Золотая жила: аргиллит может сделать Эстонию такой же богатой, как Норвегия
Экс-министр окружающей среды Кейт Пентус-Розиманнус, которая ранее выступала против исследования недр земли, неожиданно изменила свою позицию и отправила ходатайство для выделения денег на изучение запасов газа. Если дойдет до промышленного производства, Эстония может стать такой же богатой, как Норвегия, пишет "Delfi.ee" со ссылкой на Eesti Ekspress
В 2012 году министр окружающей среды Кейт Пентус отправила в госканцелярию письмо, в котором ходатайствовала о выделении 54 000 евро на изучение запасов газа в Эстонии. Бумага, содержание которой для стороннего наблюдателя совершенно невинно, переполошила исследователей. Один геолог отказывался верить, что она существует до тех пор, пока не увидел собственными глазами.
Почему такая бурная реакция? Потому что Пентус раньше выступала против подобных исследований, объясняя свою позицию возможным ущербом для природы и подземных вод. Иначе она и не могла, потому что ”фосфоритная война” и желтые футболки до сих пор не исчезли из коллективной памяти эстонцев. Тогда даже советской власти не удалось противостоять народу, и политики помнят об этом очень хорошо. Даже испытания в области бурения, не говоря о добыче, на протяжении всего периода восстановления независимости были табуированы.
Теперь тот же политик выступает за исследования. Почему? Ответ есть: деньги. Очень много денег.
Запасы газа, которые хотела исследовать Пентус, находятся в недрах земли в виде глины. Эта глина может сделать Эстонию богатой, как нефть принесла богатство в Норвегию, говорят сразу два человека. Но следует отметить, что тема крайне чувствительная, даже огнеопасная — в прямом смысле слова. Может возникнуть противостояние сравнимое с ”фосфоритной войной” 1980-х.
Слой глины в недрах земли Эстонии называется аргиллитом. Его залежи можно найти на четверти территории Эстонии, на глубине 10-90 метров — самый толстый слой в Ляэнемаа. На северном побережье он залегает прямо под поверхностью земли. В недрах земли Эстонии может быть до 70 млрд тонн аргиллита.
Первоначальная идея предусматривала, что в земле следует пробурить дыры наподобие колодцев для добычи питьевой воды. В скважину запускаются бактерии и питательная смесь, после чего следует лишь подождать, когда бактерии начнут разлагать останки древних морских животных. В процессе разложения будет выделяться биогаз — метан. Газ нужно будет извлечь из скважины. На метане могут ездить машины, его можно сжигать в котельных. Микроорганизмы в недрах земли станут производить чистые деньги.
Впрочем, не все так просто. По словам профессора геологии Тартуского университета Калле Кирсимяэ, в Эстонии проблемой являются подземные воды — они проходят и над аргиллитом, и под ним. Если слой аргиллита разрушить, высвободятся редкоземельные металлы, а также радиоактивный уран — и куда они попадут, неизвестно.
По словам проректора по развитию Тартуского университета Эрика Пуура, темой докторской работы которого был поиск решения самовозгоранию диктионемового сланца, бактерии в скважинах не будут разлагать останки древних морских животных. Для начала, камень нужно разрушить, иначе бактерии не получат доступа к пище. Это означает, что нужно будет устраивать взрывы под землей. Последствия этих взрывов для природы и подземных вод предсказать невозможно.
План перевернулся на 180 градусов: добывать аргиллит из недр земли, заодно забирать и фосфориты. Аргиллит будет перерабатываться в биореакторе химического завода.
По словам геолога со стажем Вальтера Петерселля, аргиллит — это золотая жила. Петерселль считает, что Эстония является одной из самых богатых в мире стран по запасу полезных ископаемых.
В первую очередь, у нас самые большие и качественные запасы фосфоритов в Европе. В нынешних ценах их стоимость превышает 200 млрд долларов.
Помимо того, в покрывающем фосфориты аргиллите содержится ванадий, никель и хром — все они добавляются в сталь, чтобы улучшить свойства сплава. Кроме того, молибден и цинк. Уран, которым на протяжении миллиона лет можно поддерживать мировые ядерные электростанции, по существу, до скончания времен, — говорит профессор геологии Таллиннского технического университета Алвар Соесоо.
В недрах земли также содержатся редкоземельные металлы, которых очень мало в мире. Есть и ценные металлы — золото и платина. В мире потребность в платине очень высока, поскольку без нее не производятся автомобили на водородном топливе и отопительные элементы.
Справка:
Фосфоритная война (эст. Fosforiidisõda) — масштабные экологические протесты в ЭССР в конце 1980-х годов, вызванные планами начать разработку фосфоритных месторождений на северо-востоке республики. Протесты не только добились поставленной цели, но и во многом способствовали развитию движения за независимость Эстонии. Экологический страх загрязнения окружающей среды смешивался с опасениями националистически настроенных эстонцев, что для работы на крупных шахтах потребуется ввоз русской рабочей силы. Успех кампании способствовал развитию протестов с политическими требованиями и значительно подорвал авторитет советских властей.
Фосфоритовые залежи в Эстонии
Первая крупная национальная акция протеста в ЭССР (1987 г.), положившая начало процессу восстановления независимости.
После катастрофы, произошедшей весной 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции, в СССР начали открыто говорить об угрозах и проблемах окружающей среды. Это стало возможным благодаря начатой лидером СССР Михаилом Горбачевым политике гласности. Широкую огласку получила информация о загрязнение озер Ладога и Байкал, весь СССР узнал о противостоянии жителей Латвии строительству гидроэлектростанции под Даугавпилсом.
В Эстонии наиболее острой проблемой стал проект строительства фосфоритной шахты в Вирумаа, планирование которого велось с 1970-х гг. К середине 1980-х гг. планы обрели более четкое очертание, началась подготовка к строительству шахты в Вирумаа под Раквере. Строительство гигантской шахты, на которой должны были работать 10 000 человек угрожало всей Эстонии экологической катастрофой в виде обширного загрязнения грунтовых вод, кроме того, можно было ожидать активной миграции в Эстонию из русскоязычных районов СССР. По оценкам, число жителей Раквере возросло бы с 20 000 человек до 50 000.
До 1987 г. сроки проектирования и строительства шахты Вирумаа скрывались от населения Эстонии. В начале 1987 г. выяснилось, что шахта уже проектируется, и начало добычи запланировано на вторую половину 1990-х гг. Информация об этом вызвала негодование жителей. Средства массовой информации Эстонии, начавшие понемногу освобождаться от партийного контроля и цензуры, поддержала сопротивление народа планам строительства шахты. Жители Эстонии выражали недовольство деятельностью руководства ЭССР, скрывавшего информацию о шахте, и требовали остановить сооружение фосфоритной шахты. Кульминация борьбы пришлась на весну 1987 г., когда тартуские студенты провели в городе две мирные акции протеста с лозунгами против строительства шахты и надев футболки с символикой протеста. Общенародной акции протеста против шахты организовано не было.
Движение протеста, известное под названием «фосфоритной войны», утихло во второй половине 1987 г., когда под давлением общественности руководство ЭССР достигло с правительством СССР соглашения об остановке проектирования шахты и стало ясно, что СССР, испытывающий экономический кризис, не сможет построить в Вирумаа новую шахту.
Комментарии
Мало найти газ, надо ещё так выстроить внутреннюю политику, чтобы деньги за него работали на государство, а не оседали в карманах олигархов и корпораций.
Результат этого будет такой - хозяева будут за бугром, потому что наше нынешнее правительство все просрет, главное себе карманы набить.
Будет отравление эстонской земли, так как им пофигу до жителей Эстонии, Эстонской земли, да и вообще всей земли, что не на их материке. Не зря же америкосы уже скупают земли на Украине и устаревают там склады ядерных отходов.
Проектировщик - Запад, он же сюзерен сегодняшней Прибалтики:
Запущен проект по откачке эстонских вассальных ресурсов на Запад. "Вырученные" деньги пойдут на содержание НАТОвских вояк и военной техники на территории Прибалтики.
Ды ладно вам, Эстония же самая богатая по полезным ископаемым теперь. 200 миллиардов только за фосфориты! Только вот принадлежать это богатство полностью будет ротшильдам и рокфеллерам, как и во всем мире. Что сможет сделать правительство, если бюджеты тех же ротшильдов многократно превышают весь бюджет Эстонии? Отнимут сразу же и пикнуть никто не успеет. И российский капитализм тут тоже нехило поимеет, пусть с проблемами, подставными фирмами, но это весьма лакомый кусок.
Ещё не поздно встретить Новый год в Эстляндии!
Отправить комментарий