"В эстонской армии не столь важна национальность, сколь смысл служения народу Эстонии"
Слова нашего читателя "В Эстонии в который раз действуют в лучших традициях комсомольских времен нашего кормчего. Сначала замалчивание, теперь показуха. Завтра нам, по логике, журналюги зачтут про патриотизм" в комментариях по поводу недавней показухи оказались пророческими:)
"Как и в современной эстонской армии, в Освободительной войне не столь важна была национальность, сколь смысл служения народу Эстонии, защита его от внешней агрессии", — сказал вчера в музее генерала Лайдонера в Виймси докторант Таллиннского университета Игорь Копытин.
"Но, тем не менее, не следует забывать, что представители многих национальностей, проживавших в Эстонии, внесли свой вклад в дело борьбы за ее независимость", — добавил он.
Foto: Ilmar Saabas
В преддверии годовщины подписания Тартуского мирного договора молодежное объединение "Открытая республика" провела в музее дискуссию на тему участия нацменьшинств в Освободительной войне 1918-1920 годов. Большой автобус привез на мероприятие 54 учеников 9-12 классов и трех учителей Общей гимназии Кохтла-Ярве и Силламяэской школы Каннука.
Игорь Копытин, сам военный в отставке, занимается изучением роли нацменьшинств в эстонской армии. Он подчеркнул: "Конечно же, большинством в этих меньшинствах являлись русские".
Копытин отметил также, что в годы Освободительной войны было не принято спрашивать о национальности: "Гораздо важнее была территориальная общность, и все люди, которые проживали в Эстонии в 1918 году, являлись гражданами Эстонии".
Тернистый путь русских белогвардейцев
Историк поведал, что уже в самом начале войны, в ноябре-декабре 1918 года, русские приняли участие в боях на южном участке фронта, прежде всего в боях под Тарту и Тырва: "Русские белогвардейцы Северного корпуса, которые воевали как бы за Россию, но, будучи союзниками Эстонии, внесли свой вклад также в защиту страны от Красной армии, от большевиков, которые стремились установить здесь советскую власть.
Эстония заключила с русскими белогвардейцами договор о помощи, поставляла им вооружение, снаряжение и осуществляла общее командование русскими белогвардейцами на северо-западе России до создания в 1919 году Северо-Западной армии генерала Юденича".
По словам Копытина, в Эстонии создавались различные подразделения из русских, как, например, сформированный в начале 1919 года отряд русских белогвардейцев под командованием полковника Бадендика. Бойцы отряда носили на левом рукаве два шеврона — русских национальных цветов и эстонских.
"В дальнейшем отношения русских белогвардейцев и Эстонской Республики складывались очень проблематично, — продолжил Копытин. — Главное яблоко раздора — русские ставили своей основной целью восстановление единой и неделимой России, а признание независимости Эстонии было для них возможно только при созыве Всероссийского учредительного собрания".
Самый яркий пример служения — качановцы
Как рассказал историк, в эстонской армии служили десятки офицеров и сотни рядовых бойцов-неэстонцев (прежде всего в 7 пехотном полку, 8 пехотном батальоне, которые были расквартированы в юго-восточной Эстонии по месту жительства бойцов в Печорском крае).
"Наиболее ярким примером является Отдельный Качановский батальон, — считает Копытин. — Он был сформирован из добровольцев в Качановской волости Островского уезда Псковской губернии после освобождения эстонской армией территории от красных в июне 1919 года. Воевали качановцы в эстонской форме, 16 бойцов были удостоены Креста Свободы.
По национальному составу офицеров батальон был неоднородным. Врачом был еврей, командиром батальона — эстонец, среди офицеров были русские, латыши, поляк.
Одним из видных качановцев был Александр Соболев. Был кадровым офицером царской армии, специалистом по артиллерийскому делу, служил в Красной армии. Но, ненавидя советскую власть за то, что она сделала с Россией, перешел на сторону белых. В Качановском батальоне, будучи лейтенантом эстонской армии, командовал артиллерийской батареей. Выучив эстонский язык, дослужился до звания майора и командира артиллерийской группы полка.
После прихода коммунистов во время оккупации Эстонии не мог оставаться в армии, поэтому вынужден был скрываться и как непримиримый враг советской власти оказался в Эстонском легионе 20-й дивизии СС. Получил звание подполковника, командовал артиллерийским полком. Погиб в 1944 году. Примечательно, что его сын служил в Красной армии. Он не видел ужасов гражданской войны. Многие жители Печорского края видели в коммунистах советской России прежде всего русских, но, когда начались репрессии, грамотные люди, конечно же, отвернулись от советской власти".
Историк привел и другую биографию качановца: "Это Николай Гурьянов, лейтенант, получивший Крест Свободы, но в дальнейшем, видя в советской России продолжение Российской империи, стал служить коммунистам, советской разведке ГПУ, сделавшись предателем. Бежал в советскую Россию".
По сведениям члена правления "Открытой республики" Сергея Метлева, прошедшая дискуссия — часть проекта, задачей которого является заострение внимания на тех моментах в истории Эстонии, которые свидетельствуют о том, что наш народ может объединиться во имя общих целей и общих ценностей. "Лучше всего это видно на примере Освободительной войны", — полагает Метлев.
Мероприятия проекта будут проходить по всей стране. Проект поддержало Министерство образования и науки, он предусматривает также проведение конкурса эссе "История, которая объединяет Эстонию".
Комментарии
Отправить комментарий