Экономическое насилие над женщинами в Ида-Вирумаа приобретает новые формы
Отметивший 4 марта свое десятилетие Ида-Вирумааский опорный центр-приют для женщин все больше сталкивается с новыми видами насилия, которые связаны с экономической ситуацией и информационным обществом. Например, женщины все чаще становятся жертвами насилия экономического, или попадают в разной форме под пресс долгов. Речь не только о том, что семья когда-то взяла кредит, а теперь не в силах его вернуть, потому что доходы упали или потеряна работа. Как беда, по пословице, не приходит одна, так и долгов у женщины может быть много — банковские, коммунальные и прочие.
”Денежный вопрос” еще и портит семейные отношения, и случается, что на этой почве дело доходит до давления и рукоприкладства. "Бывает, что муж не работает, его счета заблокированы, и тогда он вынуждает жену брать ссуду. Или крадет ее банковскую карточку и вовсю пользуется ею", — рассказали корреспонденту ”ИП” сотрудники центра-приюта.
Еще один вид насилия, который принесло нынешнее время, — плохо кончающиеся знакомства, которые начинаются в Интернете. Нередко после таких встреч женщины жалуются, что становятся жертвами грубого насилия на первой же личной встрече с партнером.
В Ида-Вирумааском опорном центре-приюте также стало больше совсем молодых клиенток, практически вчерашних девушек. То есть насилие ”молодеет”.
От консультации до крыши над головой
Открывшийся в канун Женского дня в 2006 году центр-приют за эти годы выработал определенную систему поддержки женщин, которые становятся жертвами разных видов насилия — преимущественно семейного. В эту систему входят круглосуточный телефон помощи 5333 2627, психологические, юридические, социальные, долговые консультации, предоставление временного убежища.
Для временного убежища у центра сейчас есть две квартиры на территории волости Йыхви, адреса которых по понятным причинам не афишируются. Здесь женщина одна или с ребенком может, заключив договор, без платы за аренду провести от одной ночи до нескольких месяцев.
"Всего за десять лет в наш центр обратились за помощью — кто один раз, кто несколько — 743 женщины, в среднем в год бывает 580 разных обращений. В том числе услугой этих безопасных квартир воспользовались 187 человек. Если считать в ночлегах, то женщины провели в безопасных квартирах 5935 ночей, а дети — 6585. Вдумайтесь, из этих ночей складывается более десяти лет, из-за насилия проведенных людьми вне дома", — подчеркивает заведующая центром Лилли Андреев.
Во время психологических консультаций клиенток стараются не просто эмоционально поддержать в трудной ситуации, но и помочь по-другому взглянуть на нее и найти для себя выход, сказала психолог центра Вера Юхансон.
"Если женщина оказалась в паутине долгов, то наша помощь — и объяснить возможности, которых человек обычно не знает, и помочь в отношениях с кредиторами или исполнителями", — добавила долговой консультант приюта Кароли Пыллумяэ. Должники часто не знают, что можно договориться о снижении интрессов, о составлении графика погашения задолженности, о платежном отпуске, о том, что определенную сумму на счету женщины арестовывать нельзя. С другой стороны, обращение к консультантам приюта не значит, что о долге можно вообще забыть; достигнув с кредитором договоренностей, женщина должна выполнять взятые на себя обязательства (следовать графику погашения и т.п.).
По словам дающей в центре юридические консультации Яны Таниссаар, на этом участке работы самая главная проблема — разводы и минимизация их отрицательных последствий, прежде всего для детей. Случаи здесь бывают весьма тяжелые: то отец после развода похитит ребенка, то возьмет пообщаться и потом не отдает — а речь-то идет о младенце, которому без матери никак не обойтись. В спорах о праве родительского попечения представитель центра-приюта также выступает иногда и как юридический представитель женщин.
”Когда они уходят, мы думаем, что это провал”
Представители центра опровергают предубеждение, будто их контингент — сплошь наркоманки, алкоголички и прочий элемент, который сам ”притягивает” проблемы. Таким женщинам, например, услугу безопасной квартиры не предоставляют, поскольку тогда квартира перестанет быть безопасной. В целом же обращающиеся за разными услугами в центр — это срез общества. Три четверти из них — русскоязычные, больше всего — из Кохтла-Ярве, но так или иначе бывают из всех самоуправлений.
"Обратиться в опорный центр-приют — это желание самой женщины, она должна быть готова и сама что-то предпринять для улучшения своей жизни. Мы только покажем дорогу для этого. Честно говоря, когда после приюта они возвращаются домой, нам кажется, что это наш провал, что ”сила любви” вновь толкает их на дорогу проблем. Но все-таки у нас женщины получают опыт жизни без насилия, а это что-то да значит. Ну а некоторые — и не единицы — действительно потом вновь обращаются к нам за помощью", — говорят Лилли Андреев и член правления центра Эне-Эха Урбала.
Примечательно, что центр после того, как женщина ушла отсюда, сам никаких отношений с ней не поддерживает, чтобы ничем не выдавать факт ее обращения за помощью.
Свое десятилетие опорный центр-приют для женщин Ида-Вирумаа встречает уже не как НКО, каковым он был в самом начале, а как государственное учреждение системы социального министерства. Мечты работников центра на ближайшее время — чтобы появилась квартира-приют также в Нарве, чтобы началось регулярное финансирование услуги психолога для детей и чтобы в уезде создали круглый стол для регулярного обсуждения проблем семейного насилия. Но это — завтра. А сегодня на торжественном собрании планируется поблагодарить всех тех работников самоуправлений, социальных служб, третьего сектора и прессы, которые содействовали центру в эти десять лет.
Комментарии
Бывает и так, наверное. Только чаще всё наоборот - жена не работает и вынуждает мужа брать кредиты на очередные цацки и тряпки, на поездку за бугор и тд и тп
И вообще - не понимаю женщин, которые живут с теми, кто их избивает, унижает, мешает с грязью. Просто уходите от таких мужиков, а если жилплощадь лично ваша - гоните козла в шею. Обещаниям исправиться и извинениям - не верьте, ибо горбатого исправит лишь могила. Кто раз поднял руку на женщину - сделает это еще и еще.
Да, умом-то женщины понимают, что надо уходить, но, как правило, за годы проживания с такими мужиками у них возникает психологическая зависимость от них, которую не каждая может разорвать, и не каждая увидеть. Кроме этого они терпят таких из-за других страхов: стыдно перед людьми, боязнь остаться навсегда одной, проблем в будущем и т.д. Таких семей на самом деле много, просто на люди всё это не выходит и со стороны они кажутся хорошей семьей. А вот интересно (из области фантастики вопрос), если бы женщины в одночасье перестали бы терпеть таких мужчин и в случае унижений, пьянства, побоев, пьянок и гулянок и т.д. сразу рвали бы с ними отношения, изменились бы мужчины, ну хотя бы в следующем поколении?
да.
Состоятельные - нет.
Состоятельным деньги жены как-то не очень нужны. Да и бить супругу для них откровенно глупое занятие. Пьянки регулярные могут быть, но этим страдает лишь часть, так как это не способствует росту капиталов. Так что состоятельные вроде как ни при чем, получается. А вот вчерашние гопники вполне могут быть и причем - ума на образование нет, криминальные наклонности (весьма притягательные для большинства женщин), тяга к выпивке или веществам, отсутствие тяги к работе и обеспечению семьи. Это опять вопрос, что современные дамы испытывают тягу к тем, в кого влюбляться по хорошему совсем не следовало бы. Виноваты только сами.
Чушь. Проблема не стоит выеденного яйца. партнер не зарабатывает - доступа к деньгам нет. Все, собственно. Жалеющий сам(а) виноват(а).
Ну вот. В члене ЕС и вдруг обнаруживается такое, что люди вынуждены скрываться от озверевших супругов. Нехорошо.
Отправить комментарий