Как это работает. Строители метро.
Пишет Дмитрий Чистопрудов: Один день из жизни бригады проходчиков на участке ветки от депо «Лихоборы» к трассе северного участка Люблинско-Дмитровской линии. Один день, а точнее смена. Под землей нет разницы — день наверху, или ночь.
За неполные четыре месяца новенький, выпущенный в 2013 году специально для «Мосметростроя», тоннелепроходческий комплекс «Херренкнехт» (у нас его назвали «Александра») прошел почти один километр запланированного пути. Сейчас комплекс заканчивает кривую (посмотреть схему) и выходит на прямой участок.
1. Строительная площадка. Где-то там впереди за деревьями будет построено новое депо. Посмотрите, какая чистота на стройке! И это стандартный рабочий день, никаких приездов мэра или высоких начальников. Разрыв шаблонов о подземном строительстве.
Вопрос знатокам-читателям. На фотографии желтый кран (самый правый) разгружает вагонетки с породой через небольшой портал (правее крана) внутрь которого заезжает самосвал. Загруженные самосвалы перевозят породу на 500 метров и выгружают ее на отвал, откуда обычные экскаваторы перегружают породу в другие самосвалы, которые едут уже куда-то далеко на свалку. Вопрос: Почему нельзя загружать сразу те самосвалы, которые будут ездить на свалку. Зачем сделано дополнительное звено с перегрузкой?
2. Портал строящегося тоннеля, где работает «Александра». Жестяная труба — это воздухозабор приточной вентиляции. Дует из него не слабо, скажу я вам.
3. Километр пешком, километр обратно. Туалетов на щите нет, на дизель-поезде кататься запрещено по технике безопасности, а «ходить в тоннель» у мосметростроевцев не принято, это вам не таджикская стройка.
Есть, правда, одна хитрость, но она секретная.
4. Рядом с порталом собран второй тоннелепроходческий комплекс, который сейчас проходит пуско-наладочные испытания.
На фотографии Карсонов Павел, главный сварщик, с 12-летним подземным стажем. На вопрос: «Любите ли вы свою работу?» Павел ответил, что любит, но не так сильно, как свою жену Светлану и детей Ульяну и Тимофея. Попросил его сфотографировать, чтобы жена увидела, чем он занимается на работе.
5.
6. Барокамера для тех, кто собрался ремонтировать или менять шарошки ротора. Давление в забое в 2-3 раза выше атмосферного.
7. Гидроприводы ротора.
8. Выходим к ротору. Саша russos имитирует отсиживание в гипербарической барокамере.
Ротор щита прижимают к лбу забоя, максимально выбирают грунт, а в забой подают сжатый воздух для его стабилизации. Рабочие сидят на откидных креслах в барокамере, почитывая журналы и ожидая, пока давление в ней постепенно сровняется с давлением в забое. Если переход на повышенное давление проходит быстро, то вот обратная декомпрессия занимает очень много времени, чтобы уменьшить риски подорвать здоровье.
9. Ротор щита.
10.
11. Общий вид тоннелепроходческого комплекса.
12. Идем к «Александре».
13. Сейчас по тоннелю проложенные временные пути для дизель-поезда, который курсирует каждые полчаса, доставляя к забою тюбинги и различные материалы, а также вывозит на поверхность отработанную породу.
14. Дизелевоз в конце комплекса во время загрузки породой.
15. Геннадий Павлов, машинист. Очень доволен своей новой Шомой.
16. К сожалению, похвала уходит не отечественному производителю, а снова немцам из Schoma Lokomotiven.
17. С машинистом согласен и Игорь Толстов, который уже 14 лет занимается обслуживанием дизелевозов Schoma.
— Много разных машин пробовали во время строительства под Ламаншем, и только Шома зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Отличная техника.
18.
19. Тоннелепроходческий комплекс похож на передвижную станцию с двумя платформами по бокам и временными путями по центру.
20. Сам комплекс передвигается по своим собственным направляющим, которые наращивают по мере движение щита вперед.
21.
22. Бригадное звено во время минутки отдыха, пока состав на откатке. Костяк бригады работает вместе уже 20 лет, с 1994 года.
23. Звеньевой Александр Хильченко. Каждая бригада делится на три звена. В каждом звене есть свой начальник, он же машинист комплекса или пилот щита, он же звеньевой.
24. Кабина пилота.
25. В среднем данный щит проходит 50-60 мм за минуту.
26. В привезенные на вагонетках тюбинги вкручивается металлический палец, за который блок фиксируется в зажиме тельфера (подвесного грузоподъемного устройства с электрическим приводом) и транспортируется к конвейеру в лотке щита.
27. Азаров Артем — самый молодой проходчик в звене. Ему 26 лет. Пошел в строители метро из интереса. После лицея Артем отучился год в учебно-курсовом комбинате, получил удостоверение проходчика и уже 4 месяца работает на щите, с момента его пуска.
28. Конвейер в лотке щита, с помощью которого блоки подаются в блокоукладчик.
29. Перед установкой блоки моют.
30. На момент съемки было пройдено более 635 колец. При их длине 1,4 метра это составляет 889 метров. В день комплекс проходит до 10 колец.
31. Роганов Юрий, проходчик. Работает с 2006 года.
32. Евгений Бутузов, проходчик и электрослесарь, работает в шахтах с 87 года. У него двое сыновей, но к подземным работам они интерес не испытывают.
33. Бобров Александр начал работать под землей, когда я еще не родился. Стаж 32 года.
— Если вспомнить первые машины, на которых приходилось работать, то эта — просто чудо техники.
34. Щит с грунтопригрузом.
36. Лазерный теодолит для навигации под землей.
37. Порода по конвейеру подается через весь комплекс на отгрузку в вагонетки.
38. Для откатки породы сейчас работает только один состав. На одно кольцо уходит 6 вагонеток (каждая по 4 куба), а в составе всего четыре. Одной ходки не хватает, и приходится ездить два раза, что неудобно. Скоро в работу пустят еще один поезд. Но работы на щите хватает и сейчас — пока состав на откатке (около получаса), проходчики ведут подготовительные работы. Это укладка рельсового пути, монтаж ходков (пешеходных галерей), наращивание тирант (то, по чему едет сам комплекс), водяных магистралей, вентиляции. Ну и самое главное — монтаж очередного кольца тюбингов.
39. Растворный узел для закачки раствора за обделку, для заполнения пустот. На одно кольцо уходит больше 4 кубов раствора.
40. Иногда растворные каналы для заполнения пустот засоряются и их прочищают длинным щупом.
41. Монтаж кольца. Александр Водянов, машинист блокоукладчика с дистанционным пультом выбирает себе наиболее удобное место для работы. Он подхватывает блок за палец специальным зажимом.
42. Отпускаются домкраты, которые поджимают блоки к установленному кольцу, обеспечивая работу резиновых уплотнений.
43. Потом с ювелирной точностью устанавливается очередной блок.
44. Фиксация шпильками.
45.
46. Вид со стороны щита на блокоукладчик. Осталось установить ключевой блок.
47. Минутное дело — и новое кольцо готово — это еще 140 сантиметров тоннеля.
48. Палец выворачивается, а отверстие закрывается крышкой. Оно понадобится для контрольного нагнетания за обделку, но это уже потом.
49. Вот так строят современные тоннели метро. Комплекс пройдет этот тоннель за год. Поезд метро проедет по этому тоннелю за минуту.
Комментарии
Отправить комментарий