Три вещи, которые мешают русскому человеку гордиться Россией
Пишет Сергей Васильев из Латвии, бизнесмен, кризисный управляющий:
Вместо предисловия:
«Русские — наверное, единственный народ в мире, у значительной части которого прочно вошло в привычку не отзываться о себе как о народе хорошо. Характерные национальные черты принято сравнивать с особенностями соседей, причем всегда не в свою пользу.
Если обращаем свой взор на Восток, то отмечаем, какое там царит целомудрие и почитание стариков, и как нам до этого далеко с нашим развратом и неблагодарностью, Если — на Запад, то приводим в пример чистоту улиц и совершенство демократии, не забывая при этом попрекнуть себя отсталостью и неорганизованностью.
Некоторые даже видят в этом акт смирения: смотрите, из какой грязи я произошел, куда уж мне! Был даже целый такой жанр в православно-патриотических СМИ 90-х годов, да кое-где и сейчас встречается — самобичевательски-покаянный. Его суть можно обозначить так: мы, русские, впали в тяжкие грехи и совсем опустились, мы пьем водку и делаем аборты, а потому и поделом нам, если завтра придут благочестивые-мусульмане-трудолюбивые-китайцы-доблестные-войска-НАТО --нужное подчеркнуть, займут наши города и веси и наладят там правильную, достойную жизнь. А нас больше не будет — ну, да и сами виноваты, ведь по грехам же.
Покаяние — это дело очень личное. Это когда только ты и Бог, а еще священник, который только свидетель, и аналой с крестом и Евангелием. И грехи ты на исповеди называешь свои, отягощающие твою совесть, а не жалуешься на родных и близких и не пересказываешь о них сплетни. Но о себе — это очень близко к телу, это жестко и больно, а тут предоставляется такая замечательная возможность: и вроде как покаяться, и не в том, в чем именно ты согрешил. И движение какое-то происходит, и жизнь свою в то же время можно не менять...
Именно те дети, из которых обиженная мама «коленом вышибает» согласие с тем ее мнением, что «папа был плохой», в подростковом возрасте часто становятся наркоманами, алкоголиками или игроками. Вся человеческая жизнь катится под откос, и только по одной причине ― похулил отца, совершил Хамов грех.
А похулить свой народ ― это еще гораздо хуже и тяжелее для судьбы, чем осудить отца. Допустим, был у ребенка отец пьяница и дебошир, сын в деталях помнит драки и скандалы своего детства, и не так-то ему просто все это забыть и простить. Но в таком случае можно «делать жизнь» с трудолюбивого и трезвого деда. Или доброй и сердечной матери. Или с рассудительного и невозмутимого дяди.
Но в том случае, когда тебя заставили несколько раз повторить «русские плохие», а у тебя так уж сложилось, что все — только русские по всем линиям, то под ногами вообще не остается опоры. Прокляты все предки до седьмого колена, не на кого опереться, остается только впасть в крайнюю тоску и пойти повеситься. Ну, или запить по-черному, раз уж тебя записали в потомки пьяниц, и другого выхода нет.
Этот страшный грех хулы на отцов нам подкладывают постоянно, заворачивают в яркие обертки, предлагают проглотить, как сладкую конфетку.
Скажи волшебные слова: «Хочу отель на курорте, где русские не отдыхают», — и будет тебе комфорт и счастье.
Скажи другие: «Русские не любят и не умеют работать, поэтому приходится завозить трудолюбивых, выносливых и неприхотливых мигрантов», — и тебя сочтут просвещенным толерантным человеком и станут принимать в приличном обществе.
Скажи благочестивое: «Все русские должны денно и нощно каяться в грехе цареубийства, кровь на них и на их детях», — и станешь приятен не только либералам и левым, но и некоторым правым.
Нет, не будет тебе счастья, равно как и Хаму с его потомками. Потому что, привычно хуля свой народ и свою кровь, ты разрушаешь себя, потрясаешь основы своего бытия, а не чьего-то иного. Даже если ты не русский по крови, но говоришь на русском языке и воспитан в русской культуре, то последствия будут те же ― занимаясь постоянным самовнушением на тему «негодности русских», ты сможешь убедить себя только в собственной негодности и запустить программу самоуничтожения, остановить которую будет очень, очень трудно.
Как же все-таки перестать себя разрушать? Для этого нужно учиться быть благодарным не только членам своей малой семьи ― родителям, супругу, детям ― но и как большой семье своему целому народу. А русский народ очень даже есть, за что благодарить. Хотя бы за то, что он сумел выжить, и именно поэтому ты сейчас ходишь по земле. Выжить в войнах, в революциях, в самых тяжелых и трагичных исторических перипетиях и потрясениях. Поверьте, это не было легкой жизненной задачей.
Тогда мир вокруг вас начнет потихоньку меняться. И, приехав в старинный город, вы начнете видеть не уснувшего на лавочке грязного алкоголика и не раскрашенных существ женского пола в красных ботфортах, а, например, собор XVII века и купеческий дом с палисадником. Слово «русский» встанет совсем в другой ассоциативный ряд ― не «русские пьяницы», «русское быдло» и «русские… хм… женщины легкого поведения», а «русские богатыри», «русская культура», «красота русской природы» и «русская церковь».
Почему это важно? Потому что русский ― это ты. И образ русского, складывающийся из мельчайших деталей в твоей голове ― это образ себя. Это твоя жизненная сила и опора для дальнейшего роста. Она может стать благословением, если принимать ее с благодарностью к предкам, или проклятием, если делать акцент на их грехах. Да, Ной был пьян на самом деле, вот только разные его потомки отнеслись к этому по-разному.»
(Ольга Гуманова)
Начать с такой длинной цитаты я решил, чтобы подчеркнуть своё крайне отрицательное отношение к греху Хама и нежелание ни в коем случае его повторять. Поэтому всё, что приведу ниже, я писал для того, чтобы можно было очистить от грязи и возвысить, а не наоборот, унизить и замазать. Однако есть одно маленькое НО. То, что относится к Отечеству, абсолютно не относится к Власти, ибо «кому многое дано, с того, многое и спросится».
Проблема только в том, что спрос должен быть грамотный. Фразы в стиле «государство мне должно подарить квартиру (машину, пенсию и т.п.)» не только контрпродуктивны, потому что государство давно научилось парировать попрошайничество отфутболиванием попрошаек в светлое будущее, но и в корне неправильны.
Государство — это не Дед Мороз и оно должно заниматься не дарением подарков, а созданием условий для того, чтобы население было само способно на них заработать. И спрашивать научиться надо с государства именно за создание благожелательных правил и условий, и не за что больше. Вот это сейчас и попробуем начать делать, тем более что «настоящим русским может считаться только тот, кто научился виртуозно объезжать ямы и материть правительство.»
Приступая к измышлизмам, не могу обойти вниманием дрейф авторитетного мнения столпа русофобии, г-на Бжезинского, который тоже не сам по себе, но отражает мнение достаточно влиятельной команды из Вашингтонской обоймы:
Мнение №1
"Россия -— обанкротившаяся во всех отношениях страна, которая должна в ближайшие годы погрузиться в хаос, нищету и беспрерывные этнические конфликты.
Россия -— это "черная дыра", не обладающая никаким геополитическим выбором в своей жизни, потому что по сути речь идет только о ее физическом выживании в чистом виде.
Россию необходимо разделить на части, она тогда будет состоять из рыхлой конфедерации европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики, которым бы по отдельности было бы гораздо легче устанавливать тесные экономические отношения с Европой, новыми центральноазиатскими государствами и с Востоком. Однако какая-либо интеграция России в расширенный мировой порядок Запада невозможна,
Россия слишком — отсталая страна, экономически доведенная коммунизмом до нищеты, и поэтому более-менее подходящим демократическим партнером для США она стать не в состоянии.
Россия -— побежденный геополитический конкурент, и занимает место ослабленной, отсталой, проблемной и окруженной со всех сторон страны, которой отказано в роли сколько-нибудь уважаемого геополитического игрока."
З.Бжезинский, "Большая шахматная доска", 1997 г.
Мнение №2
"Если Западу не удастся заключить долгосрочный стратегический союз с Россией, то это может обернуться для него глобальной изоляцией. Тем более это важно, учитывая нынешнее сближение Китая и России. Мировое доминирование одной единственной державы – США в мире больше невозможно, вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы.
Запад всё же может избежать участи мировой изоляции и международного оттеснения на вторые роли. Но для этого нужно вдохнуть в него новые, живительные силы и разработать новую стратегию и план действий. Для Запада эта Новая Стратегия, должна заключаться в том, чтобы суметь интегрировать Россию и Турцию в международную систему Запада."
З.Бжезинский, "Стратегическое прозрение", 2012 г.
Нормально, да? Возникает ощущение, что писали два разных человека.
Последнее время поводов для гордости за Россию, стало более чем достаточно. Очаровательные «факи» в Шереметьево, Грузии, Сирии в адрес Большого брата, который, к тому же, совсем анекдотично подставился, озаботившись судьбой российских геев и поставив явно не на ту лошадку — розово-голубую или, если хотите, радужную. А это ну совсем не равнозначная замена такому скакуну, как «права человека», который долгие годы демонстрировал свою силу и выносливость, пока американцы не поставили его в стойло, начиная свой великий поход против мирового терроризма.
А когда попытались вновь оседлать любимого конька, оказалось, что предатели Ассанж и Сноуден вынули затычку и выпустили из надувной лошадки весь воздух. Даже польская пресса, боготворившая Америку, истерит не по-детски: если Обама не поставит на место распоясавшегося Путина, все убедятся, насколько он слаб! Целят в Обаму, но попадают-то в Штаты. Это США не оправдывают своего титула повелителя Вселенной!
Добавьте к этому медленное, но неуклонное превращение потомков гордых тевтонов в «товаропроизводящий придаток России» (сладкая месть за обидное «Россия --сырьевой придаток Запада»), традиционно-осторожно-благожелательную позицию Китая и список таких поводов для гордости приобретет вообще пугающие размеры.
Но эта гордость сродни гордости за выигранный у канадцев в овертайме хоккейный матч. Гордость такая... спортивная, в стиле «ты видал, как наш ему в третьем раунде врезал?». А вот настоящей гордости принадлежность к современной конкурентоспособной цивилизации (не путать с мемориальной гордостью принадлежности к великим победам и достижениям прошлого) мешает постоянно возникающий дискомфорт:
Он устойчиво возникает, когда смотришь российское телевидение, находясь в это время в одном из уездных городков (поселков) современного Нечерноземья, слыша, что «...по величине национального богатства на душу населения Россия занимает лидирующее положение в мире, обладая гигантскими природными ресурсами, высокообразованным населением, развитым научно-техническим потенциалом» и глядя на окружающую среднерусскую действительность, где основным критерием жизненного успеха является способность оставаться в живых.
Одним словом, первый раз дискомфорт возникает и успешно прогрессирует от разительного несоответствия статуса 5-й экономики в мировом рейтинге и уровня жизни обычных людей в обычной российской провинции, когда категорически не получается гордиться первым, глядя на второе.
Бедность — не порок, тем более что она абсолютно не мешает быть душевными и отзывчивыми. (Нигде больше я не встречал такого количества людей, готовых абсолютно бескорыстно придти на помощь, как в российской глубинке). Бедность может помешать купить обновку или путешествовать, но выкосить бурьян или поправить забор она точно не препятствует.
И страна, еженедельно использовавшая баню тогда, когда в ЕС только чесались, а бытовую берестяную письменность тогда, когда нынешний золотой миллиард в массе своей головоногов по пещерам рисовал, не имеет право допускать уже в 21-м веке такую элементарную бытовую неустроенность, как бурьян в палисаднике и пьяная физиономия в салате.
Причём особенно конфузно, когда это делается на фоне претензий на бастион мировой культуры, противостоящий нравственной деградации Старого и Нового Света. Всю провинцию хочется завесить плакатами всего с одним, уже афористичным вопросом: «Каким образом принадлежность к великой культуре Чайковского, Айвазовского и Достоевского мешает бороться с запахом в туалете?»
Так что, безусловная вторая часть дискомфорта – несоответствие бытовой культуры населения национальной культуре страны и соответствующим претензиям элиты. Несоответствие цели – быть образцом для подражания — с собственной casual-практикой населения.
И ведь не скажешь, что не умеем. Достаточно переместится в столицу, и понимаешь – умеем и еще как! Дворники – убирают, лампочки – светят, туалеты (простите, что опять о низменном) пахнут так, как и должны пахнуть туалеты в 21м веке.
Но опять же — НО! Перемещаясь в столицу и попадая в абсолютно другой, инопланетный (по сравнению с глубинкой) мир, по плотности люксовых машин превосходящий площадь таких же люксовых метров, замечаешь, как бьёт в глаза, стреляет в мозг и кричит на всех языках настолько высокомерно-хамоватый гламур самоназванной элиты и настолько надменное барство чиновной челяди, что, опять же, претензии славянофилов на роль России, как «бастиона совести, стоящего рядом с бастионом культуры» выглядят также гротескно, как ряженые дядьки с иконами и казаки с лампасами и нагайками, гарцующие на современных «меринах».
Сразу хочется предложить претендентам на роль элитариев выбрать что-то одно. Или – совесть, или откат. И только не надо «везде так» или «а там еще хуже». Дискомфорт №3 рождается не от «царства совести» или «царства отката», а от попыток совместить и то и другое в одном общественном организме.
И, возвращаясь к анонсированному мной обещанию не топтать Отечество, а защищать его, сразу постараюсь дать ответы на вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Ибо все эти описанные причины диссонансов и дискомфортов есть не недуги, а только симптомы, и как сыпь и температура, свидетельствуют о наличии совсем другой болезни под названием «системная ошибка стратегического управления». И исправляться управленческие ошибки должны таким же управленческим инструментарием, а не шаманскими заклинаниями, типа «надо просвещать население и прививать гражданам чувство прекрасного».
Проблема, штампующая эти дискомфорты, как китайский конвейер – джинсы, имеет два равновеликих корня, причем судите сами, насколько они российского происхождения:
Первый — в крайне несправедливой системе распределения национального продукта, когда столица, как насос, сначала втягивает в себя деньги, обирая регионы, как липку, а затем небрежно так «разбрызгивает» их по карте, греша всеми человеческими ошибками и злоупотреблениями. Следом за деньгами, естественно, следуют товары, инвестиции, люди, и любые другие мало-мальски значимые ресурсы, не оставляя провинции ни одного шанса даже на будущее.
Концентрация ресурсов в столице приводит, в свою очередь, к концентрации там же тунеядцев и проходимцев, к дикой скученности населения, к экспотенциальным затратам на инфраструктуру и такому же росту цен, что плодит дисбалансы в экономике и неудовлетворенность теперь уже столичного населения. Одним словом – делает несчастными всех.
Второй – тотальная безответственность, бережно культивируемая и ревностно защищаемая на государственном уровне, которая позволяет не отвечать ни за свои действия, ни за действия тех, кому выдал доверенность на действия от своего имени.
Повторяю: проблема эта не ментального, а чисто управленческого происхождения, когда делегирование реальных полномочий почему-то не сопровождается делегированием реальной ответственности, а построение «вертикали власти» осуществляется центральной властью не для того, чтобы изменить принципы и правила управления, а для того, чтобы работать за весь менеджмент, включая персонал предприятий.
Чисто российская проблема недостатков «ручного» управления, когда высший руководитель только что туалетную бумагу не распределяет по учреждениям, усугубляется тем, что, идя на конфронтацию с «золотым миллиардом» и противопоставляя себя англосаксонскому сообществу, российская правящая элита кувыркается в рамках тех же неолиберальных постмодернистских парадигм и наступает на те же постиндустриальные грабли, не имея и десятой доли тех ресурсов, которые имеются у противостоящей стороны.
Описанные мной в начале обзора бедность и неухоженность провинции, высокомерие и безответственность высокопоставленных тунеядцев могут существовать исключительно и только в среде, которая заботливо создана для них высшей властью.
«Рассосутся» эти непотребства только тогда, когда в сфере финансов пирамиду наконец-то поставят так, как ей положено стоять – основанием – вниз, и не центральная власть будем «милостиво одаривать» регионы тем, что только что у них отобрала, а регионы будут выделять из своих бюджетов оговоренную долю доходов для осуществления функций централизованного управления. (Проблема сепаратизма при этом, кстати, решается элементарно, однако сейчас о ней не будем, ибо это – отдельная тема).
А в сфере управления уполномоченные лица будут нести за результат своих действий (бездействий) не политическую ответственность (то есть – никакой), а самую настоящую – материальную, причем солидарно с теми, кто их уполномочил – не важно — вышестоящий ли руководитель либо избиратель. Вот тогда как раз и начнет просыпаться гражданская позиция, когда поддержанты жулика или популиста «на выходе» получат на оплату совершенно конкретные счета за результы его деятельности. Ради этого, честное слово, можно пожертвовать принципом тайного голосования, который сегодня свидетельствует уже не о демократии, а совсем даже наоборот.
И еще раз – в строчку – резюме:
1. Проблема бедности и неухоженности регионов, деградации и мельчания элит есть результат системной ошибки государственного управления.
2. Исправить эту ошибку можно через:
2.1. Введение системы солидарной материальной ответственности политиков и лиц, их уполномочивших.
2.2. Изменение движения финансовых потоков в государстве, когда не центр снабжает деньгами регионы, а регионы – центр.
И тут традиционно есть две новости – хорошая и плохая.
Хорошая заключается в том, что такая система обязательно будет введена, потому что альтернативы ей, в условиях глобальной межстрановой конкуренции и возрастающего дефицита ресурсов, просто не существует. Тем более что только такая система будет обладать интеграционным потенциалом, с чем у современной России сегодня конкретные проблемы, а в качестве интеграционного предложения транслируется только предложение поучаствовать в распиле федерального бюджета, причем транслируется только региональным элитам, население регионов в этом празднике жизни традиционно не участвует.
Плохая заключается в том, что принятие указанной концепции означает автоматическую смену элиты, на что она, естественно, по своей воле вряд ли решится. А массы... массы просто так не поднимутся. Массы всегда традиционно ждали и продолжают ждать выстрела с «Авроры», универсальным заменителем которого, опять же традиционно, является заднеприводное действие некоего петуха-гриль...
А значит, ждем того самого петуха, который клюнет... обязательно клюнет... Ибо, по всем признакам — недолго осталось.
Комментарии
Отправить комментарий