Димитрий Кленский: Наглый обман эстонского народа или Сколько надо извиняться России?
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, в который раз удивил Twitter русофобией, традиционно замешанной на лжи. И это в День траура, посвящённый памяти более чем 20 тысячам жителей Эстонии (в основном, селян), перемещённых 25 марта 1949 года по решению высших властей Советского государства в его отдалённые районы.
Глава Эстонского государства пишет: «Эстония до сих пор ждет извинений тех, кто имеет статус правопреемника Советского Союза». То есть, по его мнению, Российской Федерации. И за что? На это отвечает эстонский интернет-портал rus.Delfi, резюмируя высказывания эстонского президента: «Перед тем, как депортировать эстонцев, НКВД вытащил их из домов, а для доставки к месту назначения использовались вагоны для скота. За это: никто не принёс извинений».
«Лесные братья» – всего лишь бандиты
И ни одного слова о том, что стало причиной насильственного перемещения (а не депортации, когда людей вывозят из одной страны в другую) людей из одного региона в другой. Понятное дело – вывозили не просто крестьян, а пособников бандитов («лесных братьев»), а также тех, кто сотрудничал с западными спецслужбами после войны и с немецкими оккупантами в 1941-1944 годы. Последних репрессировали в соответствии с решением Нюрнбергского трибунала!
Да, «лесные братья» активизировались сразу после того, как началась добровольно-принудительная коллективизация, которая с учётом ближайшей перспективы не была обоснована экономически. Тем не менее, она позволила в советское время вывести Эстонскую ССР в самые передовые в Северной Европе производители животноводческой продукции (первое – по молоку и яйцам, второе – по мясу).
Но методы сопротивления «лесных братьев» были, как правило, бандитскими. Это – убийства советских и партийных работников, мирных жителей, изнасилования, грабежи и ограбления магазинов и банков, нападения на пассажирские поезда.
А чего удивляться? Среди бежавших в леса были и те, кто служил во время войны в Эстонской 20-й дивизии СС, карательных полицейских батальонах, то есть тех, у кого руки и так уже были по локоть в крови. Просто они не успели бежать на Запад, охотно пригревавший таких «людей».
Сопротивление на оккупированной территории – по международному праву это бандитизм. Поэтому странно сегодня слышать о распространённом в Эстонии недовольстве тем, что «лесных братьев» и прочих освободителей, например, из Эстонской 20-й дивизии СС, называют бандитами. Ведь в той же Эстонии и сегодня официально признаётся, что аннексия (инкорпорация) Прибалтики Советским Союзом была «советской оккупацией». Стало быть, назвался груздём, полезай в кузовок. Надо быть последовательным в своих утверждениях.
Но нет этого и тогда, когда эстонцы, служившие в составе частей немецкой оккупационной (оккупационной!) армии, объявлены освободителями Эстонии и для них законом предусмотрены значительные материальные и социальные преференции, их приглашает на приёмы премьер-министр Андрус Ансип, а эстонцы, воевавшие в Советской Армии, считаются оккупантами и лишены всяких благ и признания. Лицемерие и саморазоблачение – налицо!
Сталинские послабления для прибалтов
В Эстонии переселенных в 1949 году жителей называют не иначе, как жертвами сталинской депортации. Акцент делается на том, что среди вывезенных были женщины, старики и дети. Верно, вывозили людей семьями, но, если бы выселяли только преступный элемент, то сегодня критике подвергали бы другое зло – разъединении семей.
С другой стороны после выселения 20 тысяч членов семей «лесных братьев» и пособников нацистов, бандитское движение резко пошло на убыль. И ещё - на судебных процессах, которые в последние 10 лет устраивали эстонские власти над участвовавшими в переселении сотрудниками НКВД, обнаружилось, что списки переселенцев формировались и с помощью наветов одних крестьян на других.
Кстати, обвинения СССР в репрессиях не учитывают такого уникального факта, как решение СССР о послаблениях в отношении прибалтов. Так, согласно пункту 1 постановления Совета Министров Союза ССР № 843-342-сс от 13 апреля 1946 г. «О возвращении на родину репатриантов – латышей, эстонцев и литовцев» на прибалтов не распространялось постановление ГОКО от 18 августа 1945 г. № 9871-с и постановление Совнаркома СССР от 21 декабря 1945 г. " 3141-950-сс. Эти документы предусматривали «расселение в северные районы страны репатриируемых советских граждан, служивших в немецкой армии, легионеров, «власовцев» и полицейских».
Пункт 2 постановления поручал МВД СССР «направить в течение 1946 г. в Латвийскую, Эстонскую и Литовскую ССР… на работу в промышленность и на строительство всех указанных в п.1 настоящего постановления латышей, эстонцев и литовцев…». А пункт 3 постановления обязал министерства СССР и другие центральные ведомства «освободить в течение 1946 г., с разрешением выехать на родину, всех репатриированных латышей, эстонцев и литовцев…, переданных до настоящего постановления из рабочих батальонов и проверочно-фильтрационных лагерей на постоянную работу промышленным предприятиям и на строительство».
Стоит добавить, что это либеральное в отношении прибалтов постановление Совета Министров СССР подписал его председатель Иосиф Сталин.
«Вагоны для скота» – увы, не плацкарта
О президентской лжи. С чего глава Эстонского государства взял, что Россия объявила себя абсолютной правопреемницей СССР? Впрочем, общественное сознание в Эстонии обработано настолько, что и в русскоязычных СМИ Эстонии (портал Baltija.eu) считают Российскую Федерацию «официальным правопреемником СССР», что далеко не так.
Кстати, все долги СССР перед западными кредиторами оплатила Российская Федерация, хотя значительные валютные поступления шли на модернизацию народного хозяйства всех союзных республик, но особенно Эстонии. И вот в этом конкретном случае, у эстонского президента претензий к Москве нет. Если же оценить всё в целом, то Тоомас Хендрик Ильвес должен обращаться со своими претензиями к… Советскому Союзу, но, увы, несуществующему.
Не соответствует действительности и утверждение (распространённое и в народе) о том, что людей вывозили из Эстонии в «вагонах для скота». Доказывает это уже другое постановление Совета Министров СССР – N 390-138cc «О выселении с территории Литвы, Латвии и Эстонии кулаков с семьями, семей бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализовавшихся бандитов, продолжающих вести враждебную деятельность, и их семей, а также семей репрессированных пособников бандитов».
Пункт 5 разрешал выселяемым «брать с собой лично им принадлежащие ценности, домашние вещи (одежду, посуду, мелкий сельскохозяйственный, ремесленный и домашний инвентарь) и запас продовольствия на каждую семью общим весом до 1500 килограммов».
Пункт 6 обязывал Минфин СССР выделить средства на «оплату расходов по питанию и медобслуживанию в пути следования выселенцев из расчета 5 руб. 50 коп. в день на одного человека. Министерству путей сообщения СССР пункт 7 предписывал выделить «необходимое количество железнодорожных вагонов, оборудованных для людских перевозок, и обеспечить продвижение эшелонов с выселяемыми до места назначения на правах воинских». Кстати, именно в таких вагонах-теплушках (конечно, это далеко не «плацкарта») возвращались на родину солдаты, освободившие Европу от нацизма. Поэтому и президенту ЭР стыдно говорить из года в год о «вагонах для скота», которые, конечно же, пугали привыкших к иному комфорту эстонцам. Но при всём притом, главе государства надо быть хотя бы минимально честным объективным в своих обвинениях.
Следующий, пункт 8, обязывал Минторговли СССР «организовать выдачу через железнодорожные буфеты горячей пищи проходящим эшелонам с выселяемыми, в соответствии с графиком движения эшелонов». Каждый состав комплектовали «одним врачом и двумя медсестрами с необходимым количеством медикаментов и перевязочных средств, для оказания медицинской помощи выселяемым в пути следования».
И это постановление Совмина СССР подписано Иосифом Сталиным.
Почему и сколько надо извиняться России?
Наконец, об извинениях России, на которых из года в год настаивают в прибалтийских республиках. 18 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) принял Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В его преамбуле сказано: «… Верховный Совет Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека».
Целью закона названа «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба».
Конечно, переселение 1949 года – ужасная трагедия и у неё есть свои виновные. Но лгать при этом и демонизировать эту трагедию также предполагает ответственность и вину перед народами и Историей.
Не знать о российском законе «О реабилитации жертв политических репрессий» в Прибалтике не могут, это было бы свидетельством недопустимой некомпетентности. Стало быть, новое, предъявленное России требование об извинениях за переселение в 1949 году 20 тысяч крестьян Эстонии, не может не быть циничной провокацией – оскорблением России и наглым обманом эстонского народа, желанием вбить клин между Российской Федерацией и Евросоюзом.
Несколько лет назад президент РФ Владимир Путин ясно заявил эстонской журналистке на одной из представительных пресс-конференций в Москве, что Россия не будет извиняться каждый раз заново. И точка. Сколько же можно спекулировать на истории?
Источник: Информационно-аналитический портал «NewsBalt».
Автор: Димитрий Кленский - русский политик и общественный деятель, журналист (Эстония).
Комментарии
жалко тебя дима не отвезли куда нибудь как пособника и морального урода
Лучше уж тебя куда-нибудь отвезти.
Отправить комментарий