"Инсайт" о тяжелой руке эстонского правосудия: произвол полиции или несчастный случай?
Четыре года назад Олег Пулатов пострадал от жесткого задержания полиции - сломанная лицевая кость и корень зуба, разрыв носовой пазухи. Внутренний контроль Идаской префектуры и прокуратура не нашли нарушений в действиях оперативников. 16 сентября 2020-го в Европейском суде по правам человека Эстония признала, что правоохранители превысили полномочия.
Вы бандиты или полицейские?
"Били кулаком. Один удар, второй удар. Затем темнота - будто свет выключили", - рассказывает Олег Пулатов.
16 октября 2016 года он ехал в автомастерскую города Тамсалу, чтобы расплатиться за ремонт машины. По пути Пулатов заметил патрульный автомобиль полиции, но не придал этому значения. Лишь завернув в тупик, он понял, что стал участником сцены, достойной голливудского боевика, где ему была уготована одна из главных ролей.
Остановившись, Пулатов почувствовал неладное - его автомобиль окружили вооруженные оперативники. Мужчина утверждает, что не сопротивлялся и сначала поднял руки, после чего положил их на приборную панель. Полицейские открыли дверь и пытались вытащить его наружу, но этому мешал пристегнутый ремень безопасности.
"Я кричал: ремень-ремень", – рассказывает Пулатов. По его словам, в следующее мгновение он получил два сильных удара в правую часть лица.
Свидетели тех событий признают, что задержание было жестким. После того как Олега увезли, на земле остались лужицы крови. "Я спросил: вы бандиты или полицейские. Они сказали, что полицейские", - говорит Пулатов.
Вытри кровь, иначе будут проблемы
Олега задержали по подозрению в причастности к организованной преступной группировке, которая промышляла кражами лодочных моторов и мошенничеством. Дело дошло до суда лишь в этом году. Жалобы Пулатова на действия оперативников внутренний контроль Идаской префектуры и прокуратура оставили без внимания.
"Уголовное дело закрыли по причине отсутствия состава преступления, у полицейского не было желания причинить вред подозреваемому", – поясняет пресс-секретарь Вируской окружной прокуратуры Мария Гоньяк.
В тот день помимо Пулатова задержали еще двух человек, в том числе его пасынка. Последний не видел разбитого лица отчима, но понял, что при задержании что-то пошло не так. "Я услышал разговор двух оперативников. Один из них сказал, что машину нужно быстро вычистить от крови, иначе у них будут проблемы", - утверждает Роберт (имя изменено – прим. ред.).
Супруга Пулатова попросила изменить настоящие имена членов семьи Олега, поскольку боится потерять работу. Ее имя заменили на Пирет. "Я была шокирована, увидев мужа. Я спросила: почему он так выглядит. Мне ответили: специальные меры", - вспоминает она.
Пирет сделала четыре снимка, с которых начнется уголовное дело о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции.
"Настоящее гестапо"
"Полиция была обязана вызвать скорую", - считает представитель Олега Пулатова, помощник адвоката Кристьян Тууль. Впрочем, по неизвестным причинам правоохранители этого не сделали. Вероятно, они считали, что травмы задержанного были незначительными.
Медицинскую помощь Пулатов получил более суток спустя, после того как дежурная медсестра Вируской тюрьмы отказалась определять его в камеру. "Она сказала: мне покойники не нужны, везите его к врачу", - рассказывает Пулатов.
В ходе медицинского осмотра врачи констатировали: перелом лицевой кости без смещения, разрыв носовой пазухи. По словам Олега, после того задержания он до сих пор страдает от головных болей и не чувствует трех зубов. Стоматолог установил, что от удара полицейского корень одного зуба лопнул пополам.
"Настоящее гестапо, творят что хотят", - возмущается Роберт. Супруга Пулатова Пирет также не стесняется в выражениях: "Это просто издевательство".
Кто за это ответит - хороший вопрос
Ежегодно прокуратура и полиция проверяет несколько десятков жалоб о превышении полномочий оперативниками. Из них обоснованных жалоб, которые доходят до суда, можно пересчитать по пальцам одной руки. Напомним, что после проверки внутренний контроль Идаской префектуры не нашел нарушений, а прокуратура закрыла дело по причине отсутствия состава преступления.
Помощник адвоката Кристьян Тууль считает это решение необоснованным: "Следственные мероприятия проводили очень медленно, небрежно и поверхностно". Он добавляет, что в силовых мерах не было необходимости.
У внутреннего контроля другое мнение. Из материалов проверки следует, что при задержании Пулатов мог оказать сопротивление. Кроме того, оперативников проинструктировали, что "может быть вооружен". Поэтому задержание должно было быть решительным и быстрым.
"Оценка рисков зависит от множества факторов, к сожалению, мы не можем раскрывать, как мы пришли к тем или иным выводам", - поясняет руководитель внутреннего контроля Идаской префектуры Марк Черкасов. Впрочем, материалы уголовного дела позволяют понять, на что обратили внимание полицейские.
Олег Пулатов привлекался к уголовной ответственности дважды. В 1993 году за кражу и в 2000 году за вымогательство с "помощью предмета, похожего на оружие". Последний эпизод двадцатилетней давности лег в основу характеристики "может быть вооружен".
"Это вранье, я никогда не оказывал сопротивления полиции. Они пытаются отмазаться", - считает Пулатов. Помощник адвоката Кристьян Тууль обращает внимание, что в оценку опасности его подопечного легли данные, которые не имели под собой никаких оснований. В частности, склонность Пулатова к сопротивлению обосновывалась тем, что противодействие полиции оказывал вовсе другой человек из предполагаемой группировки.
"Кто за это ответит, хороший вопрос. Пока получается, что никто", - резюмирует Тууль.
Может ли пощечина ломать кости?
Краткий ответ прокуратуры и внутреннего контроля на эти претензии звучит так: задним умом все крепки. Полицейские не могли знать, что Олег не будет вооружен. А отсутствие сопротивления объясняется "быстрыми и эффективными действиями оперативников".
Ключевой момент этого спора - как Олег Пулатов получил свои травмы. Согласно показаниям подозреваемого полицейского, он пытался оглушить потенциально опасного преступника двумя пощечинами - это допустимый прием. Пулатов утверждает, что его били кулаком.
"Я же не дурачок. Разве бывают переломы от пощечины? Зуб тоже сломали", - недоумевает Олег.
В ходе уголовного дела провели несколько экспертиз. Первые говорили в пользу Пулатова - скорее всего, удары были нанесены кулаком. "Мнение четырех экспертов, подтвердивших слова пострадавшего, против показаний подозреваемого полицейского. Поверили версии последнего и закрыли дело", - иронично улыбаясь, говорит Кристьян Тууль. По его словам, в деле были и другие нестыковки, но внутренний контроль и прокуратура закрыли на них глаза.
Как такое возможно? Опуская лишние подробности разбирательства, ключевую роль сыграла последняя экспертиза. В ней поменяли главный вопрос, и специалист указал, что версию о том, что такие травмы могли быть нанесены случайным ударом крепкой части ладони "исключать нельзя".
Эстония признает вину
"Побили, покалечили, жизнь испортили и думали, что это сойдет им с рук", - утверждает Олег Пулатов. Его супруга Пирет с ним согласна: "Они целенаправленно пытались замять это дело".
Эти претензии к следствию и проверке действий оперативников можно было бы назвать пустым звуком, если не одно большое "но". Пулатов дошел до Европейского суда по правам человека, и 16 сентября 2020 года Эстония решила не спорить и признала свою вину.
"Мы не говорим о системной ошибке. Случай Пулатова - достойное сожаления исключение", - поясняет представитель Министерства иностранных дел Эстонии при ЕСПЧ Марис Куурберг. Она добавила, что государство не видело смысла разбирать этот случай по существу, поэтому это не значит, что Эстония согласна со всеми претензиями Пулатова.
"Важно, что государство признало сам факт нарушения и согласилось выплатить компенсацию в размере 11 700 евро, которую оно должно перечислить в течение трех месяцев", – парирует представитель Пулатова, помощник адвоката Кристьян Тууль.
Семья считает сумму компенсации смехотворной и копит деньги для пересмотра дела в Эстонии. "Дело не в деньгах, а в принципе. В том, что полицейские повели себя неправильно", - говорит Пирет. Представитель Пулатова поясняет, что сам факт назначения денежной компенсации может помешать пересмотру дела в Эстонии - вроде как страна загладила свою вину. Тем не менее Олег намерен идти до конца.
"Я хочу, чтобы Государственный суд Эстонии принял мою жалобу и во всем разобрался. Как положено, по закону. Я бы очень этого хотел", - говорит он.
Комментарии
А почему не ведётся подробная видеосъемка задержания. В этом случае и полицейский станет думать о своих действиях, да и задерживаемый будет защищён от незаконных действий.
Так грабил гаражи или нет?
Люблю Марию....
Лучше перебздеть, чем недобздеть - это по поводу действия полиции.
А представьте такую ситуацию - полицейские вежливо просят выйти из машины и получают пулю в голову. И остаются без отца, мужа, сына много людей. И это реальность.
Мужчине не повезло, если он действительно был не причастен. Но не было бы судимостей "с применением", то и не было бы жёсткого задержания.
Полицейское государство, чего тут ещё скажешь. Одна укусила мента, ей срок дали, а эти человека покалечили, и ничего.
обидели ангела-ни за что-ужас!
Отправить комментарий