А если этот волшебник не придет никогда?
20 июня Рийгикогу принял новый Закон об основной школе и гимназии. В связи с этим я и хочу поделиться с читателями некоторыми своими мыслями и наблюдениями.
Суть изменений, которые несет новый закон, в том, что усиливается роль директоров в управлении школой (они сами будут решать, кому из работников сколько платить), снижается проходной уровень государственных экзаменов (с 20 пунктов до 1), есть и другие «прелести».
Не берусь судить о мотивах, которыми руководствовались чиновники, когда принимали те или иные решения: все равно это мало что меняет. Особенно в эстонских реалиях, и особенно, в нарвских... Стоит посмотреть на то, как живем мы сами, как принимаем решения и несем ли за них ответственность. Иными словами, как мы осуществляем личный жизненный замысел.
Так случилось, что я изо дня в день сталкиваюсь с феноменом ответственного или безответственного поведения нарвитян относительно своего будущего. Я - карьерный консультант, ко мне приходят, когда нужно определиться с выбором профессии и обучения, в случае ухода из учебного заведения по своему желанию и при конфликтных ситуациях, и при необходимости составить документы, оформляясь на работу или учебную практику. Все, что угодно, если это связано с карьерными вопросами. Давайте проведем один день вместе!
Первый клиент. Женщина, 42 года. Зажатая, в глаза не смотрит, явно испытывает мучительную неловкость от того, что приходится обращаться к консультанту. «Все плохо, работы нет, как сократили несколько лет назад, больше не работала. Никогда сама никуда не устраивалась, что говорить, не знаю. Составлять документы? Нет, что вы, они же на эстонском, да?».
С ней мы будем работать месяц, за это время корректируем самооценку, учимся смотреть в глаза и составлять СV. И приходим к выводу, что эстонский язык, все- таки, стоило бы учить.
Клиент номер два. Девушка, 22 года. Интеллектуальный тип, грамотная речь, очки в черной оправе, воздушная и приятная. «Я кандидировалась на работу трижды, и все три раза не прошла. Во мне что-то не так. Скажите, что?» Выяснилось, что она пыталась устраиваться на работу туда, где, по умолчанию, такой тип не нужен. Просто потому, что там, на рынке и в магазине Маxima, она выглядит, как борец сумо в Большом театре. Понадобился всего час, чтобы понять и обсудить те сигналы, которая подает девушка миру, и те возможные места трудоустройства, которые могли бы ей подойти. Через три недели она приходит благодарить - за это время нашла место работы, там ее приметила следующая фирма, где теперь девушка и работает.
Клиент номер три. Грустный пацанчик 17-ти лет просит помочь составить и активировать СV на трудовом портале. Вместе заполняем данные. На вопрос о гражданстве убежденно разъясняет: « У меня нет гражданства, батя говорит, что скоро Советский Союз вернется, поэтому нечего заниматься эстонским и гражданство принимать. Мы подождем. У нас все в общаге так говорят». Сочувствую, но молчу, ибо понимаю, что для определенного нарвского контингента подобная иллюзия, когда мечтать, в принципе, не о чем, пожалуй, единственная доступная мечта.
Четвертый клиент. 17-летний упитанный детина, классический Недоросль, лениво разваливается в кресле. Вместе с ним на краешек дивана примостилась мать - сухонькая изможденная женщина средних лет, которую мне хочется обнять, поддержать чем-то сразу же, с момента, как они вошли- такая недолюбленность сквозит в каждом движении.
Сынок пришел сообщить о том, что прекращает учебу «по собственному желанию». Выясняется, что за собственным желанием прячутся 18 годовых двоек и 200 прогулов, что, собственно, означает, что персонаж будет отчислен через неделю. Развиваю мысль о планах юноши на будущее, в ответ, с закатыванием глаз, вялое «Мне скуууучно, я на строителя пойду, там проще, мне друг сказал».
Учиться молодой человек явно не собирается и давно не вспоминал, как это делается. После того как за ним закрывается дверь, мать обреченно шепчет: «Не знаю, что делать с ним, тяну-тяну, только ест да спит. А я и сама не работаю, на пособие живем. Да сейчас вся молодежь ведь такая».
В конце дня, будто оспаривая наблюдение несчастной матери, заглядывает пара молодых людей, которая за хорошую учебу отправляется учебным заведением в поощрительную поездку в Германию. У этих другие заботы - на каких языках требуется говорить, какие документы взять.
И так изо дня в день. Жизнь разворачивает живописную картину того, как каждый из нас выстраивает судьбу.
Возможно, я бы не стала писать об этом, если бы не провела чуть ранее годовой карьерный проект для молодых безработных нарвитян. Молодые безработные - это люди до 27 лет. Уже усталые, уже разочаровавшиеся, уже побитые жизнью, а, возможно, своими иллюзиями. Часть из них приходила к выводу, что пора доучиваться или учиться заново, другие злобно комментировали: «Все знают, что в Нарве на работу только по знакомству берут, чего я париться должен, у вас одни теории».
Тенденция сохраняется: одни понимают, что только им под силу перестраивать свою жизнь, вторые ждут, что придет работодатель - чиновник - депутат и волшебным образом улучшит ее. Третьи отчаялись ждать, потому что видят, как изворачивают сильные мира под себя законы, как «своим» сходят с рук предписания языковой инспекции, а иные теряют рабочее место; как директора, прийдя в школу, вьют в ней семейное гнездо за казенный счет, выживая неугодных, а вместо них сажая на должности мужей, дочерей и любимых подруг; как целые города в лице их властей позволяют себе игнорировать законы...
Смотрю я на происходящее в Нарве, и в голове часто возникает фраза, услышанная от одного нарвского священника: « Это ведь не Бог, это вы себе такую жизнь обустроили!»
К чему я это? Да все к тому же: это вам, дорогие люди, нарвитяне, решать, будете вы учиться на 1 балл или на 90, станете вы учиться профессии или удовлетворитесь пособием по безработице, будете ли сидеть на опостылевшем рабочем месте, подчиняясь самодурам или найдете лучшее; отсидитесь на выборах за телевизором, продадите голос за продуктовый набор или проголосуете так, чтобы следующие годы можно было гордиться своим городом, его дорогами, цветами и фонтанами.
Все мы хотим жить лучше. Но, может быть, сегодня вы зададите себе вопрос: что ВЫ делаете для себя, чтобы это было так?
Наталья Дехант,
карьерный консультант, Нарва
Комментарии
ИМХО: автор, не пишите больше никогда, не ваше это.
Пишет автор как раз хорошо. Только сильно это раздражает центристов.
Отправить комментарий