Заметки "приезжего специалиста"
«Приезжий специалист» — это такой специфический нарвский термин, который в довольно широких кругах стал ругательcтвом. С приезжими специалистами ассоциируется все то, с чем в Нарве не согласны: с изменениями в укладе жизни и рабочем распорядке, новыми архитектурными сооружениями и так далее. Странно то обстоятельство, что сравнительно многие эти специалисты приехали из Тарту.
Я отношусь к их числу: я родом из Тарту и приехал жить и работать в Нарву всего год назад. Но стоит заметить, что количество времени, проведенного в Нарве, значения не имеет: есть приезжие специалисты, которые живут здесь более 10 лет, но все равно доверия не заслужили, потому как отношение у них другое, чем у местных. Отношение к тому, как делаются дела. Например, в Нарве не имеет смысла рассказывать об идеях или — упаси боже! —устраивать мозговой штурм.
По крайней мере, делать это следует не в такой же форме, как это происходит в других местах, когда сперва на стол выкладываются все карты, и затем по различным причинам их начинают откладывать в сторону, пока не остаются действительно достойные. Для нарвитянина каждая высказанная идея — это нечто, что завтра будет реализовано, поэтому нужно быть предельно осторожным, чтобы тебя не обвинили в молниеносном сносе, увозе или изменении чего-либо. Посему не стоит путать людей — публично стоит говорить лишь об уже продуманных, конкретных и реальных вещах.
По-другому дела делаются и на уровне местной власти: таких махинаций, как в городах Ида-Вирумаа, в современной Эстонии нужно еще поискать. Чиновники в других наших городах попадаются на нарушениях, и за этим следует народное порицание. Здесь же среднестатистический житель, самое большее, лишь махнет рукой на деятельность отцов города либо тоже захочет урвать кусочек. Ведь все же лучше выть вместе с волками, чем быть в овечьей шкуре.
Нарва — город красивый, по крайней мере, местами. Если взглянуть на карту и нарисовать полумесяц вдоль дороги, идущей от Кренгольма до Нарва-Йыэсуу, то внутри этого контура стоит жить. Здесь расположены старые, красного кирпича казармы Кренгольмской мануфактуры, красивые сталинские дома с некоторыми дополнениями более позднего периода, ухоженные зеленые насаждения и довольно заброшенные романтичные заросли, река, аллеи, променад. Зато в другую часть города особо заезжать не хочется. Это место, которое, похоже, до сих пор делится на микрорайоны. Высокие удручающие панельные дома выглядят так, словно сделаны из лоскутков, потому как владельцы зданий сами решают, как их ремонтировать и что надстраивать. В случае пожара жителям верхних этажей пожарники помочь не смогут: лестницы, не говоря уже о шлангах, до их квартир не достанут.
Нарвитянин гордится собой и своим городом. Выражается это через самоопределение, согласно которому нарвитянин — это особое явление. И хотя некоторая часть жителей Нарвы (да и что скрывать, большая часть членов здешнего горсобрания) не считают его эстонским городом (данное определение требует некоторой гибкости, потому как при столь абсолютном доминировании русского языка нужно быть непреклонным, чтобы хотя бы в таких жизненно важных местах, как аптеки и больницы, продолжать говорить по-эстонски), нарвитянин — не русский и не эстонец. Он — нарвитянин.
Это, конечно, самоидентификация, но какая-то однобокая и безнадежная. Здесь, безусловно, играет роль тот факт, что большинство нынешних нарвитян никак не связаны с «настоящей старой Нарвой». Они или их родители приехали сюда работать после Второй мировой войны. Во-первых, это означает, что у них нет здешних корней и истории. Во-вторых, стоит признать, что приехавшие сюда жили в советской системе на 20 лет дольше, что сильно отразилось на их понятиях. Если в других местах во вновь ставшей независимой Эстонии жизненный опыт старшего поколения уравновешивал советский склад мышления приехавших сюда людей, то отсутствие в Нарве помнящих довоенное время жителей способствовало укреплению советского менталитета. Поэтому не удивительно, что Нарва, как и большинство других городов в Ида-Вирумаа, совсем не такая, как остальные города Эстонии.
Но и русским нарвитянин быть не хочет, потому что, во-первых, это было бы слишком скучно, а во-вторых, исчезла бы возможность выбирать и у той, и у другой стороны то, что нравится. Замечательно ведь иметь эстонскую социальную защиту, ходить за границу в ивангородский магазин и при этом критиковать блага демократии и свободы слова. В своих оценках они опираются на информацию, полученную из российских СМИ, потому как возможности сравнить сказанное в прессе с реальной жизнью в России у них нет. Таким образом здешний житель еще прочнее старается закрепиться на нарвской земле и заявляет, что он — нарвитянин.
В какой-то степени из вышесказаного следует, что Нарва тоскует по побылому величию, хотя то всегда было временным. Да, Нарва была крупным торговым городом, но в Ганзейский союз так и не вошла, а столицей Швеции стать не успела. Вторая мировая война разрушила ее красивый барочный старый город, модные технологии и свободные рыночные отношения — устаревшую крупную промышленность. Даже областной центр был и есть в другом месте. Нарвитянин смотрит на родной город и думает о том, на что теперь могло бы опираться его самосознание. Один из основных вариантов — это утопическая идея заново отстроить старый город, да так, чтобы он был еще прекраснее, чем прежде. Поэтому нарвитянин и борется с новой архитектурой, потому как появление нового — это самый верный знак того, что прошлого уже не вернуть.
Если нужно бороться, то нарвитянин всегда найдет в себе для этого силы и гражданскую активность. Сумеет собрать подписи против возведения нового здания колледжа, потому что, по его мнению, оно не подходит для существующего в его голове старого города; сумеет собрать подписи против реконструкции крепости, ибо проект «не выглядит так, как в прежние времена»; также даст отпор обновлениям вокруг здания ратуши, поскольку и это уменьшает шансы на восстановление старого города. К счастью, есть и такие, кто пришел к выводу, что залог будущего успеха может скрываться как раз в роли площадки для новой архитектуры: так как старинных зданий здесь нет и не будет, а хрущовок хватает и в других городах, то центр Нарвы можно было бы застроить новой, красивой и модной архитектурой.
И хотя на основании написанного мною может сложиться впечатление, что Нарва мне не нравится, это совсем не так. Я научился любить Нарву во всем ее безумии и инаковости. Нарва — это страна чудес, где все еще возможно. Многие вещи, столь обычные в других уголках Эстонии, только и ждут, кто бы их реализовал. Будь то стильное венское кафе, прибрежный ресторан и паб, бассейн, небольшой частный театр и прокат велосипедов или гражданские инициативы по улучшению городской среды или обличению коррупции. Недавно окончившим университет молодым людям стоит обратить свои взоры в сторону Нарвы и этого региона в целом, поскольку здесь сразу же можно получить довольно высокую должность, с которой можно достойно начать трудовую жизнь и резюме. Плюс ценный опыт на всю жизнь. Поэтому рекомендую всем: приезжайте, посмотрите и победите!
Иво Пости, уже год, как директор по науке Нарвского музея. Фото автора.
Контратенор Иво Пости. Фото ohtuleht.ee
Комментарии
Где то я уже это читал Кстати опять директор ! Сколько-ж там директоров в Нарвском музее?
Что курил автор, когда писал данную статью? "Мозговой штурм" не любит никто и особенно, если точка зрения человека отличается от его собственного видения ситуации. Половая и расовая принадлежность тут не играет никакой роли. Про макет старого города могу сказать тоже самое. Дом, который хотели пристроить сбоку к существующему строению выглядел ужасно со всех точек зрения. Архитектор не удосужился даже покрасить его в аналогичный цвет соседнему строению, а про параметры здания и его вид со стороны лучше промолчать. Начертательная геометрия похоже не ведома автору. Я молчу про то, что деньги будут опять таки выпрошены у европарламента для воссоздания древнего облика замка. Про шовинизм из зомби-ящика лучше тему не открывать вовсе. Тут же набежит волна любителей побросать гнилые помидоры.
Зато контратенорит как красиво. Звонче чем коты мартовские
развелось директоров, как котов нерезанных
Скоро в Тарту ехать надо... набраться, что-ли, "впечатлений" да тискануть писсанину подобную про тот городок?...
А Нарвский музей, не подчиняющийся городу, сродни внутреннему нарыву в теле человека.
"Быть русским слишком скучно" - это шедевральное высказывание! Виден результат тугих, эстонских мозговых штурмов автора.
Там команда подобралась... - "пей... не хочу"....
Такое впечатление, что прочитал очередную статью бывшего архитектора Нарвы.
В двух словах: мы стараемся, а местным не нравится, это потому что тут слишком много русских!
Не нравится - оставьте Нарву нам - коренным жителям! Потому что в наших интересах видеть город развивающимся, цветущим и крепнущим!
И это нормально, когда местным жителям не по нраву закрытие детских садов, школ, или даже "устаревшей тяжелой промышленности".
И нечего приплетать к нормальной реакции(а отрицательная реакция тоже может быть нормальной) кажущееся вам на каждом шагу "советское прошлое". Тех, кто знает про Советский Союз не по наслышке, с каждым годом все меньше и меньше, да и в конце-то концов, Советский Союз распался 25 лет назад, а это значит, что уже целое поколение выросло в независимой Эстонии. Целое поколение! А вам все мерещится костлявая рука социализма, душащая свободу и независимость малых народов. Демократия в стране, независимость и демократия, а это значит, что тут, в Эстонии живут, работают, платят налоги и ростят детей все, кто этого хочет, вне зависимости от расы, цвета кожи и родного языка! Именно поэтому есть понятие "нарвитянин", что значит живущий в Нарве, а уж на каком языке он говорит и какое телевидение смотрит - его личное дело.
Про архитектуру - это нормально, когда люди высказывают свое мнение, это нормально, когда жители спальных "скучных" районов отстаивают свою спокойную жизнь. Это нормально, когда местные жители не хотят повторения неудачного опыта с "бункером" в Липовой ямке, только теперь уже в Нарвском Замке.
Ненормально то, что предложив что-то одно и встетив недоумение и вопросы, предлагающая сторона предпочитает давить свою линию или ретироваться, обвиняя по пути всех вокруг и в особенности "нарвитян, пережиток советского прошлого, которые не могут жить по-модерновому". А ведь надо лишь пойти на встречу и учесть мнение местного население, ведь оно тут тоже есть... или его(населения) нет?
Браво!!
Нарвой управляют и строят-губят т.е.- отличные бездари!
А заезжим молодцам, наше с вами мнение, как-то фиолетово!
"утопическая идея заново отстроить старый город, да так, чтобы он был еще прекраснее, чем прежде" Такая же утопическая идея владела жителями европейских городов Лейпцига,Берлина, Варшавы, Братиславы и еще сотен других, которые смогли восстановить и украсить свои разрушенные города. Не вина жителей города, мечтающих о его восстановлении, а беда. Беда в том, что для Советского Союза это был шведский город, который ни коем образом не вписывался в светлое коммунистическое будущее. Для Эстонии это тоже не родной город, населенный русскими, нечего вообще его отстраивать в старом виде. Так что кроме самих жителей воссоздание прежней-довоенной Нарвы никого не интересует. Нет шведов и немцев, владевших в прежние времена зданиями старого города. Российским владениям в старом городе эстонские власти не дают возможности восстановить тот же домик Петра 1 или Русский культурный центр на Рюютли. Вообще же восстановление любого города начинается с постройки храмов. Можно ли восстановить Спасо-Преображенский собор или Никольскую церковь, находившихся в одной церковной ограде там, где сегодня проходит ул. Виру и построены пятиэтажные хрущевки. Кто возьмется за расселение этих домов? Действительно с точки зрения "приезжего специалиста" это утопическая идея. Но история знала и не такие примеры, когда для восстановления храмов сносились целые кварталы новостроек. Но это было не у нас, это было в Европе, где религиозные принципы впитаны с молоком матери, а не у нас, поголовно атеистично настроенных. Но я верю, что рано или поздно старинный центр будет восстановлен, несмотря ни на что, ни на колледж, построенный ни к селу ни к городу на рыночной (Ратушной) площади ни на потуги молодых архитекторов перестроить старый город по своим понятиям красоты и доходности. Только, если все таки будут новострои, их придется сносить, что вызовет дополнительные затраты. Так что лучше оставить старый город в покое до поры до времени, когда общество дозреет до необходимости восстановить корни, без которых невозможно и будущее.
Вот Вы знаете, по-настоящему имеет смысл лишь реставрировать и сохранять уцелевшие старинные архитектурные памятники. Разрушенного не вернуть, точнее - можно построить заново, только это будет новодел. А имеет ли историческую ценность новодел, можно посмотреть на примере Варшавы. Ее старый центр гитлеровцами был взорван, уничтожен до фундаментов, потом отстроен, но туристы прекрасно понимают, что значительно лучше и интереснее с исторической точки зрения съездить в Краков, который сохранился полностью. В Нарве есть сохранившиеся крепость и церкви, этого при столь малом туризме вполне достаточно. Ваше предложение сносить уже существующие здания и строить новодел абсурдно - стройка стоит нехилых сумм, расселение существующих домов тоже, бизнес на это не пойдет ради небольшого числа любителей старины.
Любителей старины очень много и с каждым годом их становится все больше из-за того, что люди задыхаются в коробках супермаркетов и в бесконечном потоке машин, отравляющих всё и вся вокруг себя. Восстановленная тихая, спокойная барочная Нарва привлечет к себе тот поток туристов, которого так не хватает городу, потерявшему свои основные доходные статьи из-за искусственного банкротства основных промышленных предприятий города. Может это и к лучшему, воздух будет чище. Прекрасную предвоенную Нарву надо восстановить любыми имеющимися в современной технике средствами. Разве хуже стала Рига, когда восстановили пряничные здания недалеко от Ратушной площади. Эти здания стали визитной карточкой города! Так и для Нарвы Нижний и Верхний Променад должны стать визитной карточкой. Не трубы ГРЭСов, не фабрики Кренгольма,не телевышка, а здания, которые украшают город с восточной стороны. Это существующие здания: гостиница Ваналинн, здание санэпидемстанции, и здания, которые необходимо восстановить: Дворец Петра Первого, Лаврецовский музей и Коммерческое училище. Анфилада этих зданий будет прекрасно смотреться с Российской стороны, вызывать зависть соседей и привлекать в наш город толпы туристов, желающих не только проскочить по магазинам, но и окунуться в средневековую тишину старых улиц, потренироваться походить по круглой брусчатке,спуститься в средневековые казематы с прикованными цепями к пулеметам стрелками и так далее....
Отправить комментарий