Адвокаты Аллар Йыкс и Пийбе Лехтсаар: власти собираются незаметно повысить налоговую нагрузку
Эстоноземельцы не успели оправиться от вызванного удорожанием электроэнергии осеннего шока, как госбюджет на следующий год "порадовал" существенным повышением штрафов за нарушения ПДД и государственных пошлин. Мало того, в конце сентября правительство инициировало законопроект, который обернется дополнительной налоговой нагрузкой для потребителей, пишут Аллар Йыкс и Пийбе Лехтсаар.
Аллар Йыкс и Пийбе Лехтсаар. Фото: Sorainen
Рийгикогу рассматривает законопроект об изменении Закона о конкуренции. Цель этого законопроекта под номером 442 – установить плату для подчиняющихся надзору Департамента конкуренции водных предприятий, сетевых компаний в секторе электроэнергии, центрального отопления и природного газа, а также производителей теплоэнергии. Другими словами, предприятия хотят обязать платить государству за то, чтобы за их деятельностью осуществлялся надзор.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предприятия включают плату за надзор в список оказываемых конечным потребителям услуг. Независимо от того, будет повышение цены большим или нет, законопроект поднимает несколько принципиальных вопросов. Эти вопросы требуют разностороннего обсуждения.
Первый важный вопрос – должно ли надзор за соблюдением правовых актов, являющимся основной задачей государства, отдельно оплачивать лицо, за деятельностью которого осуществляется надзор? За пределами финансовой сферы ответ на этот вопрос в течение десятилетий был в Эстонии отрицательным.
В попытке найти дополнительные источники для госказны теперь планируют начать требовать отдельную плату для финансирования Департамента конкуренции. В пояснительной записке к законопроекту сквозит желание авторов распространить в будущем такую модель финансирования и на другие надзорные учреждения. Не исключено, что скоро, например, Департамент здоровья или Инспекцию труда будут финансировать те, кого они подвергают надзору.
Сейчас государственные учреждения финансируются за счет собираемых в госказну налогов или пошлин. Госпошлина – плата за юридическую сделку или выдачу документа. В случае налога государство ответную услугу налогоплательщику не оказывает.
Поскольку планируемая плата за надзор не является пошлиной и предприниматель взамен ничего конкретного не получает, то ее можно назвать косвенным или скрытым налогом. И это в ситуации, когда правящие партии обещали не вводить новых налогов и обеспечить стабильную налоговую среду.
В пояснительной записке такое решение оправдывают тем, что, например, несправедливо финансировать надзор за сектором центрального теплоснабжения за счет налогов людей, в домах которых нет центрального отопления. Это лицемерный аргумент. За счет налоговых поступлений финансируется много видов деятельности, в которой заинтересованы не все потребители. Поэтому новый законопроект родился не из чувства справедливости, а прежде всего из стремления незаметно увеличить доходы государства.
Даже если принять идею о том, что государство может таким образом финансировать свою надзорную деятельность, плата должна покрывать расходы, связанные с надзором за сферой деятельности конкретного предпринимателя. Должна быть исключена схема оплаты надзора за одним предприятием за счет платы, полученной с другого.
Следовательно, второй важный вопрос – гарантирует ли законопроект, что за счет этой надзорной платы будет финансироваться только надзор за сферой деятельности конкретного предприятия? К сожалению, ответ на этот вопрос отрицательный.
В пояснительной записке даже не пытались обозначить, как бюджет Департамента конкуренции распределится в случае надзора, например, в секторе электроэнергии, центрального отопления и природного газа. Поэтому невозможно проверить, будут ли пропорциональны полученные за счет надзорной платы доходы расходам, связанным с урегулированием соответствующего сектора? При этом надзорная плата в нынешнем виде позволила бы финансировать правовой туризм, то есть участие со стороны Департамента конкуренции в международных рабочих группах и выплату годовых премий руководству.
В ситуации, когда Департамент конкуренции в рамках ценового регулирования измеряет обоснованные затраты предприятий в миллиметрах, финансирование собственной деятельности ведомства осуществляется топорным методом.
Например, сначала за счет надзорной платы в размере 1,6 млн евро планировалось выделить 264 000 евро на финансирование дополнительных задач, связанных с борьбой против нечестной торговой практики в цепочке поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В представленной Рийгикогу пояснительной записке от этого плана отказались, но благодаря новой надзорной плате по-прежнему намереваются получить 1,6 млн евро.
Инициирование законопроекта обосновывают также тем, что сфера деятельности Департамента конкуренции с принятием новых объемных правовых актов расширится. Отсюда вытекает третий важный вопрос – должен ли потребитель платить за то, что законодатели Эстонии и Европейского союза приняли в какой-то конкретной сфере более объемные правовые акты, которые в свою очередь приведут к удорожанию надзора?
Вступая в должность, президент Алар Карис говорил о мудром народе, который не ходит по ниточке. Следует признать, что мудрому народу для решения каждого жизненно важного вопроса не нужны закон и чиновник в качестве надзирателя.
Остается надеяться, что президент использует свой авторитет для влияния на лиц, принимающих решения при проведении государственной реформы, чтобы те перешли от слов к делу и сократили регуляции, тормозящие предпринимательство и воспроизводящие чиновников.
В коалиционном договоре Центристской партии и Партии реформ прописано обещание сократить бюрократию с целью ускорения связанного с предпринимательством делопроизводства, упростить законодательство и продолжить реализацию государственной реформы. Первое чтение законопроекта номер 442 в Рийгикогу в среду покажет, было ли это обещание серьезным.
Комментарии
Elagu Reforma!
епт, на большее мозгов у наших "элит" не хватит
Отправить комментарий