Защита детей по-европейски: изъять ребенка могут у любого; власти заявляют, что защитники детей сгущают краски
Члены некоммерческой организации «Родители Эстонии» считают, что в Эстонии раскручивается колесо ювенальной юстиции. Официальные лица утверждают, что «Родители» сгущают краски. «Родители Эстонии» в конце января провели акцию протеста против службы опеки Норвегии, забирающей детей из семей по непонятным причинам. Подобные акции против ювенальной юстиции прошли в начале года в 30 странах, пишет "Столица"
Надуманные предлоги
«Мы не хотим, чтобы система защиты детей в Эстонии работала так, как в Скандинавии. Новый Закон о защите детей создавался по норвежской модели. Ежегодно в странах Европы тысячи детей и родителей разлучают по надуманным предлогам. Европейский комитет по петициям завален жалобами на службы опеки, нарушающие права детей и родителей. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, признающую наличие проблемы»,- говорилось на мероприятии.
Приживется ли ювенальная юстиция в Эстонии? Есть ли риск того, что и в Эстонии начнут изымать детей из семей? Эти вопросы «Столица» задала представительницам «Родителей» Анастасии Рая и Марии Нисрединовой.
«Если ничего не предпринимать, то да. С принятием закона, государство фактически забирает себе часть родительских прав, намеренно умаляя роль родителей в жизни ребёнка и расширяя свои права на вмешательство в семью. Исчезло право ребёнка на своих родителей(!). Не ясно, что есть нарушение прав детей, а что нет. Законодательная база для произвола уже есть: канцлер права подтвердил, что закон позволяет вольное трактование некоторых понятий. Это вызывает беспокойство», - следует ответ. И тут же приводятся примеры обращений в организацию, свидетельствующие о том, что опрометчиво считать, что соцслужбы вмешиваются только тогда, когда это действительно необходимо.
Мать-одиночка, чей ребенок пострадал от врачебной ошибки, предъявила претензию медикам, тут же ее навестили социальные работники. Визит был внезапный и носил запугивающий характер: грубо осмотрели руки (искали следы уколов), заявили, что шестимесячный (!) ребенок не должен спать в одной комнате со взрослыми. Женщина отозвала жалобу, посещения сразу прекратились.
Другой пример. Отец, готовый заботиться о своём 4-месячном сыне, может потерять его из-за бедности. Семья проблемная: мать отказалась от ребёнка и лишена родительских прав, родственники с обеих сторон не проявляют участия. Ребенок никому, кроме отца, не нужен. Мужчина работает в три смены, чтобы иметь возможность платить няне и оплачивать коммунальные счета. Вместо того, чтобы помочь, у него хотят отобрать родительские права», - рассказывает Анастасия.
Верхушка айсберга
«Почему нас не информируют о том, что от нас, как от родителей, ждут? Почему Министерство социальных дел скрывает критерии изъятия ребенка из семьи?» - задается вопросами Анастасия. «Если вы сомневаетесь, что маховик ювенальной юстиции раскручивается и в Эстонии, обратите внимание на понятие «замещающий дом». Обычное пособие на ребёнка - 50 евро в месяц, а пособие на ребёнка в замещающем доме около 1300 евро в месяц. Как наше бедное государство может позволить себе такую щедрость? Эти деньги приходят из фондов Евросоюза, который предпочитает поддерживать не родные, а замещающие семьи. Интересно?» - дополняет Мария.
При этом государство не очень хочет или не умеет помогать эстонским семьям, пострадавшим от произвола опеки в других странах. У всех еще в памяти история Давида, которого социальные службы Шотландии забрали у родителей и передали в приемную семью, даже видеть ребенка какое-то время было запрещено. Пока история не стала достоянием СМИ, семья целый месяц боролась в одиночку. Чиновники различных ведомств отфутболивали их, так как подобного рода проблемы не входят в их компетенцию, советовали нанять местного адвоката и справляться самостоятельно. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как о нем узнала депутат Европарламента Яна Тоом. Через несколько месяцев мытарств опеку над Давидом смогла получить бабушка, ребенок вернулся в Таллинн, однако чем может завершиться дело в шотландском суде, пока неясно.
В январе СМИ также писали о живущей в Финляндии семье из Эстонии, обратившейся в аналогичной ситуации за помощью к российскому уполномоченному по правам ребенка Павлу Астахову. «Мы расцениваем этот случай как акт отчаяния», - комментируют «Родители», по мнению которых соседняя Латвия ведет себя более ответственно. Свидетельство тому – недавно принятая Сеймом Декларация о защите несовершеннолетних граждан Латвии за рубежом. По данным латвийского МИДа в 2014 году только в Англии было 89 случаев изъятия детей из семьи, в 2015 - 69.
«Надо понимать, что это верхушка айсберга, многие родители не решаются обращаться с бедой к властям своей страны, хотя в таких случаях у людей должно быть право на защиту. Латвийская декларация была принята для того, чтобы остановить поток необоснованного «присвоения» несовершеннолетних граждан Латвии в пользу чужих стран через изъятие детей из семьи, лишение родителей права опеки и принудительное усыновление на территории другого государства. Считаем, что и нашему государству необходим подобный документ, ведь случаи с эстонскими родителями тоже далеко не единичны, просто это не афишируется»,- считает Анастасия Рая.
Семьдесят два часа
Официальные инстанции не соглашаются с точкой зрения «Родителей Эстонии». «Мы неоднократно указывали на то, что представители организации «Родители Эстонии» сознательно предоставляют неверную информацию о вступившем 1 января в силу Законе о защите детей», - сказал «Столице» руководитель службы защиты детей отдела детей и семьи Министерства социальных дел Тыну Поопуу.
По словам Поопуу, новый закон не меняет действовавшие правовые отношения между ребенком и родителем. По-прежнему в силе и прописанные в конституции право и обязанность родителей растить своих детей и заботиться о них. Права и обязанности родителей были обозначены еще в Законе о семье от 2010 года, там говорится среди прочего, что родители выполняют свои родительские обязанности и пользуются правами ответственно, обеспечивая благополучие ребенка.
Что же касается засекреченных инструкций, то их у социальных работников просто нет, и не может быть, поскольку решение об отчуждении ребенка из семьи согласно Закону о семье может принять только суд, опровергает еще один пункт работник министерства. Это происходит только в том случае, когда невозможно помочь другими средствами, не навредив при этом интересам ребенка. Местное самоуправление или Департамент социальной защиты могут забрать ребенка из семьи до решения суда только, если нахождение в семье угрожает здоровью и жизни ребенка. В таких случаях они должны обратиться в суд в течение 72 часов с момента, как стало известно о находящемся в беде ребенке. В Законе о защите детей указано, что без решения суда нельзя забирать ребенка из семьи более, чем на 72 часа.
Естественная среда развития ребенка – его семья, продолжает пояснения чиновник. Обязанность государства - оказывать семьям поддержку, чтобы ребенок мог расти в родной семье. Если родители не в состоянии обеспечить безопасную среду и заботу о ребенке, задача государства – создать такую среду для ребенка в вне родной семьи. При предоставлении замещающего ухода предпочтение отдается решениям, позволяющим обеспечить семейный уход, особенно если речь идет о маленьких детях и детях до трех лет. «На основании Закона о социальном попечении выполняющее обязанности опекуна местное самоуправление передает ребенка, оставшегося без попечения утратившего право заботы о ребенке родителя, на попечение в замещающую семью. Еще раз подчеркиваю, ограничить права родителя может только суд, основываясь на Законе о семье», - объясняет он. По Закону о семейных пособиях на такого ребенка выплачивается ежемесячное пособие в размере 240 евро и все остальные семейные пособия.
Помоги себе сам
На претензии к государству касательно недостаточной защиты прав эстонских детей за рубежом ответила советник службы защиты детей Департамента социального страхования Ли Рюус. Она рассказала, что с 1 января этого года при департаменте создана служба защиты детей, в чьи обязанности входит решение межгосударственных вопросов. Среди прочих обязанностей, служба отвечает на запросы проживающих за рубежом жителей Эстонии по вопросам опеки и правах родителей, а также разъясняет, как в разных странах решаются подобные вопросы.
«Родители способны защитить свои права и сами, если перед тем как отправиться жить за границу изучат необходимую информацию об общественно-правовых нормах этой страны, а при возникновении проблем будут обращаться за помощью к специалисту и прислушиваться к его советам, - говорит Рюус. – Находясь в стране ЕС надо помнить, что нормы семейного права и защиты детей распространяются в обязательном порядке на ВСЕХ, живущих в этом государстве людей».
Хотя служба появилась совсем недавно, за консультациями уже обратилось несколько живущих в Финляндии, Голландии и Германии семей из Эстонии, все они были довольны помощью, с гордостью сообщила советник.
Наталья Ауг, natalja.aug@tallinnlv.ee
Комментарии
В европейских странах вся эта система поставлена на поток.
Те фирмы, компании, учреждения временно размещающие детей получают огромные деньги. Поэтому они будут заинтересованы в изъятии ребенка из семьи.
За любую мелочь, как показали нам наши соседи Фины. Не пустил ребенка погулять - ущемление свободы. Поэтому ребенка нужно забрать от родителей и закрыть под замок.
В Эстонии тоже вкурили что можно денег сорвать и решили пойти по стопам соседей. Наше правительство наплевать хотела на нас и наших детей.
(нашему) правительству вообще на всё и на всех наплевать ................
Пока что не вижу ничего страшного. Изъять можно лишь в случае угрозы для жизни и здоровья ребенка. Шлепок по заду или стояние в углу к таковым не относятся. В 72 часа после изъятия ребенка вопрос будет решаться судом. Заметьте, специализированных ювенальных судов у нас нет, решать вопрос будет обычный судья по гражданским делам.
Вы действительно так наивны??? Относительно суда, так изъятие производится не по решению суда, а исходя из принципа "зашиты прав, свобод, жизни и здоровья ребенка". А по судам Вам придется потом ходить и доказывать, что шлепок - это лишь проявление Вашей любви к ребенку. Вопрос лишь в том, для кого изымался ребенок. В основу положено законотворчество норвежского уровня. В том вся и беда, что ювенальная система вынесена за пределы нормальной судебной системы, она где-то параллельно живет по своим правилам. А посмотрите по небольшим, но многочисленным сюжетам, туда идут закомплексованные и неспособные на самореализацию, довольно жирноватые дамы.
Никуда она в Эстонии не вынесена. Еще раз повторюсь - нужно решение обычного судьи по гражданским делам. Без этого решения ребенок не может быть изъят из семьи на срок более 72 часов. И внешность судьи никакого отношения к делу не имеет.
Отправить комментарий