Я - Нарвитянин. Александр Степанов в детстве снялся в известном фильме
Они удивительно похожи. Немудрено, ведь родные браться по отцу. Яков Степанов, артист ленинградского ТЮЗа, сыгравший несколько ролей в советском кино, запомнившийся зрителям по роли Ивана Дронова в фильме «Жизнь Клима Самгина» и трагически ушедший из жизни в 90-е годы прошлого века.
И Александр Степанов, его младший брат, сыгравший Ивана Дронова в детстве. Там же, в картине по великому роману Горького.
О том, что нарвитянин и мой знакомый Саша Степанов снимался в кино, я узнала случайно. Как-то в разговоре он обронил «А я ведь в фильме играл». Ожидая услышать что-то про массовку на съемках какого-то фильма в Нарве, я (каюсь) довольно равнодушно и скорее из вежливости спросила «а что за фильм?».
И услышала «Жизнь Клима Самгина». Фильм, который я смотрела несколько раз с удовольствием. Да, узнать юркого, резкого, взлохмаченного сына прачки Ваньку Дронова в солидном молодом человеке, отце семейства, было непросто.
Пройти кинопробы помогли… боксерские перчатки
Тогда, в конце восьмидесятых, когда режиссер Виктор Титов приступил к съемкам киноромана, Сашке Степанову было лет 12-13. Он учился в шестом классе Нарвской школы, слыл хулиганом и уж никак не вписывался в образ положительного мальчика-отличника. Поэтому когда в школу пришла телеграмма с Ленфильма с постановлением отпустить ученика на пробы в киностудию, учителя возмутились: «Почему Степанов? У нас столько хороших ребят, отличников, умниц!» Но на Ленфильме были иного мнения. К тому же, на роль Ивана Дронова, простолюдина и приятеля дворянина Клима Самгина, был утвержден старший брат Саши – актер Яков Степнов. Из-за потрясающей схожести братьев, Сашу и решено было попробовать на роль маленького Дронова.
- Разумеется, в Питер я приехал к брату. Он жил тогда в коммуналке. И всю ночь, желая как можно лучше подготовить меня к пробам, брат репетировал вместе со мной тот знаменитый монолог Ваньки Дронова про тетку-ведьму, - вспоминает Степанов.
Мальчик старался из всех сил, но брат-актер был недоволен.
«Не так, злее надо, Саша, злее! Чувств больше». В результате находчивый Яков взял боксерские перчатки (Саша занимался тогда боксом) и заставил младшего брата произносить монолог, боксируя.
- После нескольких ударов в челюсть у меня получилось то, что надо, - смеется Александр.
Днем следующего дня мальчика загримировали и отправили на фотопробы, которые он успешно прошел. Ну и самое главное – кинопробы. Саша, наученный старшим братом и не желавший ударить лицом в грязь, не спасовал. И пробы прошли отлично.
Перед этим был разговор с режиссером, о котором Александр отзывается очень тепло.
- Отличный человек! С ним легко работалось. Впервые я увидел его тогда, когда Яша привел меня в кабинет. Тот попросил оставить нас наедине и в течение долгого времени вдохновенно говорил мне об актерском мастерстве, о театре, о кино. Я слушал с умным видом, хотя не понимал половину, - рассказывает Степанов.
Александр Степанов: «Брат был без ума от своей работы»
Несмотря на это, впечатления от Саши у режиссера остались самые положительные. И когда мальчик прошел кинопробы, с радостью утвердил его на роль друга Клима Самгина.
Съемки начались сразу же. Вообще, Саша ездил на съемки три раза по месяцу. День проводил на съемочной площадке, а вечера – с братом Яковом. И там, и там – встречался со многими известными артистами – Демьяненко, Быковым, Джигарханяном, Еленой Соловей…
- Яша везде брал меня с собой – и на спектакли в ТЮЗ, и на вечерне-ночные посиделки с друзьями-актерами. Не оставлять же меня одного в питерской коммуналке. Так я становился свидетелем их взрослых разговоров. В основном, конечно, они касались творчества…
О брате Саша вспоминает особенно тепло. Талантливый актер, с раннего детства мечтавший о театре, болевший им, он воплотил свою мечту, поступив в театральное училище и с успехом его закончивший. Яков Степанов брался за любую роль, которую ему предлагали. Он истово отдавался работе. Это доходило до фанатизма. Так, по немногочисленным воспоминаниям коллег-актеров, которые мне удалось найти в интернете, на съемках фильма в "Климе Самгине" Яков выбил себе несколько зубов, для фильма "Зеркало для героя", где играл слепого, брызнул себе в глаза каким-то раствором, так что несколько месяцев ничего не видел и навсегда испортил себе зрение.
Так писал о Якове Степанове журнал «Сеанс»:
«Он всегда придумывал свои роли. Иногда удавалось уговорить режиссера и заселить фильм сразу несколькими мимолетными персонажами собственного сочинения в собственном исполнении. Он придумывал им лица, судьбы, биографии. Ничего не придумал только себе. Все, как положено. Страна не пожалела о нем. Товарищи о нем заплакали. Они были ему хорошими товарищами. Давали ему денег, крышу над головой, терпели ночные звонки, неуместные приходы, обвалы планов, обид, смеха, праздников и любви. Но они не потому были ему хорошими товарищами, что терпели, а потому, что помнили хорошо: Яша Степанов милостью Божьей артист. Не в профессии дело. Ему всегда было нужно другое. Другие жизни, лица, привычки, характеры, времена. Он мог быть самим собой, только когда был кем-то другим. Ни Достоевского, ни Гоголя, ни Чехова он не сыграл, но бесконечными крохотными эпизодами, ему перепадавшими, тоже бывал счастлив. Осталось много фильмов. В них он был вездесущ и неуловим одновременно. Поэтому его никто не узнавал на улице. Маленький, неприметный, белесый… безумный.
Он знал толк во всех этих шубах, сюртуках, френчах. Он умел их носить. Он понимал смысл всех этих моноклей, тростей, перстней, браунингов и портфельчиков. Он умел с ними обращаться. К ним умел прилагать жлобские оскалы, хитроватые прищуры, милые улыбки. Умел к ним примерять тяжелые, легкие и прыгающие походки. Сопровождать хорошими манерами, дурными манерами, дешевым шиком, благородной тусклостью. И конечно — все эти золотые фиксы, бельмы, очки, бороды, бакенбарды — избыточный грим, искусством которого он владел в совершенстве.
Человек-невидимка с правом исчезать, но без права возвращаться.
Человек-невидимка в обмотках придуманного и созданного»…
Съемочные будни
На съемочной площадке Саша сдружился с Катей Романовой – исполнительницей роли Варьки Сомовой. С остальными ребятами отношения складывались прохладные.
- Они все ленинградцы, на меня смотрели свысока, мол, приехал из какой-то Нарвы… Особенно задирал нос исполнитель роли Клима в детстве, - улыбается Саша.
Во время очередных съемок у Саши случился день рождения. Он получил дорогой подарок – от самого Джигарханяна, который поздравил Сашу от имени всей группы.
- Подарил он мне модельку автомобиля, такую, знаешь, которые тогда дефицитом были. И вообще – мировой человек! Очень легкий в общении, без звездной болезни. Потрясающе харизматичный, улыбчивый, - делится воспоминаниями Степанов.
Об Андрее Руденском, сыгравшим главную роль, Саша вспоминает как о человеке замкнутом, всегда державшимся чуть в стороне от своих коллег по съемочной площадке.
- Он всегда был чуть поодаль, в шумных актерских застольях участия не принимал, словом, роль Самгина – это воистину его роль. По характеру они похожи, - рассуждает Александр.
Тепло Саша отзывается и об операторе картины.
- Оператор был весельчаком. Знал массу анекдотов и очень веселил актеров в перерывах между съемками.
Самое сложное для меня было гримироваться. На это уходила масса времени: сыну прачки Ваньке Дронову необходимо было иметь соответствующую внешность – цыпки на руках, шрамы, царапины, обветренное лицо. Все это мне скрупулезно рисовали гримеры. Смотрел я на их работу, да и запоминал, как и что. Поэтому когда после окончания съемок мне подарили коробку настоящего сценического грима, я периодически пугал учителей и сверстников нарисованными шрамами, - вспоминает свои хулиганства Саша.
Роль Ваньки Дронова – воспоминание о детстве
Одноклассники отреагировали на успех Саши в кино восторженно. Почти все фотокарточки, оставшиеся у мальчика на руках после фотопроб, были раздарены девочкам из класса. Нарва – город маленький, и вскоре все знали, что в городе живет мальчик, снявшийся в картине, имеющей немалый успех.
За съемки мальчик получил внушительную по тем временам сумму – около 500 рублей. Деньги отдал маме.
- У меня не было таких больших запросов, как у современных детей. Купят велосипед – это уже что-то нереальное. Поэтому особенного значения деньгам не придавал. Хотя, для семьи мой гонорар стал хорошей поддержкой.
Парадоксально, что об Александре не написала ни одна местная газета. Так что эта публикация – первая. Объяснить это Саша не может, пожимая плечами, говорит:
- Я как-то не особенно выставлял напоказ эту свою детскую историю. Ну, было, и было. Рассказывал друзьям, конечно. Было дело, собиралось обо мне снять передачу местное телевидение, но как-то все это заглохло. Но ведь я так и не стал актером, потому, какой интерес может быть к моей жизни? - просто говорит Александр.
Сейчас Александр работает в строительстве, женат, воспитывает двоих детей, мастер на все руки, компанейский и светлый человек. Обожает читать. Любит свой город и живет просто, без изысков, радуясь мелочам. На вопрос, не думал ли он после съемок стать профессиональным актером, Саша отвечает так:
- Яков погиб, а без него мне вроде как это было и не нужно. Наверняка, если бы брат остался жив, он предложил бы мне поступать в театральное, и, возможно, помог. Но жизнь повернулась по-иному. Впрочем, я ни о чем не жалею, - добавляет он.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №34
Комментарии
Врёт...не было ни сценического грима для пугания учителей в школе(попробуй,напугай в те времена!),ни фотокарточек одноклассницам
ни разу не видел его..странный типчик
Я так понимаю это и есть Ванька Дронов.
Похож!
Отправить комментарий