"Инсайт": заграждения на границе могут положить конец мелкой контрабанде
В Сетумаа все привыкли к тому, что через границу носят контрабанду и водят нелегалов. Польские события могут положить конец этому бизнесу.
Тридцать лет независимая Эстония жила без забора на границе. За это время через зеленую полосу сотни раз носили контрабандный товар, пытались водить нелегалов и даже похитили офицера госбезопасности. В прошлые выходные военнослужащие и сотрудники Департамента полиции и погранохраны начали закрывать границу, сообщила в четверг аналитическая передача "Инсайт" на телеканале ETV+.
Осторожно: двери закрываются!
Заграждения устанавливали резервисты, которых на учения вызвали практически без предупреждения.
"За день до повестки я получил уведомление и подумал: ну что ж, можно потихоньку начинать собирать вещи. А на следующий день я только пришел на работу, как получил сообщение о вызове на сборы. Собрался и первым же поездом поехал в Тапа. Работодатель отнесся к этому с пониманием: если надо, значит надо идти в армию. Государство же нужно защищать!", - рассказал капрал-резервист Арон Макс Тынисте.
Обстановка у наших южных соседей обострилась и времени на раскачку нет. Еще летом польские власти сообщали о росте потока нелегальных мигрантов со стороны Беларуси. Неделю назад многотысячные толпы нелегалов уже пытались штурмовать границы Польши, применяя для этого камни и тараны.
Депутат Европейского парламента, генерал Рихо Террас пояснил срочность задачи так: "Все поняли, что границы вовсе не священны и их защиту нужно выводить на новый уровень, в том числе в Эстонии. У нас границы тоже не имеют никакой осязаемой инфраструктуры. Я считаю, в это нужно очень срочно инвестировать. Если понадобится, значит надо взять кредит на оборонные цели и в нашей зеленой полосе очень быстро выстроить эту инфраструктуру. В этом у меня нет ни малейших сомнений".
Глава Департамента полиции и погранохраны Эльмар Вахер присутствовал в Нарве, когда резервисты разматывали тяжелые мотки с колючей проволокой. "Я очень доволен, что мы это делаем, поскольку я не верю бумагам, я верю настоящим делам. Настоящее дело - оно здесь и это крайне необходимо делать", - сказал Вахер.
Жители приграничья "гостей" не боятся
Вполне естественно, когда генералы считают нужным строить фортификации. "Инсайт" решил выяснил, что думают о нежданных мигрантах те люди, кому от порога до Российской Федерации рукой подать. Наш опрос в Сетумаа показал, что единого мнения о заграждениях на границе нет, зато все уверены, что мигрантов этот регион не интересует.
"Что им здесь делать? Я вот пенсионер и мне нечего тут делать!" - заявил житель Пылва Карл.
Такого же мнения придерживается и другая жительница Пылва. "Они могли бы перейти границу, почему бы и нет, но они же не останутся, они хотят в страны побогаче попасть!", - сказала женщина.
Тем не менее женщина уверена, что заградительную линию каждое государство должно обеспечивать. А вот житель Вярска Энн считает, что можно было бы поберечь деньги налогоплательщиков: "Может быть, можно электронно следить за границей? Это дешевле, наверное, чем строить забор!".
Бывший старейшина Пылва, а ныне член волостного собрания Игорь Таро уверен, что Эстония сейчас выстраивает как раз такую инфраструктуру, которую невозможно будет снести первым же массовым напором.
"Когда-то Венгрия возвела временное заграждение и это было хорошо показывать по телевизору, но если бы на него многотысячная орда побежала, то это заграждение долго бы не продержалось. Сейчас, я думаю, у местных еще явного страха еще нет. Ситуация с границей, или с ее скажем, физическим отсутствием - не новая тема. Еще в 2015 году эта тема была очень жестко обозначена для нас", - сказал Таро.
Все привыкли к "дырявой" границе
Игорь говорит о похищении офицера полиции безопасности Эстона Кохвера. В 2015 году он занимался на эстонской приграничной территории контрабандистами, но по версии россиян в момент похищения якобы находился в Псковской области, где вел подрывную работу. "Много было разговоров о том, что мы же говорили, ну мы же говорили! У нас тут границы никакой нормальной нет и ее нужно выстраивать!", - вспоминает Таро.
В 2015 и 2016 году были и другие поводы задуматься о том, чтобы поставить нормальный забор на границе. Многочисленные мигранты пытались проникнуть через Россию в Норвегию и Финляндию. Однако остро вопрос до сих пор не стоял, поскольку многотысячные толпы никогда границу не переходили.
Действительно, наша юго-восточная граница - это просто полоса в лесу, но она далеко не везде пригодна для пересечения. В лесу очень много болотистых участков, через которые не пройти и не проехать.
"Те места, где переходят - это старые дороги, которые использовались раньше, когда границ не было, - рассказал Таро. - Во времена первой республики сетуские деревни соединялись дорогами. В советское время там тоже границы не было. Когда появилась государственная граница, то на эти дороги установили какие-то препятствия, но эти дороги все же пригодны для перехода".
Были случаи, когда пытались провести группы жителей Юго-Восточной Азии, человек по 10-15. Их ловили уже в нескольких километрах от границы, поскольку местные жители сообщают о подозрительных людях в погранохрану.
Что изменит колючка и забор
С появлением нового забора бизнес контрабандистов, безусловно, усложнится: одно дело бегать на свой страх и риск от патруля и совсем другое - лезть через ряды колючей проволоки с мешком сигарет. Снизится и риск оказаться в Лефортовской тюрьме, как это случилось с Эстоном Кохвером. Ему пришлось отсидеть год прежде, чем его обменяли на Алексея Дрессена, который тоже был обвинен в шпионаже, но в Эстонии.
И все-таки и временные заграждения, и пограничная стена нужна не от шпионов, а от вероятного наплыва больших масс людей. С такой угрозой пограничники столкнулись впервые.
"Вот таким образом, чтобы приехать на место, к границе, чтобы установить здесь все наши службы поддержки, связь, чтобы знать, что делают российские пограничники - такое мы делаем впервые", - рассказал глава Департамента полиции и погранохраны Эльмар Вахер.
Угроза есть, угрозы нет
Главный вопрос в этом контексте: зачем заграждения? Есть ли вероятность, что мигранты могут появиться на наших границах и откуда эти люди могут к нам прибыть? Ходили слухи о возможном использовании для переправки мигрантов псковского аэропорта, но наши собеседники считают, что всерьез эту версию рассматривать не стоит.
"Роль этого аэропорта минимальна. Куда более вероятно, что тех же людей, которых сегодня в Беларуси около 30 000, засунут в автобусы и отвезут в другое место, откуда они появятся у нас. Мы видели уже, что такое возможно", - сказал депутат Европарламента Рихо Террас.
По мнению командующего Кайтселийтом Рихо Юхтеги, у нас тоже скорее могут появиться мигранты не из России, а из Беларуси, которые прибудут через Латвию.
Элмар Вахер также считает, что в ближайшем будущем опасности таких событий, как в Литве и Польше, в Эстонии не ожидается. Но зачем тогда организованы срочные работы резервистов, если прямой опасности нет? Дело в том, что кроме возможности заблаговременно перекрыть ходы нарушителям границы, эти учения выполняют и свое прямое назначение - отработать готовность.
Установка забора - тоже учения
Командующий Силами обороны Мартин Херем объяснил, что установка заграждений - это прежде всего учения. Несомненно, эта работа нужна для защиты границы, но для Сил обороны это мобилизационные учения, на которых военные отрабатывают совместную работу с Департаментом полиции и погранохраны.
"Если опасность будет действительно серьезной, то вся проделанная работа нас усилит. Резервисты прибывают на место в день повестки, и на следующий день подразделение уже готово действовать. У нас есть члены Кайтселийта, и если нас предупредить немного заранее, то мы готовы будем действовать еще быстрее", - рассказал Херем.
Юхтеги подтвердил значение добровольцев: "Кайтселийт задействовать легко, у нас есть договор о сотрудничестве с Департаментом полиции и погранохраны. Для выполнения каких-то задач попроще, для поиска людей, выполнения работ на границе не нужно даже распоряжения правительства".
"Я и сам вхожу в Кайтселийт, - сказал Таро. - Если будет какая-то острая ситуация, то, конечно же, все выйдут и помогут".
Житель Пылва Тыну, с которым "Инсайт" поговорил у входа в супермаркет, подтвердил готовность к неожиданностям: "Я старик, мне почти 80 лет, но если что-то такое у нас произойдет, я возьму в руки оружие. Государством я не особенно доволен, но буду его защищать!"
Комментарии
5 сентября 2014 года ФСБ России задержала на эстонско-российской границе сотрудника полиции безопасности Эстонии Кохвера с оружием и большой суммой денег. На следующий день в Москве суд дал санкцию на арест по обвинению в шпионаже. Позже ему были предъявлены новые обвинения: в нелегальном переходе границы, владении оружием и его контрабанде.
"Двадцать шестого сентября 2015 года на пограничном КПП "Куничина гора" в Псковской области на мосту через реку Пиуза произошел обмен сотрудника эстонской спецслужбы Эстона Кохвера, осужденного в России за шпионаж, на Алексея Дрессена, бывшего офицера департамента полиции безопасности МВД Эстонии, отбывавшего наказание за передачу секретных сведений ФСБ России"
даже дату умудрились переврать
— Скажите, а правда, что Кац выиграл в лотерею миллион?
— Правда. Но не Кац, а Рабинович. Не в лотерею, а в карты. Не миллион, а сто рублей. И не выиграл, а проиграл.
так вот для чего забор строят - чтобы кохвер никогда больше не заблудился
Макс Аарон - шикарное имя!
В Европе можно представляться Максом, а в Израиле - Аароном!
Иван Моисей тоже неплохой вариант, берите на вооружение, отцы и мамки!
Ага, и тот и другой русские интерпретации еврейских имён, Иван - Йоханан, Моисей - Моше.
кража века в Эстонии
На Арона посмотрел, даже читать не стал.
арон вполне бодрый, кмк
добрая эстонская классика выглядит так:
rus.postimees.ee/622524/hirurg-estonskie-muzhchiny-prekrasno-gotovy-k-voyne
Чем бы дитя не тешилось, лишь-бы не плакало!
Отправить комментарий