"Я умираю так, как жила". История Евы Браун — верной спутницы Гитлера
Ее никто не принуждал оставаться в фюрербункере, более того, она поправ все запреты, сама приехала в объятый пламенем Берлин, чтобы находиться рядом с человеком, которого любила всю свою жизнь. С тем, которого вся планета считала порождением дьявола — с Адольфом Гитлером.
Ева Браун, 1940 год/ © dw.com
Душа человека — потемки. Душа любящей женщины — полная тьма. Почему имя Евы Браун сохранилось в истории и в художественной литературе, ведь ее роль в кровавой летописи третьего рейха совсем незначительна, а женой Гитлера она пробыла и вовсе 30 часов? Просто эта женщина до последнего вздоха была не просто верна, не просто предана, она до беспамятства любила своего кумира, который был старше ее на 23 года. Любила настолько крепко, что за всю историю их отношений дважды совершала попытку самоубийства, пытаясь доказать свою беззаветную преданность только одному человеку. Впрочем, обо всем по порядку.
Знакомство в фотоателье
Ева Браун родилась в 1912 году в семье мюнхенского ремесленного учителя Фрица Брауна и портнихи Франциски Кронбергер. У нее было две сестры — старшая Ильза и младшая Гретель. Всех трех девочек отец воспитывал весьма строго — никаких гуляний, развлечений, и, Боже упаси, мальчиков. Только школа, уроки, церковь, помощь матери и отбой строго в 22 часа. Тем не менее отец хотел видеть дочерей образованными девицами. Поэтому после окончания монастырской школы Еву отдали в институт фрейлейн, где девочка выучила английский язык, изучила основы точных наук и овладела машинописью. Ее увлечением в те годы станет спорт — мать Евы в юности занималась лыжами, а сама девушка выбрала для себя легкую атлетику.
Ева Браун (крайняя справа) с родителями и сестрами/ © Galerie Bilderwelt, Getty Images
Другим увлечением Евы стала фотография — в конце 20-х годов многие девушки мечтали освоить профессию фотографа, чтобы войти в мир моды, или хотя бы прославиться в портретной фотосъемке. Именно с этим ремеслом и решила связать Ева свою жизнь после окончания учебного заведения. Она поступила на обучение и работу к мюнхенскому фотографу Генриху Гофману, держащему лучшее в городе фотоателье.
Туда часто захаживали члены НСДАП, а однажды дом Гофмана посетил сам Адольф Гитлер, который в то время был уже весьма популярным политиком в Баварии. Но 17-летняя Ева совсем не интересовалась политикой, поэтому не обратила внимание на невзрачного мужчину. А вот тот по-настоящему "запал" на пухленькую миловидную помощницу фотографа и стал оказывать ей знаки внимания.
Гитлер и Браун в 1929 году/ © dw.com
Попытка самоубийства
Гитлер ухаживал так красиво, осыпал девушку такими трогательными комплиментами, что сердце Евы не выдержало и она вовсю окунулась в пучину нового чувства. Произошла мгновенная метаморфоза — она влюбилась в Гитлера без оглядки. Чтобы еще больше произвести впечатление на своего ухажера, Ева села на диету, снова занялась бегом, стала плавать, а зимой ходить на лыжах, тщательно следить за веяниями моды и пользоваться дорогой косметикой.
Ева Браун, начало 40-х годов/ © dw.com
Однако их отношения, вспыхнув как яркий факел, долгое время горели ровным огнем. Гитлер не пытался форсировать события, не делал "малышке-Еве" предложение, а их встречи хоть и носили регулярный характер, проходили всегда по одному и тому же сценарию — встреча в мастерской Гофмана, ужин в дорогом ресторане, совместно проведенная ночь и утром он — в партийный штаб, она — в фотоателье на работу.
Можно себе представить состояние девушки, которая видела себя в замужнем статусе, окруженной детьми. Ее возлюбленный мало того, что не делал ей предложение, так еще и старательно прятал Еву даже от коллег по партии. "Моя невеста — Германия! — с пафосом восклицал он. — Я повенчан с немецкой нацией". Видимо такое неопределенное состояние и стало причиной первой попытки самоубийства Евы Браун. В 1932 году она выстрелила себе в шею. Пуля застряла рядом с сонной артерией и Еву тогда спасли. Сложно сейчас сказать, было ли это преднамеренным желанием, или отчаянной попыткой обратить на себя внимание, но отношение Гитлера к своей возлюбленной после этого изменилось. Он снял ей дом и сделал Еву личным секретарем, чтобы у коллег по партии не возникало вопросов.
Еще одна
Ева Браун и Гитлер, 1940 год/ © dw.com
А между тем партийная карьера будущего фюрера стремилась в гору на всех парах. В 1933 году он стал рейхсканцлером, а через полтора года и президентом страны. Теперь Гитлер сосредоточил в своих руках всю власть, и в принципе, можно было показать стране любимую женщину и узаконить с ней отношения. Но нет, вместо этого Гитлер переселил Еву в свежепостроенный замок–резиденцию в Баварских Альпах, которая получила название "Горный двор" (Бергхоф). Следующие восемь лет жизни протекали для "хозяйки" резиденции беззаботно.
Она не стремилась к политике и откровенно скучала, когда Гитлер принимал в замке высокопоставленных гостей — президентов, министров и иностранных дипломатов. Зато когда фюрер уезжал в Берлин, Ева отрывалась по полной. Она совершенно не походила на идеал арийской женщины. Внешне — да: классическая блондинка с голубыми глазами и безупречным происхождением. Зато образ жизни Ева Браун вела совершенно не арийский. Она тайком курила (Гитлер не выносил курящих женщин), пользовалась дорогими духами и косметикой (во время войны это всячески порицалось). Заказывала обувь в Италии, одежду во Франции и читала запрещенного в Третьем рейхе Оскара Уайльда.
В 1935 году она совершила вторую попытку самоубийства, когда стала видеть, что Гитлер постепенно охладевает к ней. Как Браун записала в своем дневнике, она отправила "решительное для себя" письмо и приняла конскую дозу снотворного. Видимо, это была очередная инсценировка, поскольку ее довольно быстро обнаружили и оперативно откачали. Гитлер, тем не менее, впечатлился поступком и их отношения вспыхнули вновь.
Адольф Гитлер и Ева Браун, 1939 год/ © dw.com
"Для меня это нетрудно"
Совсем уж наивной дурочкой Ева Браун не была — когда война стала приближаться к границам Германии, она понимала, что конец близок и он может стать ужасным. Однако судьба ее волновала мало — женщину лишь заботил ее статус. Она очень сильно хотела стать законной женой Гитлера. Когда возлюбленный превратился в накаченного транквилизаторами параноика с трясущимися руками, когда его, словно крысы, стали покидать соратники, он оказался нужен только одному человеку на свете — Еве Браун.
У нее была прекрасная возможность весной 1945 года покинуть резиденцию в Альпах и уехать хоть в Швейцарию, хоть во Францию, но вместо этого Ева Браун приезжает в дымящийся Берлин в бетонный мешок фюрербункера, к своему возлюбленному.
29 апреля 1945 года случилось то, о чем она мечтала всю сознательную жизнь — бракосочетание с Адольфом Гитлером. И пусть кольца были на размер больше, пусть сама церемония заняла всего 10 минут, а на праздничном столе были лишь бутерброды и две бутылки шампанского — Ева Браун была счастлива.
Ева Браун, 1944 год/ ©
Знала ли она о желании фюрера уйти из жизни? Безусловно. Более того, она одобряла это решение и сама изъявила желание последовать вслед за любимым. Еще 22 апреля, когда история Третьего рейха отсчитывала последние дни, она написала письмо подруге:
Моя милая Герта! Мы будем бороться до последнего, но боюсь, наш конец всё ближе и ближе. Я не могу рассказать тебе, как сильно я переживаю за фюрера. Я не понимаю, как мы могли всё это допустить. Передавай привет всем моим друзьям. Я умираю так, как жила. Для меня это нетрудно. Ты знаешь.
Гитлер был рад такой преданности, и когда заходил разговор о роковом дне, он по-своему "успокаивал" Еву, уверяя, что все произойдет быстро и она ничего не почувствует. Единственным ее условием был способ уйти из жизни. "Я хочу быть красивым трупом… Я собираюсь принять яд", — сказала она ему, продемонстрировав маленькую коробочку с флаконом цианида.
В 10 утра 30 апреля стало известно, что советские войска вышли к Вильгельмштрассе. Медлить с уходом из жизни было больше нельзя. В 13 часов состоялся последний обед в бункере: макароны с легким томатным соусом. В 14:30 фюрер простился со слугами и приближенными. Причем, по свидетельству очевидцев, он выглядел как сомнамбула, в отличие от Евы. Та была мила, ее глаза неестественно блестели и она находила теплые слова для каждого из присутствующих.
В 15:15 супруги удалились в малую гостиную, и спустя некоторое время раздался один приглушенный выстрел. Говорят, Ева Браун ушла из жизни первой, раскусив ампулу с ядом. А мгновение спустя Гитлер выстрелил себе в висок.
Советские солдаты указывают на обнаруженные канистры из-под бензина рядом с местом сожжения тел Адольфа Гитлера и Евы Браун. 30 апреля 1945 года/ © Gamma-Keystone via Getty Images
Любила ли Ева Гитлера по-настоящему? На этот счет существует много разных мнений. Но ясно тут одно — пока бесноватый диктатор боролся со всем миром, Ева Браун вела свою борьбу за самого Гитлера. И она выиграла ее.
Комментарии
Отправить комментарий