Жители Нарвы возмущены демонтажом советских памятников
Вечером вторника люди начали собираться около места, где стоял нарвский памятник-танк, несут цветы и свечи, активно сигналят проезжающие машины. "Около 200 человек. Одних машин за сотню. Но все цивилизованно. На месте танка уже клумба", - отметил корреспондент ERR Горпинченко.
Фото: Людмила Хейкинен / Gazeta.ee
На дороге в Нарва-Йыэсуу выложили длинную надпись “16 августа 2022 – помним, не забудем” вместе с маленьким макетом танка. Нарвитяне поделились своими эмоциями и чувствами.
Фото: Людмила Хейкинен / Gazeta.ee
Фото: DMITRI FEDOTKIN | EKSPRESS MEEDIA
Важные для ЭР символы и объекты находятся в Нарве под наблюдением полиции
По словам идаского префекта Тармо Круупа, на месте, где стоял танк, были задержаны два человека, которые вели себя агрессивно, также были случая вандализма. В ближайшее время в фокусе полиции – памятник павшим в Освободительной войне и госучреждения.
Крууп сказал ERR, что ночь прошла спокойно в соответствии с ожиданиями. "До полуночи на месте было довольно много народа, нам пришлось регулировать там движение. Были случаи неправильной парковки и тому подобное, но в общем настроения были спокойными. И все же полиции пришлось задержать двух человек. Один из них подъехал на электросамокате к полицейскому, регулировавшему движению на том месте, где стоял памятник, и стал его оскорблять", – сказал Крууп, добавив, что полиции пришлось применить силу и задержать агрессивного мужчину.
Второй мужчина, по словам идаского префекта, стал вырывать рассаженные на месте монумента саженцы. Его задержали.
По словам Круупа, были также случаи вандализма – портили дорожные знаки. Однако для полиции подобные инциденты не стали сюрпризом, отметил он.
"Наш фокус будет не там, где раньше располагались монументы, не считая того места, где был танк", – сказал он, отметив, что там еще может собраться много людей, а, значит, могут быть и проблемы.
По его словам, полиция будет сфокусирована на важных для Эстонской Республики символах и памятниках. Крууп привел в пример памятник павшим в Освободительной войне, а также государственные учреждения – здание полиции, суда, прокуратуры. "Мы не можем исключать там злонамеренности и каких-то больших или маленьких атак на госучреждения", – заключил Крууп.
Министр культуры: у многих вопрос, что будет дальше
По словам министра культуры Пирет Хартман (СДП), у многих в Нарве в связи со сносом памятника возникает вопрос, что будет дальше.
Пирет Хартман. Автор фото: Ken Mürk/ERR
"В целом могу сказать, что люди, с которыми я общалась, принимают это. Настроения были спокойными. Однако у многих возникал вопрос, что будет дальше", – сказала Хартман в эфире Vikerhommik. По ее словам, у некоторых возникает вопрос, должны ли они будут отказаться от чего-то еще.
По словам Хартман, у многих в Нарве также возник вопрос, с чего начать восстановление доверия и будут ли вообще решаться другие проблемы региона.
Хартман отметила, что в Ида-Вирумаа необходимо уделять внимание темам образования, жизненной среды и утилизации отходов. Также важны темы, связанные с работой, зарплатой и здоровьем.
Ведущий Таави Либе спросил, как достучаться до людей, которые совершенно по-другому видят конец Второй мировой войны, чтобы они, наконец, начали понимать его так же, как эстонцы.
"Проработав в сфере интеграции и адаптации более пяти лет, [могу сказать, что] единого волшебного средства не существует, приходится заниматься разными темами. Тема перехода на эстоноязычное образование уже упоминалась. Для меня также важно, чтобы люди, которые уже получили образование, позаботились об улучшении своего знания эстонского языка. Цель Министерства культуры состоит в том, чтобы сделать доступнее как культуру, так и спорт. Мы, безусловно, должны обратить внимание на то, чтобы больше культурных мероприятий доходило до Ида-Вирумаа, учитывая, что сегодня там всего 20 процентов людей, говорящих по-эстонски", – ответила Хартман.
По ее словам, необходимо также заняться информационным пространством. "В течение 30 лет на жителей Ида-Вирумаа большое влияние оказывали российские информационные каналы. 24 февраля было принято решение, что смотреть эти каналы в обычном режиме уже невозможно. Надо подумать, можем ли мы предложить альтернативы", – сказала Хартман.
Министр культуры сочла важным, чтобы у желающих почтить память своих предков было для этого основное место. "Каким оно будет, станет ясно в ходе дальнейших обсуждений. Но эта тема была на повестке дня как в правительстве, так и в ходе встреч, которые я провела в Ида-Вирумаа", –констатировала министр культуры.
Парочка видео-сюжетов о том, как освещали события западные СМИ:
И снова Юри Кивит:
Комментарии
Как сообщалось ранее, нарвский танк советских времен будут показывать посетителям Эстонского военного музея в Виймси уже на этих выходных.
А по вебке не могли посмотреть
Куда? Скажи адрес
ВИИМСИ, недалеко от Таллинна. Прекрасное местечко. Там ВОЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, и не только.
В прессе об этом есть сообщения. Никто тайны не делает. Это сразу предлагали,
Музей немного в другом месте, по адресу Vehema tee 1a заброшка стоит.
Ленин первый из числа руководителей россии дал свободу и независимость маленькой эстонии. И вдогонок 16 пудов золота. Думаете кто-то спасибо сказал? Не дождетесь.
Это благодарность дедушке Ленину. Если бы Ленин не совершил Октябрьскую Революцию, то не было бы образовано и Эстонской Республики - "Царь бы этого не позволил." Без революции не было бы Эстонии!!!
Ну вы сравнили...
Ленин- это мировой лидер! до которого тебе срать и срать! Ленинские тезисы ещё возродятся в народе! Столкнувшись с демократией, многие, уже сегодня, предпочтут социалистические реалии.
Ну что, наши разлюбезные Нарвские власти, не захотели оставить памятник, убрали его?
Поздравляю! Теперь также каждую неделю будете "демонтировать" НАШИ цветы и клумбы на этом месте.
А также на других местах, где были постаменты.
И пусть полиция теперь не дремлет и день и ночь, охраняет свои крестики и камешки, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями.
Вам же это было ТАК нужно? Вы же этого так хотели! НУ так получайте. И толи ещё будет.
Уже и обычные эстонцы присоединяются к русскоязычным протестам из солидарности.
Нас вся эта ситуация только сплотила.
Что дальше будете делать и что "сносить"? Неугодные головы своих граждан наверное?...
Ну, на самом деле, самовольное высаживание растений - это административное правонарушение. Никто не имеет права высаживать что-бы то ни было на городской земле без разрешения города. Что бы помнить и поминать, нет необходимости устраивать на бывших местах памятников-мемориалов алтари с сотнями свечей и тоннами цветов. Если так необходим физический и душевный выплеск "проявления памяти", то идите в церковь, поставьте свечи, закажите молебен. Сходите на кладбище, уберите заброшенные могилы ветеранов, коих ооочень много на Рийгикюла. Нет же... нужно показушно поставить свечу за 30 центов и полувялый цветок к какому-нибудь мемориалу.
Поставь тоже полувялый цветок к ржавому крестику на берегу (пока он ещё стоит) кто не даёт?...
Там вообще цветов никогда нет. Одни лапухи да крапива.
А ещё ядовитые змеи, как на капище, этот мемориал "охраняют".
Страшно подойти. Поэтому и не ходит никто. Что на самом деле очень показательно.
И сама земля этот крест сатанинский отторгает и не держит. Упадёт скоро.
..."Страшно, очень страшно"... -Поддерживаю полностью! Видно на магилах ветеранов не пропиаришься.
Стало быть город все таки дал письменное согласие на снос.
Понято. Принято.
Ну, на самом деле, самовольный слом - это административное правонарушение. Нужен проект слома, сообщение в строительный регистр, получение разрешения. У специалистов должна быть соответвующая квалификация. И т.д. Не?
Их в каждую литургию поминают. Я разберусь как мне своих героев чтить. Тебя не спрашиваю. Про законы хочешь? Давай. Пока никто не пожалуется, что я высадил своевольно что-то. Никто и внимания не обратит. И даже, если пожалуются, то я перед предупреждением о планируемом предписании, столько оправданий найду, что вся служба охраны порядка департамента хозяйства вместе с нанятым адвокатом вспотеют.
Тебя не спрашиваю
Так ведь и тебя не спрашивают, однако пишешь, да ещё в грубой форме. Тебе можно?
Я никому не давал советов, как комментатор, которому я ответил.
Причем тут городские власти? Обращайтесь к тем, кто это делал, т.е к государственным властям!
Премьер-министр Кая Каллас:
после 24 февраля, когда Россия начала полномасштабную войну против Украины,
советские военные монументы в эстонском публичном пространстве
больше не являются вопросом местного уровня.
Правокаторы не дремлют! А нужны они Нарве?
Ты смотри, правокаторы против - отминусовались?
как я понимаю, силовые поддерживают
Государству нужно от самой Ратуши до реки раскопать фундаменты разрушенной Нарвы и оставить на всеобщее обозрение. Вот это действительно будет память и мемориал о подвиге СССР по "освобождению" Нарвы...
Очень странно. В городе не было немцев, ни одного. И вместо того, чтобы двигаться вперед, эти тугодумы бомбили город и бомбили. И только когда разбомбили полностью, продвинулись вперед. Очень странная история. Да. фундаменты раскопать, флаги на плечи, грязные труханы наизнанку. Где-то уже это было. Да.
Там бомбить то было нечего, все уже разбомбили до них. Читайте книгу "Minu kodu on Eestis"
Еще советую книгу Андреса Адамсона "чему не учили в школе" эстонского доктора исторических наук Mida koolis ei õpetatud. Andres Adamson . Да достаточно сходить в нарвский городской архив и всё встанет на свои места у сомневающихся.
О подвигах "защитников" города я думаю не стоит рассказывать, нормальным людям они известны. Лучше бы государство раскопало этих "защитников" и закопало на кладбище поглубже. Но сейчас такие у государства в почёте, кому могилка, а кому и крест трёхметровый
Бездействие Нарвского горсобрания привлекло внимание зарубежных СМИ.
О каком бездействии ты пишешь? Посмотри видео как проходило нарвское горсобраниеи (15.08.22г.) и кто что говорил, и что сделал для того, что-бы всё памятники снесли!
Поэтому буду голосовать только за КАТРИ РАЙК!
Теперь горсобрания будут на эстонском. Если не разумеешь, то можешь голосовать за кого угодно.
Да хоть на китайском. Все проекты решений и повестка высылается депутатам загодя. Своему депутату я и так бесплатно всё переведу. Обойти эту фигню- как два пальца об асфальт. Не ужели не понятно, что за заседанием наблюдало много эстонцев и они не поняли нихрена. Отсюда резонный вопрос- чем занимается языковая. Побухтят и затихнут.
А что конкретно они, эти сми, пишут ?
А теперь скоро будет сложно понять что сми пишут. Думаю скоро переведут на правильный язык.
Кто помнит историю фашисты заняли Нарву 17.08.41 , а эстонские фашисты через много десятков лет 16.08.22. Буквально день разница преуспели.
Я и не знал. Спасибо!
41-45гг, соответсвенно 22-26гг....ждемс
«По итогам вчерашнего дня можно сказать лишь то, что финал истории с нарвским танком я считаю позором и провалом властей Нарвы, которые не захотели или не смогли сами решить этот вопрос. А компромисс был так близок и реален – танк можно было перенести с видного места у дороги, но оставить в Нарве в музее, раз он так дорог нарвитянам. Коалиция могла этот вопрос решить и без участия оппозиции. Почему-то все важные вопросы можно решить без учета мнения оппозиции, а здесь вот никак не вышло. Скорее всего решение о том, что переносом танка займется правительство, было принято заранее. И власти Нарвы во главе с Катри Райк просто не говорили об этом народу, журналистам и всем наблюдателям. Проще говоря, лгали и вводили в заблуждение. От понимания этого факта, разочарование в правительстве и властях Нарвы еще сильней», – пишет Юферева-Скуратовски.
Так они разрешили. И точка.
пишет Юферева-Скуратовски
А каким боком эта Скуратовски к Нарве вообще? В Нарве мнения есть различные. А тут какая-то Юферева всё про всё знает.
Пропиарилась? Молодец!
ПРОТИВНО!
Юферева-Скуратовски
считает, видно, себя великим политиком, способным все нарвские проблемы решать.
Чего они все суются Нарву комментировать.
Наталия Умарова, заместитель председателя Нарвского горсобрания:
К заседанию городского собрания город уже был готов предоставить вариант территории для временного размещения памятника, а также решался вопрос его транспортировки. Все вопросы и возможные варианты решений обсуждались не только в депутатском корпусе, но и с профильными некоммерческими организациями. К сожалению, достигнуть единого мнения в этом вопросе членам городского собрания не удалось.
В последний момент оппозиция выступила с предложением оставить памятник "Танк" на месте и поручить Нарвской городской управе создать вокруг памятника закрытую территорию.
Такое предложение абсолютно противоречило изначальным межфракционным соглашениям и тому решению, которое правительство приняло неделю назад.
С учетом радикального изменения мнения большей части заседавших в понедельник депутатов
и того, что времени, чтобы оценить возможные последствия предложенного решения оставалось мало, вопрос был снят.
Ну если это правда, то действительно, попахивает обыкновенной попыткой набором очков оппозицией, знающей наверняка, что правительство не упадёт лицом в грязь.
rus err ee 17.08.2022
Журналист ERR Артур Тооман заявил, что нарвские депутаты не смогли принять решение по памятнику-танку, потому что заигрались в политику.
Некоторые оппозиционные депутаты, в частности из Центристской партии, хотят участвовать в весенних выборах в Рийгикогу. Поэтому они посчитали, что им выгоднее будет не участвовать в этом. Выгоднее снять с себя ответственность.
А коалиция не взяла на себя ответственность, потому что у нее на месте просто не хватало голосов.
Отсутствовали четыре человека, и большинство не получалось набрать.
бабушку в голубом платье на пенсию, и на историческую родину
rus err ee 17.08.2022 Наталия Умарова, заместитель председателя Нарвского горсобрания:
К заседанию городского собрания
город уже был готов предоставить вариант территории для временного размещения памятника,
а также решался вопрос его транспортировки.
Все вопросы и возможные варианты решений обсуждались не только в депутатском корпусе,
но и с профильными некоммерческими организациями.
К сожалению, достигнуть единого мнения в этом вопросе членам городского собрания не удалось.
В последний момент оппозиция выступила с предложением оставить памятник "Танк" на месте и поручить Нарвской городской управе создать вокруг памятника закрытую территорию. Такое предложение абсолютно противоречило изначальным межфракционным соглашениям и тому решению, которое правительство приняло неделю назад.
А что вы хотели от внучки эsеsовца?
Власти наивные: думали, убрав танк они и память нашу стерли? Как бы не так! Более, чем уверен, на наш День победы эти места снова будут в цветах! Они могут и законы принять, чтобы не пускать туда людей, и полицией оцепить- полиция рано или поздно уедет, но цветы там будут всегда!
хорошая бизнес идея открыть там павильон по продаже гвоздик
и кто будет торговать? Стальнухин?
Правильно здесь должны быть все едины, слишком важный вопрос решали. Вопрос к оппозиции- для чего вы так поступили? Тем более, что всё с вами было оговорено и вы были согласны? Нарвитяне от вашего поступка в шоке и голосовать за вас не будем!
Очень хорошо по поводу сноса памятников в Нарве высказалась Яна Тоом.
высказалась Яна Тоом
Электорат Яны Томм - русскоязычные жители. Скоро выборы в Рийгикогу, сами понимаете... "ЛОВИ МОМЕНТ"!
В связи с малочисленностью эстонской еврейской общины гитлеровцы решили не создавать для нее гетто, а сразу же перейти к «окончательному решению еврейского вопроса» на территории страны, то есть полному уничтожению. Отряды «Омакайтсе» официально ввели в состав немецкой полиции безопасности и задействовали в этом процессе. В рамках выстроенной немцами системы эстонские формирования возглавил генерал Йоханнес Соодла.
Аресты и облавы начались сразу же. В городе Пярну все мужчины евреи были убиты в первые же дни оккупации, причем по инициативе местных сил самообороны. Позже расстреляли и женщин. В конце августа 1941 года начались аресты еврейского населения Таллина. В Тарту арестованных сначала разместили в бывших казармах, а потом расстреляли на краю противотанкового рва. К 20 сентября были составлены списки остававшихся в стране евреев. Заодно народные «полицаи» искали всех противников нацистского оккупационного режима — коммунистов, советских разведчиков, бывших функционеров Эстонской ССР, отставших в ходе спешного отступления Красной армии.
Арестованных свозили в таллинскую Батарейную тюрьму. По мере заполнения камер мужчин расстреливали, а женщин вывозили в «лагерь смерти» в волости Харку. Глава немецкой полиции безопасности в Эстонии Мартин Зандбергер в своем отчете отмечал такую особенность: антисемитские настроения среди местного населения не развиты, никаких погромов организовать не удалось, эстонцы часто ходатайствуют за освобождение арестованных еврейских знакомых, однако местная полиция, состоящая из тех же самых эстонцев, к декабрю 1941 года самостоятельно арестовала и казнила всех оставшихся в стране евреев, проявив немалое рвение.
Таким образом, Эстония стала первой в составе рейха территорией, которую нацистские идеологи смогли объявить «юденфрай», то есть свободной от евреев. 31 января 1942 года Зандбергер рапортовал в Берлин, что оставшиеся в тюрьмах Эстонии евреи были казнены. Однако на этом холокост в республике не закончился.
Фабрика смерти
С осени 1942 года нацисты занялись организацией в Эстонии «воспитательно-трудовых» лагерей. Туда планировали привозить евреев из Литвы, Латвии, Чехословакии, Германии, Польши, Венгрии, Румынии и Франции. Задачи по охране территории и конвоированию заключенных возложили на «Омакайтсе». Большую часть этих лагерей сосредоточили в местности Ида-Вирумаа на северо-востоке страны близ нынешней границы с Россией. Там немцы планировали возродить сланцевую промышленность. Сколько всего евреев отправили в эстонские лагеря смерти — неизвестно до сих пор, специалисты полагают, что счет может идти на десятки тысяч.
Один из самых крупных в Эстонии концлагерей — Клоога — открылся в 1943 году. Его охраняла сформированная из эстонцев полицейская рота. Бывшие узники вспоминали о жестоких наказаниях за малейшие провинности: людей оставляли без пищи на двое суток, привязывали к столбу зимой на несколько часов или били специальной плеткой со стальным стержнем.
По свидетельствам уцелевших заключенных и местных жителей известно, что в Клооге за один только день 19 сентября 1944 года, когда немцы отступали под натиском Красной армии, было уничтожено около трех тысяч человек — военнопленных, уклонившихся от армии, евреев. Утром того дня в Клоогу прибыли бойцы зондеркоманды СС и сообщили заключенным, что лагерь будут эвакуировать. Их разбили на группы. Первую отвели в лес и расстреляли. Оставшиеся поняли, что их ждет, и попытались бежать, но были убиты на месте. Погибли около двух тысяч человек, спаслись только 84 узника.
rus err ee 10/08/2022
ИНТЕРВЬЮ | Михаил Стальнухин
- Сейчас всё-таки кажется, что танк уберут. Вы - представитель оппозиции, как вы ведете себя в ходе обсуждения этого вопроса?
- Танк не должен стоять на берегу реки. Мы сделаем его музейным экспонатом и установим в другое место. Но это должно быть наше решение. Лично я не хочу повторения Бронзовой ночи. По моему мнению это лучшее решение.
- То есть вы поддерживаете решение Катри Райк?
- Это никакое не решение Катри Райк. Это решение большинства нарвитян.
rus err ee 10/08/2022
ИНТЕРВЬЮ | Михаил Стальнухин - Да, прям по Пушкину- "голыми руками не возьмешь, да за пояс не заткнешь."- вывернется!
А вы говорите центристы виноваты. Не думаю.
"Не думаю"
Вот это честно. Самокритика приветствуется!
Конечно всё это было ужастно и война всегда плохо. Но к чему ты это написал? Сейчас в Эстонии много евреев, татар, русских, украинцев и др.нац-ей даже в РИГИКОГУ. Памятники переместили, что не так. Для одних они одно, а для других горе. И за всех людей в Нарве нечего здесь писать. Лично я пойду в церковь и помяну павших!
Сходи помяни. Только это мало. Этот Танк, как и другие памятники были символами освобождения от дьявольских намерений нацисто для ВСЕЙ Европы. И потому малодожены приезжали к Танку и другим памятникам, чтобы сказать спасибо за то, что мы все живы и показать, что начинается новая семейная жизнь, благодаря Вам, отдавшим свои молодые жизни.
Жаль, что некоторые, как оказалось, такие дебилы, что не понимают этого. А может притворяются. Ну ничего придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра!
"Ну ничего придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра"!
И мы не будем оскорблять других, называть их дебилами.
А что касается памяти, то память от танка не зависит.
Или Вы считаете, что если в каком-то населённом пункте нет памятника "Танк", то и память у жителей отсутствует?
Странные, однако, умозаключения.
Ну ты точно дебил! Не буду тратить на тебя свое дорогое время. Свободен!
Съезди на Сааремаа. Там установили дубовый крест в честь лесного брата Эльмара Ильпа. Поклонись в пояс.
Ты благодари эстонские власти, что можешь пока сходить в церковь и поставить свечку! А то скоро и их прикроют. Уже намекают, что в Нарве и Ида-Вирума скоро будут закрывать Православные храмы. Официальная версия " из-за ремонта дорожного покрытия и реновации улиц" . Не официальная конечно же весьма прозаичная - чтобы " ватники не кучковались и не сговаривались".
Так что весь дурдом и сатанинский ужас ещё впереди...
незвзоровщина докатилась и до Эстонии
Кто намекает? Подскажите источник. Спасибо.
Да... Слушал вчера интервью Стальнухина 4-му радио: увертливый, не даром столько лет в политике. Всех "построил": и коалицию, и Катри Райк, и, даже, журналистку, которая у него интервью брала. Все кругом виноваты, кроме него.
увертливый - это очень дипломатично сказано!
Скользкий. И всегда выходит сухим из воды. Сотоварищей скольких судили...
Говорят, что Бог долго терпит, да больно бьёт. Может, и на Стальнухина ЛИЦО СВОЁ обратит.
Маловероятно, что правительству неизвестна деятельность Стальнухина.
походу даже приветствуется
rus err ee 17.08.2022 Журналист ERR Артур Тооман:
Некоторые оппозиционные депутаты, в частности из Центристской партии, хотят участвовать в весенних выборах в Рийгикогу.
Поэтому они посчитали, что им выгоднее будет не участвовать в этом.
Выгоднее снять с себя ответственность.
А коалиция не взяла на себя ответственность, потому что у нее на месте просто не хватало голосов. Отсутствовали четыре человека, и большинство не получалось набрать.
С точки зрения игры в политику, больше от того, что произошло, выиграла нарвская оппозиция.
Я предполагаю с большой долей вероятности, что в ближайшее время будет выражен вотум недоверия как Катри Райк, так и председателю Нарвского горсобрания.
Отправить комментарий