,что он Нарву и нарвитян не любит, то чего тогда он колокола русской церкви дарил, больше всех денег дал на золочение купола и креста на русском Воскресенском соборе? депутатскую зарплату полностью перечислял в богадельню для стариков при русской церкви, ремонт завода начинал с помещений для рабочих, чтоб достоинство их не страдало. единственный предприниматель, осмелившийся поехать один судиться с итальянской фирмой. кинувшей однажды завод, не боясь их мафии и адвокатуры -и ведь высудил большую часть суммы! вы так смогли бы? на чужом языке, не будучи юристом и без телохранителей? При мне однажды лично денег дал женщине у которой умерла дочь оставив маленькую внучку, хотя та дочь давно с завода уволилась. Зарплаты на заводе маленькие, а где большие? На городских слащавых тусовках Брока особо не увидишь, зато на крыше где ремонт идёт -пожалуста! Однажды с ним прошлись по территории -всех рабочих по именам знает,здоровается, в курсе -у кого дома беда, или заболел, или хороший специалист, или надо парня спасать с алкоголем проблемы... не всё в деньгах счастье, Ему от завода больше головной боли, когда предыдущий проворовавшийся директор сбежал оставил завод с миллионными долгами и говорят на второй день Броковского директорства уже пришла повестка в суд от заводских кредиторов,и понеслось... борьба за выживание.. а сам Брок уже тогда не из бедных был -получил приличную говорят компенсацию от эстонии за дедовские земли, А гнездо осиное он же в горуправе как ревизор разворошил и отчёт в Таллинн послал -тоже из личной выгоды или как подхалим? если бы стальнухин и Сависаар не прикрыли там материалы - ещё бы кое-кто хорошо сел. А вы..."Нарву не любит, людей не любит..." прямо как серый волк...из КВН.
Он такой, какой он есть. По крайней мере, обходится без городских. Другими словами, руку в городскую казну не запускает. И его бизнес не зависит напрямую от знакомств и кресел в горсобрании и мэрии, как у некоторых "известных" нарвских бизнесменов.
А насчёт отношения к рабочим... не сталкивался с ним с этой стороны, поэтому и сказать нечего. Но проблема распространенная. Она сойдёт на нет, когда наступит тотальный дефицит рабочей силы или что-то изменится в мировоззрении руководителей. Чем сложнее будет найти замену специалисту, тем лучше к нему будет отношение. Вообще, управлением персоналом, как и эффективное управление вообще, очень непростая наука. И у каждого свой подход к этому. Нельзя сказать, что стать хорошим станочником проще, чем хорошим менеджером, но работа с людьми и ответственность за фирму всегда на порядок сложнее, чем работа, к примеру, оператора.
Отправить комментарий