Жизнь российского политического беженца в Эстонии в авторских цитатах
В этом году заканчиваются три года политического убежища, которое предоставила Эстония Савве Терентьеву, призывавшего у себя на родине в России сжигать неверных ментов.
Давайте полюбопытствуем, как менялось настроение беженца за эти три года в Эстонии.
Для начала выдержка репортажа 2011 года:
"На вопрос, чем молодые люди из России собираются заниматься, получивший политические убежище ответил, что пока сказать наверняка — сложно"
«Пока мы держимся на плаву. Я играю на рояле, жена занимается изготовлением кукол. Кстати, выбор пал на Таллинн еще и благодаря тому, что у жены было приглашение в Эстонский дом авторской куклы на организацию персональной выставки и на проведение мастер-класса». Эстонский язык супруги уже начали учить. На вопрос о сложности нашего государственного языка Терентьев сказал: «Нормально, язык как язык. Хороший язык, великий»."
А теперь ниже самые любопытные авторские выдержки из блога господина Терентьева.
Люди, которые до сих пор мне попадались в Эстонии, говорят преимущественно об искусстве и детях. Даже когда я побывал в семье одного видного эстонского политика, речь шла именно об этом. Так что, ребята:
***
Случилось то, чего я так давно ждал — явились соседи! Диалог состоялся такой:
- Tere!
+ Здравствуйте.
- У вас играют?
+ У нас.
- Вы играете?
+ Я.
- Уже надоело. Целыми днями!!!
+ Да вы что, я сел час назад, от силы.
- Не знаю, целыми днями, с утра до вечера. (Это она говорит после 3 дней молчания, ибо приезжали родственники жены, а при них я не любитель там…) Надо как-то договриться.
+ Хорошо, давайте договоримся.
- Нет, ну у меня отпуск.
+ У меня тоже отпуск.
- Надо что-то делать. Не играть хотя бы в субботу и воскресение (А я как раз в эти дни молчал)
+ Хорошо. Я согласен и желаю пойти вам на уступку, надо прийти к компромиссу.
- Нет, ну я не знаю. Мне жить мешает, мы, вот, там , наверху (Сама на каблуках в хате рассекает по-ночам — скорее всего она)… Если у вас тут студия, надо заглушать.
+ Понял, хорошо, что-нибудь придумаем.
Занавес.
Ситуация подозрительная. На втором этаже ежедневно перфоратором долбят. На первом за стеной объединяют две квартиры в одну — ломают стены и тоже перфорируют. Наверху музон колбасит, и пляски всякие на каблуках.
Честно сказать, мне вообще положить на то, что и кто делает в соседних помещениях. Меня только не трогайте. В нашей квартире, конечно, бывает громко, но максимум часа 4-5 в сутки. Мне кажется, это вполне демократично.
Завтра буду в полиции — заодно поинтересуюсь, как быть.
***
Тут, в Таллине, крайне редко можно увидеть мамашу с одним ребенком. Обычно с двумя-тремя, и, как правило, с разницей года в полтора-два (между детьми). Иногда попадаются семьи с четырьмя и более. И это в столице. На хуторах бабы, поди, всю жизнь рожают.
Еще в городе часто можно уловить дровяной запах. Домов с печным отоплением не меньше трети.
А на один из немногочисленных трамваев украшен рекламой Театра оперы и балета.
Население в 1,75 раз больше, чем в Сыктывкаре. Площадь — в 1,05 раз. Широта почти одна: 59°26′00″ (Таллин) и 61°40′00″ (Сыктывкар).
Бензин в два раза дороже, чем в Сыктывкаре. Недвижимость не дешевле. Преподаватель арфы в музшколе зарабатывает 1000€ за пять месяцев (честно сказать, не знаю, какая нагрузка у нее). Настройщик фортепиано работает в трех местах и получает 1000€ в месяц. То есть зарплаты примерно те же.
Все это умиляет.
***
Три часа назад, на 22 часу родовой деятельности, моя дорогая Аня родила мальчика.
Валюсь с ног.
***
Звонил сейчас в горячую линию ВТБ24. На мне и жене висят по паре карт, которыми мы не пользуемся, но с которых скоро должны списать абонплату. Дозвонился сразу же. Трубу берет какая-то уставшая тетя, и интонационно речь ея как бы намекает «Хул. надо?»
— Мне — говорю — надо закрыть пару карт.
— Что?
— Надо закрыть пару карт.
— Что?
— У меня есть пара банковских карт. Мне надо их закрыть.
— Что сделать?
(Тут я немного подумал и понял, что «неправ».)
— Мне надо заблокировать пару карт.
— По какой причине?
— Я покинул пределы РФ и, вероятно, никогда в них не появлюсь.
— Тогда вам нужно явиться в отделение банка и написать заявление.
(Это меня уже окончательно поставило на место. Я осознал, что разговариваю с русскими из РФ)
— Я же говорю вам, что больше не появлюсь в России. Что делать?
(Спросила все мои данные, сказала «Минуточку!», заиграл сладкий кабацкий саксофон…)
Занавес.
***
Не знаю, почему, но сегодняшний суд задел меня за самое живое. У меня просто нет слов. Смотрел и слушал трансляцию почти сначала. И что-то мне это все напоминало. Я сам прошел через подобный бред. Только у девок все было в разы бредовей. И это ужасно. Возможно, они сами не особо парятся, как и я сам когда-то не парился. Просто встретил суд, как какой-то этап в жизни, через который суждено пройти. Но невыносимо печально то, что в России не видно конца всему этому дерьму. И Pussy Riot — не последние.
Я не следил ни за ходом следствия, ни суда. Все, что я знал — это ролик на ютубе с беспонтовой, на мой бычий взгляд, песней (которую я уже успел почти полюбить), но отличнейшей акцией, которую я поддерживал стопроцентно с самого начала. Многие говорят, что бабы — дуры и прочее, но я даже не считаю и изначально не считал их поступок хулиганством, или вообще чем-то плохим. Потому что сплясать в главном храме РПЦ, такой, какой она является сейчас, на мой опять же недалекий, вульгарный взгляд, — все равно что, сплясать в сельском сортире. Можно только посмеяться, и попросить, чтоб повторили.
Моя натура отказывается понимать людей, которые работали на обвинение. Я просто не догоняю, что должно двигать человеческим материалом, чтобы он взялся за разбор такого дела. Что? Деньги? Уважение? Чувство долга? Удовольствие? Что? Объясните!
И иногда мне кажется, что я должен быть рядом с людьми в подобных ситуациях. Как-то помогать им, поддерживать их, быть с ними в одном строю. Потому что я люблю Россию, и когда-нибудь я хотел бы снова там жить. Но могу ли я?
Наконец, хоть официальные церковники как бы лишь наблюдатели в этом деле, невозможно не возмутиться тем, что они просто-напросто не справляются с задачей, которую сами на себя взвалили — христианским воспитанием паствы. Если бы я был хулиганом, и не следил за кармой, то я бы поссал на могилу этой Русской Православной Церкви. С другой стороны, я все время спрашиваю себя — а не дана ли нам такая церковь, как испытание нашей веры?
***
Второй уже за квартал раз еду на автобусе Таллин-Вильнюс. Объявления делаются (в порядке очередности) на русском, английском, а затем уже на языках трех прибалтийских государств. Всё для нас.
***
Один год в Эстонии. Хорошо-то как!
***
Позвонила мне сегодня девушка с Русской службы BBC. Очень приятно говорила по-московски. Вообще меня радует московский говор; всегда обращаю на него внимание, когда слышу какое-нибудь Эхо, слушать его приятно. Он музыкален. Но не об этом речь.
Начала она рассказывать про Календарь (а я как раз утром про него узнал), и как-то перешла на обсуждения Календаря в блогах. И спросила, „как человека известного“, моего мнения о том, что блогосфера опять становится платформой для оппозиции.
Как-то адекватно отреагировать на вопросы я не мог, ибо по жизни я мужчина медленный, и во многом уже отсталый, да и Господь не наградил меня даром слова. Поэтому сказал ей, что блог веду крайне редко, и вообще сейчас не при делах.
***
Не реже раза в неделю слышу пьяное русское пение под окнами. Мы живем как раз в таком месте, через которое многие славяне добираются до дому. Типа в корридоре. Но сейчас (о, чудо!) какая-то нетрезвая эстонка бальзаковскаго возрасту спела. Väga meeldiv.
Иногда еще приходиться ездить в такси. Так как я по натуре туп и ленив, и, отчасти тоже славянин, вызывать его по-эстонски не получается. Говорю на родной мове. Приезжают в таком случае таксисты русскоговорящие. И сегодня, вот, пришлось заплатить за свое раздолбайство прослушиванием «Русского радио». В такие моменты завидую тем, кто по-русски, как я по-эстонски.
***
Не могу отказать себе в удовольствии рассказать о том, что я уже знаю об эстонских песнях. Их знаю я штук десять, но по тексту помню три. Первая, конечно же, это гимн. Он, как и наверное большинство гимнов, о том, как «лучше страны не найти». Вторая песня называется «Haned Kadunud», что переводится, как «потерянные гуси», и песня о том, как все пашут: кто на полях, кто по дому, кто еще где-то, а у меня, мол, работа простая — я пасу гусей... и в итоге главный герой этих гусей теряет, ищет, находит. Песня относится чуть ли не к дохристианской эпохе, ко временам так называемых runolaul — руно-песен — отличительной особенностью которых является то, что каждая строчка повторяется дважды (вот, например). Она у меня есть на диске (а диск — на полочке) замечательного эстонского композитора Вельо Тормиса.
О третьей песне и её тексте я недавно услышал от заместителя посла Великобритании в Эстонии. Парень этот до Эстонии несколько лет проработал в Москве, пожил с русской девушкой и, без преувеличений, в совершенстве овладел русским языком, даже практически избавился от акцента. Русским матом он иногда пользуется, и у меня ни разу не было ощущения, будто он делал это не к месту. Так вот рассказывает он мне, что по телевизору, тут в Таллине, он увидел-услышал популярную эстонскую песню «Мul on jumala pohhui», что переводится на русский язык, как «Господи Боже, как же ж мне pohhui». К слову скажем, молодые эстонцы не реже молодых русских ребят пользуются русским матом, но, естественно и к сожалению, не понимая ни его сути, ни места применения. Удивительно, что и на эстонском телевидении работают такие же молодые духом люди, что пускают такое в эфир на всю страну.
***
Из всех радостей жизни, всегда приоритетными были сама колбаса и трача денег на нее. Страшно представить жизнь людей во времена дефицита. Слыхал еще остались места на планете, где радостей поменьше. Но мы прикроем на это глазки.
***
"Разогревал сейчас какой-то праздничный съезд работников эстонского sotsiaal ministeerium, в недешевом таллинском ресторане не крыше. Фуршет и все дела. С министерством этим я малость знаком, потому что лица в статусе ожидающих решения по убежищу находятся как раз на его попечительстве. Вся медицина, страховки, например, им же и оплачиваются. Выглядят местные чинуши вполне прилично, ухоженно, но не лощено. Много улыбаются, смеются, шутят, вместе с выступающими начальниками. Хотя, как замечаю, есть и скучающие. Наверняка, кто-нибудь из них подворовывает, как получается. Наверняка есть те, кого в России зовут сволочами чиновничьими. Но не тошнит от этого собрания. Есть ощущение, будто собрался коллектив, просто работающих, а не просто распиливающих, людей, наделенных небольшой властью, и имеющих доступ к чужим деньгам. Кагбе, смотрю на них совершенно спокойно. В России бы от харь уже закипало б внутри."
***
Халтурил сейчас в гостинице. Рояль в фойе, постояльцы отдыхают, выпивают, типа слушают живую музыку. Свинговал на пределе своих возможностей, и было мне так хорошо! Но минут через 20 после начала (я как раз решил несвингованый медлячок сыграть) подходит дама совсем преклонных лет и начинает, как я понял по интонации, отчитывать меня на эстонском языке. Я рта не раскрываю, продолжаю играть, глядя на нее. Она говорит-говорит, и с ее слов я разобрал лишь «танго» и «вальс», после чего она сказала еще буквально одну фразу и начала гримасничать, да с непереводимыми, но ясными, как божий день, словами «бэ-бэ-бэ» стала трясти запястьями, как бы изображая меня брякающего. И была такова. На мгновение задумался я о своей профпригодности. Но смог прогнать эти мысли и в душе посмеялся.
***
В конце июня совершил вторую попытку стать студентом джазового отделения Эстонской Академии Музыки да Театра. И на сегодняшний день я — дважды не справившийся со вступительными экзаменами. Однако, в июне же я параллельно поступил в Таллинское музучилище имени Георга Отса.
Много лет я думал куда-то поступить. В России не делал этого из-за опасности угодить в сапоги, ибо обе отсрочки от армии были использованы во время бессмысленной учебы в Коми Пединституте. Как помнится, об учебе в музучилище я начал подумывать еще за пару месяцев до того, как был отчислен из числа студентов КГПИ, но не хватало смелости подвергнуть себя риску не поступить с одной стороны, с другой — усидчивости подготовиться ко вступительным экзаменам.
Разница между академией и училой в том, что в первой не так жестока языковая среда, и можно все 3+2 года проучиться на английском. (Эстонцы, как известно, очень любят свой язык, и, мне говорили, не переваривают акцента. Даже американец с эстонскими корнями, с которым я работаю, и который превосходно владеет эстонским, говорил мне, что с ним никто не говорит по-эстонски из-за его акцента (Nota bene: акцент у него не русский!). Но это дело сугубо эстонское, меня не трогает. Так вот, в академии учится очень много выходцев с Азии, которые, естественно, платят за учебу в районе 4500€ в год за человека. Ну а раз платят, то можно и по-английски поговорить.
***
Так жизнь распорядилась, что, кажется, я не научился принимать решения — обстоятельства, как правило, просто указывали мне что делать. Иногда я сильно сомневаюсь, что «занятия музыкой» это то, что мне нужно. Сомневаясь, помню, что все остальное я делаю гораздо хуже, а то и вовсе не умею ничего более. В связи с чем вопрос: я продолжаю старое и не начинаю ничего нового, потому что я трус, или я не берусь ни за что новое, потому что, не рыпаясь, храбро несу свой крест?
***
Сегодня за игру на рояле получил ровно 400 (четыреста) евро чаевых. Ваху.. Мог бы получить больше, если б сыграл Отель Калифорния. Не стал - не был уверен, что сходу вспомню.
***
пить — очень грустно. особенно когда ничего с этим не можешь поделать. я знаю, что последний конец этой пьяной эпопеи близок, но остаются еще какие-то дни. и плакать, и слушать последнего Гласпера — там где Мешель Ндегеочело поёт «ооооу, суииит дивоушен». голова болит. и вообще тухленько как-то. пойду похмелюсь — ягермайстер в кармане должен был остаться. и Мотя плачет. халёсий. люблю его. растафарай!
***
В эту дивную ночь я вновь спрашиваю себя: «Саввик, милый, почему ты всё время думаешь о прошлом? О старыx связяx, в основном, добровольно утерянныx. О старыx интересаx и ощущенияx. Почему? За что?» Будто состарился, не успев повзрослеть.
***
В Таллине первые заморозки, кстати: −19°С. Снег выпал лишь полторы недели назад. Ученики как-то начали ходить нестабильно. Настроения неоднозначные. На родину тянет. Короче, год по всем приметам начинается лютый....
Комментарии
Полиция объяснила задержание Толоконниковой и Алехиной
Вместе с Толоконниковой и Алехиной, по словам Попкова, задержали 12-15 человек, в том числе журналиста "Новой газеты" Евгения Фельдмана. Надежда Толоконникова рассказала, что в Сочи активистки приехали, чтобы провести серию акций, а именно выступить с песней "Путин научит тебя родину любить".
Повесится он. Слобак. Только языком трепать без ответа за свои слова, а когда прижали хвост сразу заныл.
Его не прижали, его здесь отжали и выбросили, как ненужную шелуху.
Ну вот, ещё один полит. беженец! В писстонии видимо своих прид-ков мало.
Мелкий, видать, человечишка, коль скоро язык нации, не сделавшей абсолютно ничего в общемировой истории и культуре, для него великий. Не выдержал русского величия. Впрочем, он ведь нерусь, коми по национальности, финноугр. Таким не дано нас понять.
Отправить комментарий