1955 год и революция 17-го из дневников прабабушки
Люди того поколения за жизнь повидали больше, чем мы в кино увидим когда-либо. Она пережила первую мировую, Октябрьскую революцию, вторую мировую. Когда она родилась, гужевого транспорта было больше, чем ДВС, а к концу жизни увидела полёт человека в космос!
Пишет Ева: Я долго решалась на эту публикацию. Ведь "Личный дневник" на то и есть, что личный. Но позже я подумала - какая уже разница, если прошло с тех пор 65 лет? 65 лет, Карл! Сама прабабушка умерла 38 лет назад (она 1901 года рождения). Поэтому я и решилась на эту публикацию. Если вам интересен быт людей того времени, интересно знать как жили люди тогда, то вам сюда. Публикую не всё, а только несколько дней из 55-го года и воспоминания о революции.
11.06.1955г. Я снова берусь за дневник, так как иначе не знаю куда уходят дни. Что я, например, сегодня сделала? Потеряла ключ от квартиры, отправила заказным в Райсовбез справку о моей зарплате, потомучто без неё мне не выслали пенсии за июнь. Часа полтора разбирала новые ноты в клубе на пианино. Вспоминала, когда-то в молодости выученный, седьмой вальс Шопена. Спала днём около часа, написала запрос в Шебекинский РОНО относительно внучки Наточки, просила сообщить там ли она. Поплакала*. Вечером в 8 часов пошла в кино, смотрела кинофильм «Попрыгунья» по Чехову. Осталось большое впечатление и от сюжета, когда – то прочитанного, и от хорошей игры артистов. Вот и весь день мой сегодняшний. Я даже обеда не варила. Была вчерашняя картофель, селёдка вчерашняя, уха из мелкой свежей рыбы, но её никто не ел: ни Дима, ни я. Одна кошка была довольна, так как ей досталось порядочно рыбки. Сейчас будет 10 часов вечера, схожу через площадку к соседке за молоком и, возможно, немножко пошью - заканчиваю платье из летнего материала коричневого цвета с цветами.
*Поплакала - 4 года назад, т.е. в 1951 году у прабабушки умерла дочь и поэтому очень долгое время она пребывала в горе.
11.07.1955г. Сегодня воскресенье. Дима уехал в Брянск к своей семье. Я с утра ходила на канавку, вода тёплая как в бане. Ничего существенного не сделала. Написала только Оле и выслала Наточкину фотокарточку, которую мне выслали из Шебекино. Выслали почти все фотокарточки, которые я заказывала. Оставили только две групповых и одну, где Наточка снята одна. Ждала письма от Люси, не пришло. Получила письмо из редакции «Смена». Пишут что мой «Весенний вальс» направили в дом народного творчества, который мне и сообщит своё мнение. Я так и знала, что в печать не возьмут. Наверное, много таких как я читателей. Вечером были в кино, смотрели «Девушка джигит»**. Очень понравилось.
12.07.1955г. Писем от Люси нет. Не на шутку беспокоюсь. Подожду до завтра. Если писем не будет до 3 часов дня, запрошу Валечку в Чебоксарах. Настроение скверное, слоняюсь. Не могу ни за что приняться, даже читать не могу. Ходила на канавку, купалась. Ходила в лес, собирала еловые шишки и прочего топлива.
13.07.1955г. От Люси писем нет.
14.07.1955г. От Люси писем нет. Написала почтальону, обслуживающую Вольную улицу, просила сообщить в чём дело, зайти на квартиру. Чтоб почтальона особенно не затруднять – вложила в конверт почтовую открытку, где написала свой адрес. Почтальону нужно только на обратной стороне написать пару слов и опустить в ящик.
15.07.1955г. Пришло письмо от Люси с семейной фотокарточкой. Мне так стыдно, что я поторопилась обратиться к почтальону. Наверно, Люсе станет досадно за меня.
**«Девушка джигит» - здесь, в дневнике, прабабушка делится впечатлениями от просмотра данного фильма. Мне одно время очень хотелось взглянуть на мир глазами моей прабабушки и поэтому я решила посмотреть этот фильм. Что я скажу - невероятно добрая (на самом деле количество доброты зашкаливает) комедия с невероятным количеством Советской пропаганды.
17.07.1955г. Сегодня у нас районный фестиваль молодежи. С утра прибыл специальный поезд из Брянска. Много машин. Были митинги на площади у клуба в 11 часов утра и поднятия флага фестиваля. Все направились к озеру к лесу. Два оркестра, художественная самодеятельность там же у озера под баяном, волейбольные, футбольные команды. Танцы. В общем, оживленно, весело. Много купалась. Загорала.
02.09.1955г. Мама была права - «Ниже тоненькой былиночки надо голову колотить, чтоб на свете сиротинушке бесплакательно жизнь прожить». Но мама нам говорила об этом, а сама не клонила голову ни перед кем, ни перед чем, хотя и была сирота без отца и матери. Папа тоже чужд был этим словам. Он любил свободную мысль, прямоту, честность. Говорил, что в человеке должно быть красиво всё: и его поступки и внешность. Впоследствии я почти аналогичные слова встретила в литературном произведении Николая Островского.
Я не сумела усвоить правильный взгляд на жизнь, запамятав в памяти ласковый голос мамы «Ниже тоненькой былиночки…». Я старалась быть слишком тактичной и даже услужливой по отношению к другим и в то же время горделиво падала в амбицию при уколе своего самолюбия. Одним словом, получилось чёрти что. И я ничего никогда не добилась своим нажимом на честность, веру в правосудия и в порядочность человека и много в жизни потеряла, убежденная в том, что «человек - звучит гордо». Лучше бы я «Ниже тоненькой былиночки…» и, наверное, тогда даже была бы жива Наташа и жизнь была б легче.
На мою посылку Наточки ко дню рождения нет из города Шебекина, нет никакого ответа. Получила ли? Надо выяснить. Сегодня послала письмо Е.Г. с просьбой сообщить обо всём. Написала письмо Люсе и Татьяне Васильевне в п. Виля.
04.09.1955г. В клубе у нового заведующего тенденция сменить состав работников по своему усмотрению. Предпочитаем молодых, а так как я к этой категории не отношусь, то чувствую, что положение моё шаткое, но задумываться о будущем не хочу. Так говорила Наташа – что нельзя переживать то, что возможно должно случиться. А ведь может и не случиться. Зачем же переживать это раньше времени и беспокоиться.
И еще из дневника:
Воспоминания о событиях 1917 года
В этом посту я хочу поделиться с Вами заметками моей прабабушки о событиях 1917 года.
Моя прабабушка при жизни писала рассказы, основанные на своих воспоминаниях, переживаниях и пр. Но эти "воспоминания" не имеют заголовка, а представляют собой не взаимосвязанный текст, незаконченные мысли и обрывки фраз.
Почему?
Потомучто это были наброски для нового рассказа (ключевые слова и мысли, на основе которых потом пишется текст). Но по каким - то причинам моя прабабушка так и не написала этот рассказ. Но зато остались те самые наброски.
Верить мне или считать, что эти листочки я написала сама накануне, чтобы вас развести - дело Ваше.
Примечания:
1. Заметки были написаны примерно в 60-70гг.
2. У прабабушки был псевдоним "Ганка". Она себя так называла в своих рассказах.
3. В тексте вы можете между срок почувствовать излишнее восхваление советской власти. Прежде чем кидаться камнями, вспомните, какое время тогда было и как люди относились к власти.
4. В тексте вы можете прочитать такое противоречие, как например "В Ленинграде идут бои".
Прежде чем кидаться камнями, подумайте о том, что это были всего лишь наброски будущего рассказа. И рассказчик сначала записывает основные мысли удобными для себя словами, а уже потом корректирует текст.
Я где - то в посту могу что - то пропустить, поэтому дополнять буду в комментариях.
Приятного чтения!
Гражданская война.
Победа красной армии над интервентами и белогвардейцами.
Разгром армии Колчака, Деникина, Юденина, Врангеля (орудовал Махно).
На Украине передали власть гетману Скоропадскому.
Впоследствии американский писатель Джон Рид – коммунист об этом событии вдохновенно писал и назвал свою книгу «10 дней, которые потрясли мир».
Обыватели перешептывались: «Что- то будет! Ну и времена настали. А сейчас что? Давно ли говорили, что Вологда провалится куда-то. Но вот, не провалилась же".
Вологда затихла. Власть перешла без пролития крови и редко слышался одиночный выстрел. Меньшевики старались взять реванш, раздували гражданскую войну. А молодёжь танцевала. Открылись кружки кадетов, анархистов. 1920-1921г, Концерт – Галкин, Гинецкий.
Вологда затихла. В воздухе повисло что- то щемящее и не совсем понятное: то ли угроза, то ли волнующая радость. Редкие прохожие торопились по своим домам, хотя на улицах было спокойно. Лишь изредка слышался отдаленный выстрел или вскачь промчится на коне верховой. Обыватели перешептывались:
- Что- то будет! Ну и времена настали. Давно ли говорили, что Вологда провалится куда – то. Но вот не провалилась же.
- А то помните, появились большие плакаты с предупреждением: «Берегитесь женщин в масках»?
- Точно! И моя Варюха однажды вечером на звонок в прихожей открыла дверь и тотчас же с испугом захлопнула. – Там стояла женщина в маске. – Ну, сочинила ведь потом, выяснилось. Чушь. На самом же деле кое- кто не заметил в углу плаката ссылку на вологодский драмтеатр и пустил нелепый слух. А это всего лишь была постановка.
- А сейчас что? Бывает же так, власть меняется, говорят царя уже нет, сняли с престола.
В Ленинграде идут бои на улицах. Меньшевики стараются взять реванш ...
...и развязали гражданскую войну.
Но у нас в Вологде было тихо. Только появились сторонники разных направлений. Были анархисты, кадеты. Ганка видела одного такого анархиста. У него были длинные волосы и какие – то золотые с сумасшедшинкой в глазах. Видела одного из организаторов кадетской партии, бывшего владельца пароходства. На неё произвело впечатление выражение суровой сосредоточенности в его лице. Видела она и первого большевика, внушающего некоторый страх. Он был похож на Кузьму Пруткова, чей портрет как героя красовался одно время на спичечных коробках. Из - под козырька его фуражки выбивалась лихая прядь белокурых волос. На ногах ярко красные широченные галифе. Пожалуй, они то и больше всего производили устрашающее впечатление и многие из жителей уже, увидев его издали, заблаговременно переходили на другую сторону улицы.
Но однажды Ганка увидела как он же на руках нёс раненого товарища и у неё появилось что – то вроде нежности к этому на вид суровому человеку.
Все это было: трудное, стихийное время и великое начало новой эры: освобождение пролетарского населения России от угнетателей от капиталистического общества. Несмотря на огромные трудности вставания на пути большевистской партии во главе стоял любимый Владимир Ильич Ленин, не смотря на злобное окружение внутренних и внешних врагов, борьбой с ними и борьбой за улучшение жизни Вологодского народа и своей страны – победой октябрьской революции.
Американский коммунист Джон Рид, восхищенный Октябрьским восстанием, об этом событии вдохновенно, написал книгу, назвав её «10 дней, которые потрясли мир».
И свержение царя не оставило большого впечатления, вера в батюшку Царя была давно и основательно подорвана. Словом, были жесткие испытания и было счастье в победном шествии обновления и свободы. А то, что очереди днем у магазина за отовариванием продуктовых карточек, а вечером танцы. - что ж! Это даже хорошо, что танцы, это говорит за полноту жизни и за веру в себя.
Гимназии закрыты, не закончив учебный год. Куда поступать? Всем работать нужно. И Ганка пошла работать в управление, в дальнейшем ...
...переименованное во второе военное строительство. Леонид Васильевич – военный инженер, взялся её обучить счетоводству. Контора временно помещалась в гостинице, где были и другие вновь организованные учреждения, часто приходилось дежурить по ночам и чтоб не было так страшно, они дежурили вместе с Таней. За стеной даже ночью слышался стук пишущейся машинки. Но кто там работал – мы не знали и предполагали, что там какое – то секретное учреждение. Но раз под утро стук машинки прекратился на короткое время и послышался выстрел. Испуганно взглянули друг на друга Ганка и Таня: - Что случилось?
Следующим днём выяснилось, какой - то ответственный работник убил свою машинистку. За что? Никто не знал. Убийцу судили закрытым судебным заседанием, сняли с должности. А события продолжали нарастать.
Ничто не могло остановить триумфального шествия Революции, несмотря на то, что пролетариат находился в кольце врагов. А внутри страны положение тяжелое, размножились болезни, в основном сыпной тиф, появилась еще какая - то невидимая болезнь с красивым названием "Испанка". Возрастал и голод. На рынке денежные ассигнации мелкого формата рыжеватого цвета, называемые "керенки", не принимали. Стакан жидкой сметаны или кружку молока можно было сменить на табак и особенно на соль. Соль! Соль! Соль! Требовалось в каждой семье. Без сахара – обойдется. Без соли – нет. Но ведь обошлись?! Постепенно трудности оставались ...
...позади. Медленно, но верно хозяйственное положение в стране улучшалось. Веселей стучали коклюшки в руках Вологодских кружевниц и уже мирно было иногда увидеть на реке лодку с молодёжью. «Наш паровоз – лети быстрей» - расплескалось по водной глади бодрая призывная песня. Вёсла не мешали отражению лодки в воде, а песня отражалась в воздухе.
Осенью Ганка вышла замуж за командира Красной Армии и она впервые, и в прочем навсегда, покинула родной дом. Собственно, почему дом? – родную семью – это вернее. Даже у них никого не было. Им была предоставлена лишь комната на первом этаже Госбанка, где они все и помещались: родители Ганки, брат и её две сестры.
Ганке было 18 лет. Не рано ли она вышла замуж? Но ей нравился Володя и она рада была ехать с ним вместе, вместе с воинским эшелоном на юг гнать с нашей территории бело-бандитов.
Колчак, Деникин, Юденин, Врангель. Сколько врагов было у молодой большевистской России!
Шёл 1917 год, население города голодало, выдавали по восьмушке хлеба на человека, при всём ощущении голода он казался невкусно пахнущим соломой. Во всяком случае, в нём был изрядный процент кукурузной муки. Питались мороженым картофелем, жмыхами, а отец Ганки – главный бухгалтер Госбанка, даже ухитрялся делать пироги из всего этого, чтобы дать возможность отдохнуть своей жене и хоть несколько облегчить решение проблемы, как накормить четырёх детей уже подросших и потому особенно голодных. Отец вставал в 6 утра и до работы успевал перемешать горсть муки с кожурой полусгнившего картофеля. Накладывал это тесто на железный противень и сверху обмазывал клюквой с сахарином. Таким образом, получался пирог, который ставился на стол к утреннему морковному чаю без сахара. А потом он отправлялся на работу в Госбанк.
Впрочем, крылатые юношеские дни с легкостью воспринимали текущие события, голод, несовместимость веры в справедливость рабочих и вылощенную внешность представителя иностранного посольства, устанавливавшегося в то время в городе.
Проходили тяжелые дни. Суровые дни. А молодёжь танцевала.
«Танцы до утра» - гласили афишы. Чаще проходили вечерние свидания в детском парке на скамье и на углу возле гостиницы «Золотой Якорь». А потом опять танцы. Ходила на танцы и Ганка с подружкой и, возвращаясь ранним утром вдохновенная от головокружительного вальса, ослабевала от голода и счастливая сознанием своей юности, возможностью дышать встречным свежим воздухом в свете ещё не появившегося весеннего солнца.
Да ещё Махно на дорогах орудовал.
Труднее совершать революции на Северном Кавказе, где опорой контрреволюции находился созданный генералом Калединым "Юговосточный Союз". Но и он был побежден с помощью С.М. Кирова. И в феврале 1918 года добровольческая армия Каледина была разгромлена, а сам Каледин застрелился. Генерал Корнилов был убит...
Закончу пост фотографией молодой прабабушки (первый снимок сделан в 30-е годы, второй чуть позже).
А фон для второй фотографии - это письмо моей пратётки (в общем, родной сестры прабабушки), которая в своих письмах поднимала довольно философские и интересные темы и которые, возможно, я опубликую позже.
Комментарии
Похоже свободного времени было море, да и на работе не упахивалась. Моя бабушка на фабрике по две смены пахала после войны. Не до дневников было. Муж на войне погиб, дом разбомбили, сына одна поднимала.
Отправить комментарий