В Ивангороде установили памятник легендарному генералу
В Ивангороде установили памятник легендарному генералу Федюнинскому Ивану Ивановичу, который командовал 2-й ударной армией, участвовавшей в освобождении Ивангорода и Нарвы от немецко-фашистских захватчиков. Памятник установлен в сквере у городской библиотеки.
В установке памятника принимало участие руководство Ивангорода совместно с 6-й общевойсковой армией, военнослужащие которой постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях на территории города. Памятник генералу Федюнинскому Ивану Ивановичу будет открыт 22 августа на мероприятии, посвящённом Дню Государственного флага Российской Федерации.
Иван Иванович Федюнинский родился 30 июля (по новому стилю) 1900 года в деревне Гилёва. Родители его были крестьяне-середняки. Иван окончил начальную сельскую школу и устроился работать подмастерьем маляра. Когда осенью 1919 года Гражданская война пришла на Северный Урал, Иван Федюнинский добровольцем вступил в ряды Красной Армии.
В 1920 году он был отправлен на Западный фронт, где в боях против украинских националистов и польских войск был дважды ранен. После завершения боевых действий Иван Иванович поступил во Владивостокскую пехотную школу, по окончании которой в 1924 году командиром взвода был направлен в 107-ой стрелковый полк.
В должности командира роты Иван Федюнинский отличился в боях против маньчжурских войск в ходе военного конфликта на КВЖД (12 октября – 29 ноября 1929 года). Приказом командования комроты Федюнинский был награждён орденом Красного Знамени и личным именным оружием «за находчивость и умелое руководство, проявленную личную храбрость».
В 1931 году после окончания Стрелково-тактических курсах усовершенствования командного состава РККА Иван Иванович стал командиром батальона. Через пять лет его назначили заместителем командира 108-го Белореченского стрелкового полка.
В мае 1939 года 149-ый мотострелковый полк, в котором подполковник Федюнинский являлся помощником командира полка по хозяйственной части, был направлен в район Халхин-Гола. Там советские и монгольские войска вели бои против японской Квантунской армии. Командующий 1-ой советской армейской группой генерал Г. К. Жуков в июне назначил Федюнинского командиром 24-го моторизованного полка.
3 июля 1939 года этот полк при поддержке танковой бригады, стрелкового полка и мотоброневого батальона перешёл в наступление в районе важнейшей стратегической высоты Баин-Цаган. В ходе трёхдневных боёв 7-ая и 23-ья японские дивизии были разгромлены и отброшены. В дальнейшем в ходе решающих боёв 20-31 августа 24-ый моторизованный полк, действуя в составе «центральной группы», внёс весомый вклад в окончательный разгром японских сил.
«Во всех сложных случаях Иван Иванович Федюнинский умел находить правильное решение, а когда началось генеральное наступление наших войск, полк под его командованием победоносно вёл бой», – такую высокую оценку действиям командира 24-го моторизованного полка дал по итогам боёв на Халхин-Голе Г. К. Жуков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года полковнику И. И. Федюнинскому было присвоено звание Героя Советского Союза с одновременным вручением ордена Ленина. После столь высоких наград карьера Ивана Ивановича стала быстро и успешно продвигаться вперёд. Осенью 1939 года его назначили начальником отдела боевой подготовки штаба 1-ой армейской группы Забайкальского военного округа. Через полгода он стал командиром 82-ой мотострелковой дивизии.
После окончания курсов усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба в апреле 1941 года Федюнинский возглавил 15-ый стрелковый корпус, входивший в состав Киевского Особого военного округа.
С первых же дней Великой Отечественной войны 15-ый стрелковый корпус, входивший в состав 5-ой армии Юго-Западного фронта, вёл тяжёлые оборонительные бои в районе Ковеля и Владимира-Волынского. Части Федюнинского не были разбиты, они избежали паники, окружения и разгрома. Сам полковник в ходе июльских боёв получил серьёзное ранение и был отправлен на лечение в московский госпиталь. В середине августа, не долечившись до конца, Иван Федюнинский уже в звании генерал-майора возглавил 32-ую армию Резервного фронта.
Через месяц генерал Жуков, руководивший обороной Ленинграда, способствовал назначению Ивана Ивановича командующим 42-ой армией Ленинградского фронта, защищавшей ближайшие южные подступы города. Когда Федюнинский прибыл в войска, его части (5 неполных стрелковых дивизий и 2 стрелковые бригады) уже отступили к Пулковским высотам. Организовав надёжную оборону вверенных рубежей, генерал-майор Федюнинский в последующие три недели успешно отражал все попытки 28-го немецкого армейского корпуса прорваться к Ленинграду.
Противник применял ежедневные авиационные бомбардировки и массированные артобстрелы, в свою очередь 42-ую армию поддерживали силы ПВО, береговая корабельная артиллерия и орудийная мощь Балтийского флота. В начале октября 1941 года линия фронта под Ленинградом стабилизировалась. Жуков, высоко ценивший деятельность Федюнинского на посту командарма, назначил его своим заместителем.
Когда же генерала Жукова срочно отозвали на защиту Москвы, Ставка ВГК назначила Ивана Ивановича командующим Ленинградским фронтом. Федюнинский, не имевший должного опыта для столь высокой и ответственной должности, обратился к Сталину с просьбой назначить на его место более опытного военачальника.
Сталин согласился с доводами Федюнинского и назначил его командующим 54-ой армией Ленинградского фронта. Теперь Ивану Ивановичу пришлось действовать на Волховском направлении и в районе озера Ильмень. В тяжёлых оборонительных боях в условиях осенней распутицы и ранней морозной зимы войска 54-ой армии сумели остановить дальнейшее продвижение на запад и северо-восток частей 18-ой немецкой армии.
12 декабря 1941 года Ставка ВГК силами Волховского и Ленинградского фронтов начала осуществление Любанской наступательной операции с целью прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. Необходимо отметить, что войска указанных фронтов были измотаны предыдущими боями, не имели резервов, не получили пополнения в живой силе, технике и артиллерии. Из-за сильнейших холодов и метелей действия авиации и огневой поддержки были крайне затруднены.
Хуже всех пришлось в этой ситуации самому Федюнинскому, поскольку его армия находилась вне блокадного кольца и не имела связи со своим фронтом. Кроме того, она хуже всех была экипирована и вооружена, а также менее остальных обеспечена орудиями и миномётами.
В полосе наступления 54-ой армии находились 16 немецких и отдельных частей дивизий из состава группы армий «Север». Тем не менее, выполняя абсолютно нереальный и бесчеловечный приказ Сталина, части Федюнинского к исходу марта 1942 года продвинулись на 20-22 км и вышли на северо-восточные подступы к Любани. В ходе тяжелейших наступательных боёв подразделения 54-ой армии понесли тяжёлые потери – более 20 000 убитыми и ранеными (2/3 личного состава).
Действия командарма были признаны успешными и его вторично наградили орденом Красного Знамени, а вскоре повысили в должности. В апреле 1942 года Ивана Ивановича назначили командующим 5-ой армии, входившей в состав Западного фронта. 13 июня ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
С 28 июля по 30 августа войска Федюнинского участвовали в Ржевско-Сычёвской наступательной операции. Они наступали на крайнем левом фланге на гжатском направлении против частей 8-го и 46-го немецких танковых корпусов. За месяц боёв 5-ая армия продвинулась на 20-25 км на участке фронта длиной в 22 км, захватив населенные пункты Карманово и Сабурово.
В октябре 1942 года Ивана Ивановича вновь перебросили на Северо-Западное направление в качестве заместителя генерала Мерецкова – командующего войсками Волховского фронта. После ожесточенных боёв на Синявинском плацдарме в ноябре – декабре войска Волховского фронта стали готовиться к проведению решающей операции по деблокированию Ленинграда.
Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. Войска Ленинградского фронта устремились навстречу передовым частям генерала Мерецкова с целью воссоединения в районе Синявино и Шлиссельбурга. Ставка ВГК и Сталин возложила на Федюнинского персональную ответственность за прорыв блокады Ленинграда на правом крыле Волховского фронта. Под начало Ивана Ивановича выделили 2-ую ударную армию, которой надлежало соединиться с 67-ой армией Ленинградского фронта.
Общая численность этих сил, поддерживаемых с воздуха 900 боевыми самолётами, составляла 245 000 человек, 4079 орудий и миномётов, 530 танков, 637 реактивных установок. Части 18-ой немецкой армии, находившиеся в полосе советского наступления, насчитывали около 80 000 солдат и офицеров, до 1000 орудий и миномётов, 80 танков и штурмовых самоходных орудий, 135 боевых самолётов.
В ходе недельных тяжелейших сражений части Ленинградского и Волховского фронтов пробили «коридор» между Синявино и Шлиссельбургом шириной в 8-11 км, названный позже «дорогой победы». О полном снятии блокады говорить было ещё рано. Кольцо окружения было прорвано, правда, ценой больших потерь в живой силе и технике.
Верховное командование за прорыв Шлиссельбургско-Синявинского выступа наградило Федюнинского, получившего ранение, орденом Кутузова 1-ой степени. После излечения Иван Иванович в июне 1943 года стал командующим 11-ой армией на Западном фронте.
В ходе битвы на Курской дуге войска Федюнинского участвовали в контрнаступлении советских войск (12 июля – 23 августа). Вверенные ему дивизии успешно сражаясь против частей 2-ой танковой немецкой армии на северо-восточных подступах к Брянску.
1 сентября 11-ая армия уже в составе Брянского фронта начали наступательную операцию с целью разгрома 9-ой немецкой армии у берегов Десны и в районе Брянска. 17 сентября войска Федюнинского освободили города Бежица и Брянск, а к 3 октября, продвинувшись на 150-180 км, достигли реки Сож.
За успешное проведение наступательных действий Иван Иванович был награждён орденом Суворова 1-ой степени. В ходе последующей наступательной Гомельско-Речицкой операции (10-30 ноября) 11-ая армия совместно с частями 48-ой армии освободили Гомель.
В декабре 1943 года Федюнинский в третий раз возвращается в Ленинград. Теперь ему поручают 2-ую ударную армию. Командуя ею, Иван Иванович отличился в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции (12 января – 15 февраля 1944 года). Нанеся мощный удар с Ораниенбаумского плацдарма, части 2-ой ударной армии 19 января освободили Ропшу и Красное Село, соединившись с войсками 42-ой армии.
К исходу 3 февраля войска Федюнинского форсировали реку Нарову. С этого момента по приказу Ставки ВКГ 2-ая ударная армия, совместно с войсками 8-ой и 59-ой армий получили задачу в кратчайшие сроки взять Нарву и войти в Эстонию. Немецкое командование считало Нарву – воротами в Восточную Пруссию, поэтому создали вокруг крепости две мощные линии обороны «Пантера» и «Танненберг». Лишь 26 июля после очередных тяжелейших штурмов и наступательных боёв Нарва была взята.
В августе Федюнинский со своей армией участвовал в Таллиннской наступательной операции, которая закончилась освобождением большей части Эстонии. Затем 2-ая ударная армия была передана в состав 2-го Белорусского фронта. 5 октября 1944 года Ивану Ивановичу присвоили звание генерал-полковника.
На завершающем этапе войны – в 1945 году в составе фронта маршала Рокоссовского армия Федюнинского принимала активное участие в Восточно-Прусской (13 января – 29 марта) и Восточно-Померанской (10 февраля – 5 мая) операциях. 24 июня генерал-полковник Федюнинский принимал участие в Параде Победы на Красной площади.
С 1946 года Иван Иванович исполнял обязанности командующего Архангельским военным округом. В 1948 году после окончания Высших академических курсов при Высшей военной академии имени Федюнинский возглавил 7-ую гвардейскую армиею, расквартированную в Ереване.
С 1951 года он являлся первым заместителем Главнокомандующего Группой советских войск в Германии. 8 августа 1955 года Федюнинскому присвоили звание генерала армии. Вскоре его назначили командующим войсками Закавказского военного округа, а по прошествии двух лет – Туркестанского военного округа.
По достижении пенсионного возраста Иван Иванович стал военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 15 июля 1975 года Федюнинский был удостоен ещё одного высокого звания – Героя Монгольской Народной Республики.
Скончался Иван Иванович Федюнинский 17 октября 1977 года в возрасте 77 лет. Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище с подобающими воинскими почестями.
За свою длительную военную карьеру генерал Федюнинский помимо Звезды Героя Советского Союза был 5 раз награждён орденом Красного Знамени, 4 раза орденом Ленина, по два раза орденами Кутузова и Суворова 1-ой степеней. Он также был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Кроме того, Иван Иванович имел высшие военные и правительственные награды Польши, ГДР и ЧССР.
Комментарии
А я бы открыл в Нарве памятник выпускник нарвской русской гимназии Кавалеру высшего ордена Германии, Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями штандартенфюреру СС Альфонсу Ребане, участнику боев против 2-й ударной армии РККА на Волховском фронте в качестве командующего 658-м эстонским батальонов.
Ты дебил?хотя,что тут спрашивать?Конченный дебил!!!
Это называется "померяться памятниками", ты ничего не понимаешь в геополитике.
Это называется, что генерал армии Советского Союза Иван Иванович Федюненский, командуя 2-йударной армией, в взаимодействии с 42-й армией, вышибли фашистов не только из Нарвы, но из Эстонии. До этого гнали их от Ленинграда. Бои длились полгода. С февраля по июль (26-е, если не знаешь). Ребане? Ты хочешь сравнить местечкового антисемита (даже не буду упоминать его звания, брошенного ему немцами от безысходности, ими же и осознаваемого после января 1943-го года, если ты понимаешь, о чём я) , с генералом армии Советского Союза Иваном Ивановичем Федюненским? В этом ваша ВЕЧНАЯ проблема - сравнивать несравнимое.
И, да, ты вша по сравнению с любым солдатом Империи, будучи рабом другой империи, для которой ты не дороже мусорного пакета, что можно купить в максиме с 40%-й скидкой.
Справедливости ради, да, по фото качество исполнения посредственное. Может быть ракурс.
Не забудь, что в 1947 году Ребане переехал в Великобританию, начал службу в британской секретной разведывательной службе (МИ-6) в качестве эстонского эксперта в разведывательной школе в Лондоне. Он сыграл важную роль в организации антисоветского сопротивления советской власти в СССР. Вплоть до 1950-х годов он возглавлял эстонскую часть операции МИ-6. То, что ты сейчас читаешь в интернете, что то поинтереснее материалов 36-го съезда КПСС, есть и его огромная заслуга. Свою войну он таки выиграл, это была холодная война с СССР. Слава Герою!
Если это шутка- то херовый шутник! С остальным- ты труп!
Выглядит, ну так себе.
Сходство памятника с реальным генералом Федюнинским весьма приблизительное.
Видно ты ему сапоги чистил!
Фотки видел. Спасибо Стене. Тут это про генерала Федюнинского далеко не первый пост. Да что я тебе буду объяснить, сам посмотри.
скока народа загубил-ужас.
Ученик Жукова, хули. Главное - результат! А солдат бабы ещё нарожают.
Чай, не впервой.
Молодцы Ивангородцы! Победителей надо знать! Хотя проигравшие тоже себя пытаются как-то "выставлять", как никак много эстонцев воевали на стороне Германии, есть что вспомнить - с кем воевали и против кого.
Я, понимаю, когда памятники ставят победившим, кто бы они не были, но проигравшим?
Сколько он под Нарвой положил?
О количестве погибших под Нарвой советских бойцов история скромно умалчивает. Как сказал недавно один российский чиновник "это, понимаешь, война" и смахнул слезу.
Отправить комментарий