34 года назад поизошла загадочная авиакатастрофа над Украиной с самолетом из Таллинна
В небе над украинским городом Золочевом во Львовской области 3 мая 1985 года произошла одна из самых загадочных авиакатастроф на территории Украины — столкнулись пассажирский самолет Ту-134А, направлявшийся из Таллинна во Львов, и военный Ан-26, летевший из Львова в Москву. Все 94 человека, находившиеся на бортах погибли.
Ту-134А с бортовым номером СССР-65856 вылетел из таллинского аэропорта в 10:38 3 мая 1985 года. Самолет выполнял внутренний рейс Таллин—Кишинев с промежуточной посадкой во Львове. Экипаж состоял из шести человек, в салоне находились 73 пассажира — 65 взрослых и 8 детей. Этим рейсом летели также выдающийся художник-график — «львовский Дюрер» Александр Аксинин, и перспективный молодой эстонский спортсмен по настольному теннису Алари Линдмэе.
Около 12:00 Ту-134А подлетал ко Львову, погода была облачной. Через две минуты из львовского аэропорта вылетел в Москву военно-транспортный Ан-26, на борту которого находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа, всего, включая шестерых членов экипажа, 15 человек. В 12:13 на высоте 3 900 м самолеты столкнулись левыми плоскостями...
Последние слова
Уже через много лет, когда подробности трагедии были рассекречены, координатор Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчакв дал интервью изданию «Взгляд». Он рассказал, что расшифровывая информацию «черных ящиков» после катастрофы, комиссия установила: за несколько секунд до столкновения в разрывах туч пилоты увидели друг друга и пытались сманеврировать.
На записях Ту-134 слышен крик пилота: «Ух, е…ть!», а на военном самолете в этот момент кричит бортмеханик: «...командир, „Тушка“!» В этот момент самолеты сталкиваются. Следующие 3 минуты 14 секунд слышны обрывки фраз, сплошь непечатные, членов экипажа пассажирского самолета. Падая, Ту-134 перевернулся в воздухе, словно раненая птица, и разбился о землю. Та же участь постигла военный самолет. Разрушаясь в воздухе, Ту-134 и Ан-26 рухнули на землю и взорвались. Не выжил никто...
Виноваты оказались диспетчеры
Для расследования причин авиакатастрофы Министерством обороны и Министерством гражданской авиации была создана комиссия, постановившая, что виноваты в трагедии три львовских диспетчера: Савчук, Шевченко и их начальник Квашин. Прокуратура и суд постановили, что вина диспетчеров очевидна. Один из них дал разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор, а второй без проверки повел таллиннский самолет на посадку.
Всех троих суд приговорил к 15 годам тюрьмы. Через год заключения Савчук умер от инфаркта, Шевченко повесился прямо в тюрьме, а Квашин отсидел срок и уехал в Россию.
Майор ВВС в отставке Вячеслав Чижевский, возглавлявший в то время группу контроля режима полетов в зоне ответственности ВВС Прикарпатского военного округа развел руками на вопрос о причинах трагедии: «Теория вероятности ошибок допускает роковое стечение обстоятельств. Авиакатастрофа над Золочевом — именно такой случай, — сказал Чижевский. — Когда Михаилу Горбачеву доложили об этой авиакатастрофе, он назвал ее эпохальной».
Фатальные совпадения
Два мистических случая произошли перед вылетами самолетов из Таллинна и Львова. За полчаса до взлета, известный эстонский художник и друг художника-графика Аксинина Тынис Винт решил сфотографировать их. В тот кадр роковым образом попала табличка аэродромного ограждения «Выхода нет».
Самолет во Львов вылетел точно по расписанию, в 10:38. В это время на Украине кто-то из провожавших Ан-26 предложил сфотографироваться с высшим руководством на фоне самолета. Все дружно поддержали эту идею.
«Все авиаторы знают о неписаном авиационном суеверии не фотографироваться перед вылетом», — сказал Чижевский, отмечая, что, к сожалению, это не было известно пассажирам бортов.
Столкновение
В тот день над Львовом погода была облачной, с верхней границей 5-6 км. В 12:05:45 с Львовским РЦ УВД вышел на связь экипаж рейса 8381 (Ту-134) и доложил о входе в зону на эшелоне 7800 м. На восточном секторе в тот день диспетчером был Шевченко В. В. Он передал экипажу удаление от Львовского аэропорта 122 км с азимутом 45° и разрешил снижение до эшелона 4200 м на ОПРС Золочев. Однако через несколько минут в 12:08:32 Шевченко связался с Ту-134 и отменил разрешение снижаться на эшелон 4200 м, разрешив занять 4800 м, так как на высоте 4500 м в это время следовал Ан-24 встречным курсом на ОПРС Дедеркалы. После того как Ту-134 занял эшелон 4800 м и доложил об этом диспетчеру, тот разрешил лайнеру дальнейшее снижение до эшелона 4200 м, так как встречный борт к тому моменту уже пересёк курс. При этом Шевченко также предупредил экипаж Ту-134 о летящем на эшелоне 3900 м встречном самолёте.
Этим встречным самолётом был военно-транспортный Ан-26. В 12:05:22 его экипаж вышел на связь с ДПП Львовского аэропорта и доложил о занятии эшелона 1800 м. Диспетчер подхода Савчук П. А. разрешил военному самолёту набирать эшелон 4500 м, но в 12:06:13 дал указание Ан-26 набирать 3900 м из-за встречного самолёта. В 12:11:58 экипаж военного самолёта вышел на связь с ДПП и доложил о занятии эшелона 3900 м. И тут Савчук, ориентируясь по обзорному радиолокатору, перепутал отметку Ан-26 с отметкой впереди идущего Ан-24 (с ним и разминулся Ту-134), поэтому доложил экипажу об удалении от аэропорта 65 километров (на самом деле оно было 56 километров) и передал его диспетчеру восточного сектора.
В 12:12:18 Ту-134А вышел на связь с диспетчером Шевченко и доложил о занятии высоты 4200 м. Шевченко велел пассажирскому борту переходить на связь с подходом (Савчук). В 12:12:28 с данным диспетчером вышел уже переданный ему Ан-26, который доложил о прохождении Золочева и запросил подъём до высоты 5700. Шевченко передал военному самолёту, что тот летит по азимуту 86° и на удалении 60 километров от аэропорта, а также что на 4200 летит Ту-134А, до которого 10 километров, поэтому запрос на подъём пока отклонён. Экипаж Ан-26 подтвердил полученную информацию, при этом не придав значения тому, что всего полминуты назад диспетчер подхода называл им удаление 65 километров.
Почти одновременно, в 12:12:30 экипаж Ту-134 вышел на связь с диспетчером подхода Савчуком, который передал ему, что тот летит по азимуту 85° и на удалении 65 километров, после чего дал указание снижаться до 3600 м к четвёртому развороту с МКпос=312° для захода на посадку. Экипаж подтвердил полученную информацию и приступил к снижению. Слышавший их переговоры Шевченко попытался предупредить Савчука о недопустимости снижения Ту-134 из-за встречного Ан-26, но ни Савчук, ни руководитель полётов Александр Квашнин своевременных мер не приняли. В 12:13 экипажи Ту-134 и Ан-26 через разрывы в облаках увидели друг друга и резко отвернули вправо. Но из-за малого расстояния в 12:13:26 самолёты столкнулись левыми плоскостями (Ту-134 — правый крен 45°, Ан-26 — правый крен 14°). Разрушаясь в воздухе, Ту-134 и Ан-26 рухнули на землю и взорвались. Все летевшие в них 94 человека (79 в Ту-134 и 15 в Ан-26) погибли.
Расследование
Комиссией было установлено, что экипажи обоих самолётов имели достаточно высокий уровень подготовки, обеспечивающий им выполнение заданий на полеты в данных условиях, а потому уровень подготовки пилотов не являлся причиной авиационного происшествия. Радиотехнические средства обеспечения полетов Львовского РЦ УВД (трассовый локатор ТРЛ-139, вторичный локатор «Корень-АС» и обзорный аэродромный локатор ДРЛ-7СМ) были работоспособны. Поэтому обвиняемыми стали рассматриваться диспетчеры. В результате расследования комиссии было установлено, что руководитель полётов Александр Квашнин допустил следующие нарушения:
- отпустил с рабочего места диспетчера радиолокационного контроля ДПП и, не обеспечив нахождение на этом рабочем месте старшего диспетчера, разрешил диспетчеру ДПП занять это рабочее место;
- при личном присутствии на ДПП и при наличии грубых ошибок в работе подчиненного диспетчера ДПП не принял мер к обеспечению безопасности полетов.
При этом диспетчер ДПП Савчук допустил следующие нарушения:
- при занятии самолетом Ан-26 высоты 3 900 м и подходе к рубежу передачи восточному сектору РЦ, используя средства радиолокационного контроля, неправильно определил фактическое удаление самолёта и передал управление им смежному диспетчеру;
- при приеме УВД самолетом Ту-134, несмотря на наличие встречного самолёта, находившегося в 10 км по курсу следования, не информировал экипаж Ту-134 о сложившейся воздушной обстановке;
- при выдаче разрешения на снижение экипажу Ту-134 не уточнил воздушную обстановку и взаимное положение Ту-134 и Ан-26, не вел постоянного радиолокационного контроля за воздушным движением и не обеспечил установленных интервалов эшелонирования при расхождении ВС.
Сам Савчук ранее работал пилотом, но был списан на пенсию по достижении 48 лет и в связи с этим поступил в Ульяновский учебный центр, где переучился на диспетчера, а после двухмесячных курсов в сентябре 1984 года был допущен к самостоятельной работе. По итогам расследования его квалификация и опыт практической работы были признаны неудовлетворительными.
Комментарии
Ну что, ещё кто-то сомневается, что это именно хохлы сбили малазийский Боинг? Это не первый и не единственный случай у них и, как мы видим, "большой опыт" у них в этом деле есть.
..a tõ, fraier, to4no bolnoi na golovu...
А ты здоровый, подписался ником "эстонец", пишешь на русском английскими буквами, хотя айпи адрес - украинский. Наверное, считаешь себя самым хитрым и "шибко вУмным"?).
И вообще, если я фраер, то ты - чушкан.)
Соси ракету!
Казалось бы майор, академий генштаба не кончал, а как хитро завуалировано слово "распи$дяйство" - "Теория вероятности ошибок допускает роковое стечение обстоятельств."
На этом самолете погиб мой сокурсник , учились в институте на вечернем в 70е годы , Отличный парень был ! Царствие небесное !
Отправить комментарий