"Замуровали, демоны!": в моржовой осаде
Рассказывает Евгений Басов: А утром мы оказались в осаде. "В осаде" - не фигура речи, всё пространство вокруг домика было заполнено моржами. Мы оказались в самом эпицентре моржового лежбища. Промысловая охотничья изба была построена давно. В те, советские времена моржи выходили в стороне от жилья и не в таком количестве.
Феерическое и сногсшибательное, скажу я вам, по ароматам зрелище. Вокруг всё ыкало, шевелилось, пахло, одним словом жило. Этот праздник жизни стремился к одному - спокойствию и отдыху.
2.
3. Вид из окна
4.
Даром, что морж большое животное, испугать его может каждый, не только медведь или собака, но даже ворон или чайка. Снять осаду, очистив пространство за избой мы могли легко, достаточно было подняв палку (а даже и без палки) идти на моржей пугая их своим видом. Но в этом случае мы создали бы панику и давку. Поэтому мы старались как можно меньше выходить на улицу. Вода у нас была, еда тоже. Мы стали наблюдателями.
5.
6. Боюсь даже представить, что будет если эта малышка вот так положит голову на человека
Странное это чувство - ограничение свободы. Казалось бы ещё вчера ты мог свободно перемещаться, идти куда захочешь. Но особого желания в этом не было. Но как только наступили ограничения в передвижении, сразу захотелось свободы. Ох уж эти качели человеческой психики - ценно не то что есть, а что недоступно.
7. Фотосессия с моржами - любимое занятие во время осады
8. И конечно тактильность. Не знаю как объясняют это поведение психологи, но почти всех животных хочется погладить (разве что гиен трогать не хочется). У моржа шкура мохнатая, а не гладкая, как это кажется со стороны. Биологи говорят, что у моржей и вши даже есть.
9. Бочку катить на моржей - плёвое дело. Щемятся как подорванные.
10. Через несколько минут отступившие моржи возвращаются на свои места и начинают ржать, глядя на "монументальную" баррикаду.
Осада продолжалась два дня, которые по ощущениям превратились в неделю. Потом моржи отступили и у нас появилась возможность свободно выходить из дома. Все вздохнули с облегчением в прямом и переносном смыслах. Подобный массовый выход по многолетним наблюдениям биологов бывает раз в год. Но кто же знал, что 2017-й особенный год? Впереди нас ожидали новые испытания.
Моржи выходили из моря весь день и к вечеру снова подошли к домику.
- Неужели снова? - удивлённо сказал биолог Кочнев, подразумевая, что мы снова окажемся в осаде, - Такого никогда ещё не было, чтобы моржи дважды за сезон окружали дом.
Чтобы исключить ночные дежурства, вход в сарай мы забаррикадировали брёвнами и бочкой.
Кольцо замкнулось вечером. Об этом известил глухой но мощный удар по дому. Дом содрогнулся. В этот раз осада воспринимается уже как нечто обыденное, "Ну подумаешь, снова моржи на расстоянии вытянутой руки, эка невидаль". Но моржи всё-таки удивили, причём дважды.
Массовый выход моржей на лежбище происходит ночью. Перед тем как улечься они долго и громко орут и фехтуются клыками. Возня моржей нас не волнует до тех пор, пока они не начинают "долбить" по дому. Наши слабые места - окна и дверь. Единственное окно защищено ставней, хлипкую дверь, ведущую в предбанник подпираем досками. Сарай вообще без двери, но даже если моржи прорвут оборону это будет на так печально, как если они заберутся в предбанник или выдавят окно. В крепости нашего жилища мы уверены. Бам, бам - раздаются удары о стену. Ну, почти уверены.
Выхожу на перекур в предбанник. Что такое? Кто-то фыркает в технологическое отверстие вырезанное для выхлопных газов генератора. Мать моржиха! Морж упёрся усатой мордой прямо в отверстие и выхлопная "дышит" прямо ему в "лицо". Морж ничуть не смущён, только изредка подёргивает усами-вибриссами. Глажу морду - ноль реакции, только ноздри-клапаны, изредка открываются и закрываются. Видимо место кассовое, потому что и утром толстомордый преспокойно спал в том же положении (правда уже при выключенном генераторе).
2. Морж упёрся мордой в технологическое окошко для выхлопов генератора
3. Обязательно нужно потрогать
4. ..доброе утро усатый герой, доброе утро тебе и таким как ты..
Утро было доброе и удивительное. Моржи высадили ставню, но сделали это аккуратно не задев стекло - это было добро. Удивительное нас ждало в сарае. Заграждение натиск моржей выдержало, но ластоногие нам подкинули сюрприз. Это был моржонок. Как его "закинули" в сарай осталось загадкой, такой же как что теперь с ним делать? Моржонок весил килограммов 80. Вытолкать обратно теоретически мы могли, но это означало почти верную смерть, раздавят сородичи.
5. Наш фронт
6. Моржонок
Внешний вид малыша был печальный: в струпьях, порезах, ранках. Общее состояние моржонка можно охарактеризовать как вялое. Он с трудом поднимал голову, пассивно реагировал на контакты (когда его трогали). Что произошло с его мамкой мы не знали. Здесь ли она или её задавили. Моржонок сразу получил имя, Сирота. Учесть таких сирот плачевна, если мать погибает, малышу тоже смерть. У моржей нет инстинкта вскармливать чужих детей.
Через какое-то время моржонок забился в угол и уснул. Периодически он просыпался, звал мамку и снова затихал. "Надо его покормить", - решил я. И под скептические высказывания Анатолича сделал из пластиковой бутылки поилку. Соски не было, поэтому пробил в крышке несколько маленьких дырочек, налил молока и пошёл становиться приёмным мампапой. Пару лет назад, в Лорино я видел, как вскармливают моржонка. Его отловили для зоопарка. У мужчины, который занимался вскармливанием, была большая бутылка с соской, в которой была специальная молочная смесь. Моржонок вертел головой, отказывался от еды, но мужчина насильно вставлял соску ему рот.
Мой родительский гуманизм был категорически отвергнут. Я тыкал бутылку в рот моржонку, поливал его морду молоком, но Сирота отворачивал голову. Я не прекращал попытки, тогда моржонок начал бодать меня головой и даже делать выпады. "Ну не хочешь, сиди голодный", - сказал я.
- Что я тебе говорил? - сказал Анатолич, когда я зашёл в дом, потом с лукавой улыбкой добавил, - Единственный вариант, обмакнуть палец в молоко. Палец он сосать будет.
Нет, я не настолько гуманист.
7.
8.
На волю мы его выпустили на следующий день. Для этого мы немного отогнали моржей от избы. Через какое-то время Сирота смешался с сородичами и о его дальнейшей судьбе мы не знаем.
Вторая ночь также прошла в стенобитных попытках моржей проверить на прочность наш домик. Во второй день второй осады мы с Максом решили опытным путём проверить одно средство, которое, в случае удачного использования, получило бы название "Стоп-морж". У нас были перцовые баллончики для отпугивания медведей. Идея заключалась в том, чтобы обрызгать газом доску и положить её на баррикаду. Моржи понюхают и не будут штурмовать заграждение. В теории всё выглядело превосходно.
Я захожу в сарай, на расстоянии вытянутой руки, совсем капелюшечку, прям чуть-чуть, пшикаю на доску и забегаю в предбанник, для того чтобы выждать паузу, чтобы газ улетучился. Не прошло и десяти секунд, как мы начали кашлять. Забегаем в дом. Не помогло, в доме резь в горле усилилась. Не критично, но дюже не приятно. Однако, едрёная вещица! Подождав минут десять выходим с Максом в сарай. Беру палку тычу в моржа. Морж уткнулся в палку и начала глубоко втягивать воздух, так как будто на палке был не перцовый газ, а запрещённые, но очень "вкусные" препараты. Морж втягивал воздух с таким удовольствием, что мы с Максом покатились со смеху.
Итоги эксперимента: моржи плевать хотели на запах перцового газа, на выхлопы работающего генератора, не говоря уже о человеческом запахе. Хотя человеческого, в нашем запахе, уже давно не было.
- Когда возвращаюсь с поля, - говорит Макс, - я два раза парюсь в бане. Верхний эпителий нужно просто соскребать, запах въедается в кожу.
Как и во время первой осады, вторая завершилась на третий день. Мы снова свободны!
9.
Комментарии
Отправить комментарий