Дороже золота и выгоднее наркоторговли. История специй в приключениях и цифрах.
Ради специй строили порты и города, делали великие открытия и 200 лет вели колониальные войны. Хотя как раз последнее понять легко: прибыль от торговли специями обгоняла выгоды от современной наркоторговли, и кровь за них проливали охотнее. Сейчас мы расскажем, как это происходило и что неправдивого написано в учебниках. А в конце попробуем выяснить, зачем это было нужно и почему все закончилось.
Что такое пряности и откуда они взялись
Пряные растения есть на всех континентах, но особую ценность в прошлые века представляли некоторые южноазиатские виды: перец, имбирь, корица, мускатный орех, гвоздика. Два последних очень долго произрастали только на нескольких островах в Индийском океане. Их редкость обусловила высокую цену, а удобство транспортировки стимулировало торговлю.
В историческом понимании пряности — это дорогие ароматные продукты, привозимые из дальних стран. С учетом расстояний до рынков сбыта специи в основном принято было измельчать и сушить. Свежие растения — к примеру, лук, чеснок, хрен, укроп, тмин и прочие — и раньше считались вкусными и полезными, но никогда не стоили дорого и не становились объектом серьезной торговли.
Когда и где началась торговля специями
Торговать приправами начали как минимум 4—5 тыс. лет назад. Для сведения: первый караван по Шелковому пути вышел в 227 году до нашей эры, и кое-где маршрут проходил по участкам более древней Дороги пряностей.
Постоянная торговля между древним Йеменом, цивилизациями Месопотамии, Ассирии, Леванта и Египта пошла в начале I тысячелетия до нашей эры. Начиная с V века пошли караваны из 200 и более верблюдов с охраной из местных кочевников. В операциях участвовало множество городов и народов — от южных арабов до вавилонских изгнанников. Из Египта пряности шли в Грецию, Рим и дальше в Европу.
Специями профессионально торговали выходцы из нынешнего Йемена. Теперь это весьма бедная (потому что не имеющая нефти) часть Аравии, а тогда ее называли Счастливой Аравией, потому что, кроме привозных пряностей, там были ладан, мирра, ароматные смолы и камеди.
Происхождение специй арабские торговцы скрывали за фантастическим историями — например, о том, что кассия растет в озерах и находится под охраной крылатых монстров, а корица — в глубоких долинах с ядовитыми змеями. Римский историк Плиний Старший этому не верил, но писал: «Все эти истории, очевидно, были выдуманы для повышения цен на эти товары». Однако его разоблачения на цены не повлияли.
Объемы торговли представить трудно, но тот же Плиний Старший жаловался: «100 млн сестерциев, по самым низким подсчетам, ежегодно отнимаются у нашей империи Индией, Серикой и этим Аравийским полуостровом — так дороги нам роскошь и женщины!» В XIV веке ему вторил Персаф (персидский историк, поэт и — внезапно — финансист): «Индия экспортирует травы и безделушки в обмен на золото».
Великие открытия
После краха Римской империи пряности продавали персидские, арабские и малайские торговцы, в основном частные мелкие компании. В X веке почти одновременно в Египте стала править сильная династия Фатимидов, в Китае — династия Сун, а в Южной Индии — Чола. Объемы торговли резко выросли, стал развиваться морской Шелковый путь, по которому везли больше пряностей, чем шелка. Объем морской торговли был высоким до середины XIII века. Потом мировой порядок переформатировали Чингисхан и его потомки. Бизнес стал труднее, но выросли цены.
Так продолжалось до XV века. За это время поступление специй в Европу монополизировали мусульмане. Вернее, сделали они это даже раньше и периодически взвинчивали цены. В итоге оборот специй в Европе контролировали торговые республики Венеции и Генуи. Доходы были слишком велики, венецианцы и генуэзцы начали войну, Генуя проиграла, Венеция стала богаче всех в христианском мире.
Теперь торговля была под контролем Венеции и ее союзника — мамлюкского Египта. Цены росли, и, как это бывает со статусными вещами, спрос не падал, а рос вместе со стоимостью.
Однако в XV веке португальцы обошли Западную Африку и нашли, где покупать некоторые специи почти в три раза дешевле аналогичных в Европе. В 1487-м Бартоломеу Диаш в поисках Индии обогнул Южную Африку, а 21 мая 1498 года Васко да Гама прибыл в Индию «в поисках христиан и специй».
В Индии португальцы стали покупать центнер перца по 3 дуката и продавать его в Лиссабоне по 16, в то время как купцы, бравшие перец у арабов, просили за него 80 дукатов.
К 1504 году в портах Бейрута и Александрии специй для продажи не стало. Вековая монополия рухнула.
Из письма 1499 года: «Это, как видите, очень плохие новости для султана, и венецианцы, когда они потеряют торговлю с Левантом, должны будут вернуться к рыбной ловле, потому что по этому пути пряности будут поступать по цене, которую они не могут взимать».
А чуть раньше один мореплаватель, по иронии судьбы генуэзец, воспользовался завистью Кастильской короны к Португалии и уговорил снарядить корабли для поиска нового пути в Индию. Он сказал: «Когда я найду места, где много золота или специй, я остановлюсь, пока не возьму из них все, что смогу. И для этого я иду на их поиски».
Да, его звали Христофор Колумб, и теперь вы точно знаете, с какой целью открыли Америку. Кстати, Колумб вначале искал спонсоров у себя в Генуе, потом в Португалии, но там уже выбрали другую дорогу. А отправляясь в путь, Колумб брал образцы разных специй — для предметного поиска.
Завоевание Нового Света и американское золото были потом, а вначале там искали именно специи. Европейцам мерещились имбирь, мускат и корица. Ни того, ни другого, ни третьего в Западном полушарии не нашлось. После четвертого путешествия Колумб жаловался, что его очерняют, потому что торговля пряностями не принесла немедленных результатов. Правда, в Новом Свете нашли перец чили, который распространился по всей Азии именно благодаря европейцам. Но пока оставим Америку и вернемся на восток.
По Тордесильясскому договору 1494 года весь мир (точнее, все еще не открытые европейцами земли) поделили на сферы влияния. Запад достался Испании, восток — Португалии.
Однако испанцы во главе с Фернаном Магелланом (к слову, португальцем), поплыли на запад, открыли Филиппинские острова и другие земли, где растут пряности, и совершили первое кругосветное путешествие. Из 270 моряков вернулось 18, из 5 кораблей — 1. Зато трюм единственного корабля был полон гвоздики.
В 1577 году английский адмирал Фрэнсис Дрейк начал свое кругосветное путешествие через Магелланов пролив и Острова пряностей и в 1580 году вернулся в Плимут тоже с гвоздикой.
Голландский флот под командованием Корнелиса де Хаутмана отплыл к Островам пряностей в 1595 году, а другой, под началом Якоба ван Нека, вышел в море в 1598-м. Оба вернулись домой с богатым грузом гвоздики, мускатного ореха, черного перца и других пряностей. В 1602 году появилась Голландская Ост-Индская компания.
К XIX веку поставку специй контролировали Британия (Индия, Цейлон) и Голландия (острова современной Индонезии). Правда, пряности уже не были золотом.
Главное — выгода
Теперь разберемся, ради чего, собственно, произошел весь этот калейдоскоп событий. Снова про выгоду, но уже в цифрах.
Перец в Венеции стоил примерно в 27 раз дороже, чем в индийских Гоа или Калькутте, и это еще на первом этапе, при торговле с Востоком.
Мускатный орех на Островах пряностей шел по цене перца, но в Европе стоил в 600 (!) раз дороже. Его везли на кораблях.
Цена на корицу в Европе была еще выше муската, и ее тоже везли морем.
Пишут, что продажа кокаина из Колумбии в США приносит всего лишь 13-кратную прибыль, а закупочные цены выше, чем когда-то у пряностей. Стоит ли теперь удивляться упорству и жестокости путешественников прошлого?
А зачем это потребителям?
С конечными потребителями было сложнее.
Вначале оспорим главные мифы о нужде в пряностях. Говорят, что специи ценились в Европе, потому что в большинстве стран нет морозной зимы, а специи помогают сохранять продукты от порчи. Еще говорят, что специи исправляют вкус несвежего мяса. А теперь подумайте:
- Что выгоднее — купить кусок свежего мяса или спасать несвежее специями по цене золота?
- Почему в одни периоды истории Европа умела солить, коптить, сушить и вялить продукты без специй, а в другие платила за приправу как за драгоценности?
- Для конечного потребителя фунт мускатного ореха стоил как 1 корова или 4 овцы.
Кстати, многие страны в средние века перчили больше, чем в польском общепите. Итальянские хозяйки гордились, что из-за приправ невозможно определить, мясо какого животного ты ешь.
Доподлинно известно, что потребление специй было внешним проявлением статуса. А такие товары покупают, только пока они дороги.
Была вера в лечебные и вообще чудесные свойства пряностей.
Есть еще понятие «пряное безумие» — оно из позднего Средневековья. Считалось, будто специи стимулируют психику наподобие наркотиков (хотя тогда уже были наркотики и алкоголь).
Почему и как все кончилось
Экономисты марксистского толка писали, что специи стали жертвой заговора голландских и британских компаний. Приправы намеренно заменили привозным шоколадом, табаком и прочими товарами, которые было дешевле производить. Но рынок даже тогда определялся потребителем, а не компаниями.
Как раз в XVIII веке сформировалось новое мнение о кухне: стали ценить естественный вкус продуктов, жесткие приправы называли «насилием».
В это же время наука отказалась от многих мифов вроде веры в чудодейственную силу пряностей.
И самая явная причина: пряности, в особенности перец, начали разводить во многих местах, а то, что легкодоступно, всегда стоит меньше. С развитием торговли стала дешевле доставка, и цены упали еще больше.
Комментарии
Отправить комментарий