Телелохотрон
Любой из телезрителей хотя бы раз видел по телевизионному приемнику игру, в которой эрудированные и очень быстро соображающие участники зарабатывают деньги, отвечая на различные вопросы. Включаем телевизор после полуночи и, пощелкав пультом, находим передачу, в которой симпатичная телеведущая предлагает вполне приличную сумму тому, кто угадает слово из 10-15 букв, отображенных на экране, или найдет пять отличий в двух рисунках, или правильно назовет фамилию известного артиста на портрете. Смотрим на задание – и через несколько секунд понимаем, что нам известен правильный ответ! Тот самый ответ, который никак никто не может угадать, несмотря на все призывы и подсказки ведущей. Остается только набрать телефонный номер, отображенный на экране – и можно радоваться столь легкому пополнению семейного бюджета.
Конечно же тут все настолько "тупо", что даже удивительно, как это люди воспринимают всерьез. Однако почитав такие истории понимаешь — таких людей валом. Вот что пишет один из авторов на ЛЕПРЕ.
Учился я тогда на третьем курсе универа и работал по ночам. Должность моя называлась «Оператор графстанции (ассистент выпускающего редактора)».
Это означало, что я отвечал за всю компьютерную графику на экране: все эти дебильные задания, суммы денег, телефоны, супер-игру и прочее прочее.
Происходило все следующим образом.
За два часа до эфира я должен был быть уже в студии.
Начиналась подготовка к эфиру, готовили задания, либо реальные на доске, либо с помощью компьютерной графики.
Обычно этим занимался выпускающий редактор.
Я просто тупо забивал необходимые слова в программу.
За ночь обычно было по два эфира.
Один двухчасовой и под утро одночасовой.
В 2:00 по Мск стартует эфир и пошло-поехало.
Ведущая щебечет, редактор в ухо ей подсказывает на что, как и когда обратить внимание и, если необходимо, сменить тему.
У редактора так же есть программа, которая показывает статистику по звонкам в минуту.
Я никогда бы не подумал, что названивает СТОЛЬКО людей.
В пике выходило до 500 звонков в минуту.
В среднем, минута разговора стоила звонившему 60 рублей.
Но система была рассчитана таким образом, что автоответчик говорил зрителю, что мол сейчас очень много звонков, вы поставлены в очередь, оставайтесь на линии и мы вас выведем в эфир.
И так до тех пор пока у звонившего не кончались деньги.
Наверняка интересен вопрос, кто же эти дебилы, которых таки пускают в эфир и они называют неправильный вариант ответа, хотя он очевиден.
В общем это были я и еще пара ребят со студии.
Мы шли в соседнюю комнату к телефонисткам и по внутренней связи «дозванивались» до студии и говорили заведомо неправильный ответ.
Как в этот момент подскакивало количество звонков!
В итоге, когда уже никакие ухищрения не помогали, игру надо было сливать и начинать следующую.
Телефонистке давали команду искать победителя.
Она нажимала кнопочку в своей софтине и ей высвечивались рандомные 10 номеров, позвонивших за этот эфир людей.
Она перезванивала по каждому и первый, кто брал трубку и называл верный ответ становился победителем.
Его реально выводили в эфир и просили назвать слово.
Он получал гарантированный приз, в размере 3-10 тыс рублей, и ему предлагалось сыграть в супер-игру.
Супер-игра обычно заключалась в том, что нужно было отгадать 3 из 16 возможных клеток в которых были спрятаны звезды\сундуки\и пр.
Тут в дело снова вступал я.
Я заранее видел, какие клетки были выигрышными и мог менять их.
В мою задачу входило сделать так, чтобы человек их не угадал.
Иногда, в среднем раз в год-два приходила установка, что играем по честному до победы и супер-приз так же реально отдавали.
Стартовала новая игра с новым заданием и все повторялось по кругу до конца эфира.
В среднем, за двухчасовой эфир, компания поднимала около трёх миллионов рублей, а то и больше.
Параллельно еще шли эфиры с гадалками, которые в прямом эфире предсказывали судьбу доверчивым беднягам.
Про них вообще отдельная песня.
Итак, еще раз, какие два сюрприза вас ожидают если вы позвоните по номеру в викторине: первый – набрав номер, мы вовсе не попадаем в прямой эфир, а вместо этого слышим автоответчик, который сообщает, что «в этот раз вам не повезло, попробуйте позвонить еще раз». А второй сюрприз ожидает нас при проверке баланса на нашем мобильном – этот самый баланс «похудел» на 80-100 рублей. И если внимать советам автоответчика, и звонить еще, и еще, и еще – каждый раз со счета будут уходить деньги, а прямой эфир (в который то и дело кто-то дозванивается – но называет вместо известного нам ответа всякую ерунду) – так и остается недоступным, как и деньги, которые девушка с телеэкрана так и жаждет отдать выигравшему. А в некоторых телефонных викторинах автоответчик не говорит про «не повезло», а предлагает дождаться прямого эфира. С учетом стоимости минуты все в те же 80-100 рублей ожидание это, скорее всего, окончится вместе с деньгами на счете – это в случае мобильного, а в случае стационарного, связь не прервется, но пришедший в конце месяца телефонный счет может вызвать легкий шок. Или тяжелый, в зависимости от упорства, с которым мы пытались дозвониться.
Ведущая в отчаянии все увеличивает сумму выигрыша, начальные две тысячи рублей уже выросли до восьми, а то и до двенадцати тысяч, а ответа в прямом эфире (ответа, который мы-то угадали за несколько секунд!) все нет и нет.
Впрочем, автоответчик может сказать и более обнадеживающую фразу, что «вы допущены к участию в викторине, ожидайте звонка». Но звонка все нет и нет, и заканчивается ожидание тем, что наконец-то кто-то, но не мы, называет заветное слово в прямом эфире, ведущая просит счастливчика не класть трубку – ему разъяснят, как получить выигрыш, и розыгрыш денег заканчивается.
Вот так все происходит для того, кто впервые увидел телефонную викторину и забыл о том, где бывает бесплатный сыр. Так что же это такое? Обман? Мошенничество на федеральном телеканале? И да, и нет.
Рассмотрим подробнее, что такое IVR-викторина.
IVR расшифровывается как Interactive Voice Response. Это технология автоматизированной обработки телефонных звонков с использованием автоответчика. Используется эта технология в call-центрах, принимающих и распределяющих массу звонков, например, позвонив по справочному номеру своего оператора, вы как раз и попадете в IVR-систему, которая будет давать вам подсказки, и которой вы будете управлять, нажимая те или иные клавиши на телефоне.
В случае телевизионных IVR-викторин эта система сильно упрощена – автоответчик по команде компьютера отвечает на входящий вызов либо одним, либо другим сообщением. Номера, которым было выдано второе сообщение, запоминаются, и среди них выбирается один, который и будет допущен в прямой эфир. Да-да. Именно один из многих дозвонившихся. Об этом сообщает бегущая строка в самом низу экрана мелким шрифтом: например, к участию в IVR-викторине допускается каждый 50-й из позвонивших, к ответу в прямом эфире (и, соответственно, к возможности получить выигрыш) – каждый 100-й из допущенных к участию к IVR-викторине. И что звонок платный. И что к участию не допускаются лица моложе 18 лет. И адрес сайта, где можно ознакомиться с полными условиями участия в телевикторине.
В конце передачи (или в конце времени, отведенного на задание, если в одной передачи несколько заданий) система выбирает один из «допущенных к участию» номеров, и дозванивается на него. После чего участник, которому в этот раз повезло, радостно называет в прямом эфире свой вариант ответа, и если этот ответ правильный (то есть если этот участник имеет хоть какие-то мозги) – розыгрыш окончен, приз достается счастливчику, а остальным позвонившим – только изрядно «похудевший» счет телефона.
Так что же, мошенничество это или нет?
Обман или нет? Настоящая телевикторина или лохотрон? Юридически не подкопаться: организаторы обо всем предупреждали, а если кто не разглядел мелкого шрифта, не ознакомился с полными правилами – организатор не виноват. Схема работы легальная, а значит слово «мошенничество» неприменимо.
А вот элементарная непорядочность, нечестность, обман – налицо в следующих моментах:
1. После ознакомления с полными правилами желание принять участие в IVR-викторине, пожалуй, пропадет у большинства потенциальных участников. Судите сами: при ставке в 80 рублей возможность выиграть 10-15 тысяч, возможно, и была бы привлекательна, если бы не крайне низкие шансы на выигрыш – 1:5000 для приведенного примера. Существуют и менее жадные организаторы, у которых к прямому эфиру допускается каждый 500-й позвонивший, но там и выигрыши скромнее – обычно 2-3 тыс.руб.
Пример. Поставив на рулетке 80 рублей на номер, можно получить 2880 руб. с шансами 1:37. На 36 проигравших приходится 1 выигравший ровно 35 ставок (только одна ставка из сделанных 36, если все поле было накрыто, – достается владельцу рулетки – и при этом владельцы рулеток зарабатывают весьма солидные деньги). А в IVR-викторине на 4999 проигравших один выигравший 125 ставок (10000 р – средний выигрыш в таких викторинах), то есть из сделанных 5000 ставок – 4875 достаются организатору. Рулетка отдыхает.
Поэтому правила «прячутся» так, чтоб с ними ознакомилось как можно меньше потенциальных участников. Информация вроде бы и есть, но доступ к ней максимально затруднен. Не пишется прямо, что в прямой эфир попадет один из пяти тысяч – вместо этого «к участию допускается каждый 50-й», «к прямому эфиру допускается каждый 100-й» уже не такие страшные цифры, уже кажется, что больше шансов. И даже человек, ознакомившийся с правилами на сайте, осознавший реальные шансы попасть в эфир все равно не будет знать, что выбор выигравшего участника производится только в конце викторины, и вполне может поверить ведущей, которая… см п. 2
2. Ведущая в прямом эфире периодически произносит откровенную ложь – «позвоните как можно скорее, чтобы вас никто не опередил». Это типичный прием именно для мошенников – торопить потенциальную жертву, не давая ей возможности обдумать, к чему же ее склоняют. С той же целью таймеры на экране (как и в скандинавских аукционах), на которых все время какие-то две минуты, одна минута, десять секунд – в течение всего получасового действа. Все так и призывает – «скорее, скорее, не успеешь, опередят»… Призывы ведущей поторопиться, убывающие числа на таймере, возгласы «у нас последние десять секунд!» сбивают людей с толка, не давая им вдуматься, вчитаться. А в случае IVR-викторины они служат еще и для более равномерного распределения звонков во время телепередачи: поскольку большинство участников, совершенно логично рассудив, что «выигрыш дают только в конце» или «надо оказаться 5000-м позвонившим, чтобы выиграть» будет стремиться позвонить в последний момент. При этом большая часть эфирного времени будет тратиться зря, а к завершению передачи система может оказаться перегружена звонками и упустит часть прибыли. Как раз для таких участников в получасовом шоу с одним заданием присутствует с десяток «последних моментов», «последних секунд» и т.п.
3. Еще одна постоянно звучащая ложь ведущей – фразы вроде «ну неужели никто не может отгадать это слово», «ну почему же никто не звонит», «почему никто не хочет попасть в прямой эфир и забрать деньги» – уж кто-кто, а она-то знает, что звонки идут непрерывно, прекрасно понимает, что ответ угадать нетрудно, и что единственная причина того, что этого ответа все нет и нет – то, что никто из позвонивших сразу в прямой эфир не попадает. В прямой эфир попадет только тот, кому система совершит ответный звонок, и не когда попало, а только в нужный момент (нетрудно догадаться, что момент этот наступает, когда собрана планируемая сумма, и можно давать следующее задание, чтобы поднять интерес аудитории, и, возможно, даже вынудить поучаствовать тех, кому с прошлым заданием «не повезло», либо просто – под самый конец оплаченного эфирного времени).
4. Периодически звонки в студии таки раздаются, но вместо понятного всем правильного ответа звучит ерунда, ну никак не подходящая под условия задачи, не подходящая к подсказкам, повторяемым ведущей. Доказать, что это не реальные звонки, а просто средство для подстегивания потенциальных участников порой несложно – в некоторых IVR-викторинах их пускают по принципу «кашу маслом не испортишь» каждые несколько секунд. А мы ведь помним, что в прямом эфире оказывается только один на 5000 позвонивших – и, соответственно, либо полмиллиона человек звонит в течение 10 минут – причем все дозвонившиеся почему-то идиоты, не понимающие условий задания – либо, что гораздо вероятнее, это, что как говорится, подстава. Более того, порой режиссер ошибается и выдает в эфир неверный ответ, который раньше уже прозвучал (тем же голосом), а то и вообще от другого задания.
5. Сама передача оформлена по типичному гипнотизирующему шаблону – студия снимается непрерывно ездящей взад-вперед камерой, моргают надписи, ведущая активно жестикулирует, размахивает купюрами и щебечет, не переставая, чтобы не дать сосредоточиться, сбить с толку, подавить волю, и заставить сделать звонок (сложная работа, между прочим, работа).
6. От определения IVR-викторин как азартной игры спасает только юридическая «отмазка»: признаком азартной игры являются: наличие ставок, наличие выигрышей, случайный характер получения выигрыша игроками. Формально, конечно, допущенный до прямого эфира участник может и неправильно назвать слово, которое состоит из букв «ГУРСНЧЕОКА», несмотря на подсказку «кого дети хором зовут на новый год». Формально – да. По сути – нет.
7. Лица, не достигшие 18 лет, не имеют права участвовать в IVR-викторине. Организаторы, конечно, понимают, что можно подвести их «шоу» под азартную игру, поэтому запрещают несовершеннолетним принимать в нем участие. Но организация IVR-викторины никак не препятствует тому, что несовершеннолетние могут наравне со всеми делать ставки. Более того – такие участники IVR-викторине даже выгодны – если на юного участника придется выигрыш – его не отдадут, это указано в правилах. В казино, к примеру, несовершеннолетнего не пустят, не позволят участвовать в игре. А тут «не отдадут выигрыш». Как говорится, ощутите разницу.
А вот на сакраментальный вопрос – «а платят ли они выигрыши, или вся передача идет в записи, и выигрывают в ней только подставные игроки» ответ прост: да скорее всего, платят. Собрав полмиллиона, можно и отдать пять-десять тысяч одному из участников. В противном случае уже было бы мошенничество, а зачем подставляться под статью? Это ведь самая маленькая затрата на фоне других – собранные деньги делятся в разных долях между: сотовым оператором, агрегатором коротких номеров, телеканалом и собственно организатором телевикторины.
Итак, подведем итоги
IVR-викторина по сути завуалированный вид азартной игры. Причем о том, что это именно азартная игра от участников стараются скрыть. Равно как и то, что математическое ожидание выигрыша – термин, знакомый многим любителям азартных игр – сильно отрицательное.
Кстати, абсолютно по тому же принципу IVR-викторины построены и другие передачи, в которых предлагается позвонить на короткий номер, чтобы задать вопрос какому-нибудь астрологу или экстрасенсу в прямом эфире. Это меньше похоже на азартную игру (нет никакого выигрыша) и больше похоже на банальное мошенничество (предлагаемая услуга прямого эфира оплачивается каждым позвонившим, но получает ее только один из тысячи или даже реже).
Так что всем потенциальным участникам подобных викторин можно сказать следующее:
Не забывайте, что ваш сотовый телефон не только средство связи, но еще и платежное средство, позволяющее вам отдать деньги со своего сотового счета неизвестно кому и неизвестно за что. Слать СМС или звонить на короткие номера следует, подумав дважды. Или трижды. Поскольку короткие номера как раз для того и придуманы, чтобы снимать деньги с вашего счета. А в случае IVR-викторин ваш телефон становится средством втягивания вас в азартную игру, причем не самую честную. А в азартных играх выигрывает только их организатор.
Комментарии
Да просто уроды, выманивающие деньги у недалеких людей. Печалька в том, что мобильный оператор был в доле - половина от суммы звонка шла ему. Да и руководство телеканалов тоже непонятно как вставляло в эфир своих каналов подобное.
На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь! (с) Лиса и Кот
Первая строчка - с первого взгляду почудилось будто написано "3.12зда". Моргнул - ура! - почудилось.
Отправить комментарий