Узник замка Рогервик
Первое, что приходит на ум, когда многие слышат это имя - это хоккейны клуб из российской хоккейной лиги. Но имя этого известного человека связано не только таким образом с хоккеем, но и с нашей родной Эстонией. Именно в наших краях эта историческая личность по неволе провела последние годы жизни.
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе / Фото: tonkosti.ru
Салават Юлаев родился в 1754-м году в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии. Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Юлай Азналин в 1772-м году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы Русской армии.
В 1768-м году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11-го ноября 1773-го года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону обещавшего исправить допущенную несправедливость Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за царя Петра ІІІ-го, ведшего вооружённую борьбу против своей супруги Екатерины, незаконно свергшей его с престола.
Под знамёнами Емельяна Пугачёва Салават Юлаев взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга и сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Пугачёва.
Салават Юлаев руководил восстанием в башкирских степях до ноября 1774-го года. После чего со своим отрядом присоединяется к отряду полковника Канзафара Усаева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Салавату Юлаеву чин бригадира (звание между полковником и генерал-майором).
В конце марта — начале апреля 1774 года войскам Екатерины удалось нанести серьёзное поражение Пугачёву под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После ряда поражений, которые нанёс Михельсон, и пленения самозванца, несмотря на неоднократные требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкирии.
25 ноября 1774 года команда поручика В. Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу.
На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 года Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайший государственный преступник».
2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в крепость Балтийский порт, она же Рогервик (ныне эстонский город Палдиски) в далёкой холодной Эстляндской губернии. 29 ноября они добрались до самого Рогервика, где встретили здесь своих соратников по борьбе: И. С. Аристова, Канзафара Усаева и других.
Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом: «Въ Эстляндское губернское правленіе отъ находящегося при Балтійской инвалидной команды майора Дитмара. Находящіеся въ моемъ вѣденіи каторжные невольники 12-ти человекъ, которые и состоятъ благополучно. Противъ прежде поданной таковой же вѣдомости убыло: Сѣго месяца 26-го числа помре каторжный неволникъ Салаватъ Юлаевъ, о чёмъ симъ донесть чѣсть имею».
В 1989-м году в Палдиски в парке на углу улиц Пакри и Рае был установлен памятник-бюст Салавата Юлаева из кованой меди (скульптор – народный художник Башкирской АССР и заслуженный художник РСФСР Тамара Павловна Нечаева).
Комментарии
Салавата захватили воины из отряда татарской конницы. По преданию именно с этого эпизода пошла неприязнь между башкирами и татарами, отголоски которой дошли и до наших дней.
Достал, наверное, татар своим беспределом.
Повстанцы Пугачева были еще те беспредельщики, это да. Грабили и убивали они отнюдь не только представителей правящих классов.
Но это другая история.
Так, это понятно: не из благородных господ состоял его войско.
Салаватка был государственным преступником, вешал, распинал, убивал и резал русских дворян, помещиков, купцов и ремесленников и простых крестьян, грабил и снимал скальпы у пленных солдат Екатерины. Лучший палач и душитель у Емельки Пугачёва. За что пошёл на царскую каторгу, и помер там, от тоски по воле. У себя на родине Салават Юлаев теперь народный герой, как ни странно. Рыцарь без страха и упрёка. Вопреки настоящей истории народных бунтов в России.
Отправить комментарий