"Инсайт": строительство нового мола в Нарва-Йыэсуу может пролить свет на семейную трагедию
В Нарва-Йыэсуу находится поистине уникальный пляж: 7.5 километров береговой линии обрамлены сосновым лесом. За долгую историю это прекрасное место обросло немалым числом тайн и легенд. И одна из них может наконец раскрыться благодаря разрушенному молу.
Полувековая трагедия
22 декабря 1971 года близ берегов Нарва-Йыэсуу затонул рыболовецкий тралбот (СТБ)-Э7200. На его борту было пять человек: капитан Александр Щербак, старший механик Василий Кулигин, механик Юрий Иванов, тралмастер Петр Шмелев и помощник капитана Василий Морозов. Последнему было всего 38 лет. Его сын узнал о случившейся трагедии во время школьной перемены – в школе заговорили, что близ берегов родного для Сергея Морозова города перевернулась рыбацкое судно. Придя домой, он узнал, что на борту был его отец.
В первый день после крушения спасательные работы были осложнены погодными условиями – на море бушевал девятибалльный шторм. Был сильный снегопад. Днем позже спасатели смогли начать простукивать судно и нашли двоих механиков – им удалось спастись. "Их вырезали и подняли. Капитана нашли через какое-то время во льдах, он был передавлен до неузнаваемости. А двоих так и не нашли. Не нашли тралмастера и моего отца – помощника капитана", – вспоминает Сергей Морозов.
Рыболовецкий тралбот. Автор: ERR
Крушение судна списали на стихию. Оставшийся на месте трагедии остов медленно покрывался песком и в конце концов оказался полностью погребен на дне залива. Память о месте крушения и единственная юношеская фотография отца – это все, что осталось у Сергея Морозова после гибели близкого родственника. Судно покоится в 50 метрах от конца ржавого и полуразрушенного мола. Именно сюда каждый год приходит Морозов, чтобы почтить память своего папы. "Нет захоронения как такового. Я взял землю с залива и закопал вместе с похороненной матерью", – рассказывает Морозов.
Разгадка близка
О случившемся начали забывать. Сейчас о трагедии напоминает только памятник погибшим рыбакам, установленный в рыболовецком колхозе "Октябрь". Однако спустя полвека городские власти задумали построить новый мол, и о судьбе погибших тралмастера и помощника капитана заговорили вновь. Ведь их тела так и не удалось найти.
Советское наследие
Построенный еще во времена СССР мол должен был немного успокоить бушующие в Нарва-Йыэсуу штормы. Первоначально постройку хотели сделать из гранита – буквально собрать камни на эстонских полях и построить из них мол. Автором этого плана стал молодой инженер Ааво Райг. Но его задумке не суждено было осуществиться. Строить приехала фирма из Ленинграда.
Как вспоминает Райг, ходили слухи, что у предприятия были какие-то проблемы и они с радостью взялись за дополнительную работу. "Они же не пойдут по эстонским полям искать и собирать камни! Вот они и выбрали свой проект, согласно которому они могли бы работать с привезенным с собой железом", – объясняет Райг.
Закончить строительство не удалось. Об этом до сих пор напоминают сложенные вокруг мола бетонные плиты. Предполагалось, что на финальном этапе строительства этими плитами накроют конструкцию. Это должно было сделать постройку прочнее и долговечнее.
"Проклятое" место
В итоге недостроенный мол стал настоящей головной болью. Официально прилегающая к молу территория не является пляжем, но сюда постоянно приходят местные жители, чтобы насладиться солнцем и речной водой, которая, как правило, теплее воды в заливе. "Были случаи, когда ветер меняет направление, а люди в это время находятся в воде. Там образуются водовороты, и люди из-за этого тонут. Несколько лет назад тут в беду попали две девочки и двое мужчин, которые отправились на помощь тоже утонули. Всего погибло четыре человека", – вспоминает руководитель Нарвского кордона Райво Метсма. Речь идет о трагедии, случившейся летом 2015 года. Тогда в воде погибли две десятилетние девочки и двое мужчин. Одному был 31 год, другому – 49 лет.
Но человеческими "жертвами" местная стихия не ограничивается. Из-за погодных явлений, постоянных штормов и разрушенного мола мы каждый год теряем эстонскую землю и прекрасный пляж. "Песок уносит на российский берег. А когда он пересек границу и оказался на том берегу – это уже не наш песок. Мы назад его уже не получим", – говорит инженер Ааво Райг.
Потерянный центр
Если очень упростить: ветра и шторма, которые идут со стороны моря, подхватывают песок и двигаются дальше, в сторону устья реки. Когда мол был цел, он останавливал движение песка. Но разрушенное сооружение пропускает его дальше. Часть оседает в устье реки, обмеляя его. Часть оседает на соседнем, российском берегу. Чтобы убедиться в масштабе проблемы, съемочная группа "Инсайта" идет на борт пограничного катера. За считанные минуты нас довозят до крайне необычного места: судя по карте под нами должно быть не менее трех метров воды и только затем песок. Но монитор в реальном времени показывает, что от поверхности нас отделяет всего лишь метр и 70 сантиметров. "Если бы сюда зашла большая яхта, с этого места она бы не сдвинулась", – констатирует Метсма.
Проблема с постоянным обмелением устья реки настолько масштабна, что стоила местным жителям одного из самых амбициозных проектов – превращения здания заброшенного "Трал флота" в модный яхт-центр. Идея построить в курортном городке базу для яхтсменов появилась еще в 2002 году. За проект должен был взяться известный бизнесмен Ааре Кеэп. Но спустя почти 20 лет вместо прекрасного центра на берегу реки все так же виднеется тень былого рыбзавода. "Я несколько раз общался с собственником. Он тоже сказал, что пока не будет восстановлен мол, пока не будет сделано углубление входа в реку, реализация данного проекта просто бесперспективна", – подтверждает мэр Нарва-Йыэсуу Максим Ильин.
Новый мол
Очевидно, что необходимость постройки нового мола в устье Наровы сложно переоценить. Это не просто красивое сооружение, которое будет радовать глаз местных жителей. Местные власти уже давно вынашивают идею о строительстве нового, современного сооружения. Начинание поддерживают и в Министерстве окружающей среды. На проекте нового мола даже отметили место, где покоится затонувший тралбот, и спроектировали мол так, чтобы судно не оказалось замурованным навечно. По иронии судьбы, спустя 30 лет за проектирование нового мола снова сел Ааво Райг. Тот самый инженер, который уже однажды проектировал гранитный мол.
Сложно предугадать, удастся ли претворить проект в жизнь, а семье Морозовых получить ответ на тревожащий их вопрос: что стало с их отцом и дедом? Строительство нового мола обошлось бы городу приблизительно в 8 млн евро, и понятное дело, без внешней помощи самоуправлению не обойтись. Но если проект дойдет до реализации – одна из тайн побережья наконец-то будет раскрыта.
Комментарии
скажите ещё что всё разрушеное за 30 лет в эстонии .
во всём виноваты русские и путин
И не только ,такие как ты в том числе))))).
я смотрю вы просто ангел неземной.
чтож за 30 лет сделали из страны полную разруху ???
война что ли была ?
чума прошла с косой ?
и т.д.
так что не надо мне пудрить мозги
а за что минус ????
малолетки
у меня сын свалил из родины .
малолетние идиоты
Мне одному кажется попахивает Нью Васюками. )) Сколько можно впаривать и писать про этот бред. Вы еще про навигацию на реке прокукарекайте.
Да на реке-то нормально, средняя глубина 3 метра, а вот на фарватере выхода в залив пиздец... Если мол и построят, туда блять земснаряд на полгода запускать надо...
Правильно, Михалыч, и про мётлы скажи!!!
Какая-то каша: какой-то траулер, ленинградская фирма, девочки утонули, какая-то рыйгаава пытается в России песка накопать.
Автор- наркотики зло ! И алкоголь в большом количестве тоже.
Статья красивая, но как строительство мола раскроет тайну исчезновения двух моряков?
А новый мол, безусловно нужен. Надо писать проект и выходить в европейские фонды, если на местном и республиканском уровне ничего нельзя сделать, как видно- "тянут резину". Дело стоящее.
Отправить комментарий